предоставлении земельного участка



                                                                 дело № 2-3081/12                                             

Решение

Именем Российской Федерации

г. Смоленск                                                                                                                        09 августа 2012 г.                                                                                                

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе председательствующего (судьи) Капустина О.А.

при секретаре Сененковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каширцевой Г.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении земельного участка,

установил:

Каширцева Г.В. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) с требованием обязать Департамент предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте г. <адрес>ю не менее 1000 кв.м. и не более 1800 кв.м. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу с проведением за ее счет работ по формированию данного земельного участка. В обоснование иска ссылается на то, что в соответствии с законом <адрес> -з от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального строительства, однако ей необоснованно в этом отказано.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация г. Смоленска.

Представитель истца по доверенности Каширцева Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, сославшись на необоснованность требований Департамента по самостоятельному поиску свободных земельных участков с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.

В представленном отзыве на иск ответчик просил рассмотреть дело без участия своего представителя. Возражая против удовлетворения заявленных требований, отметил, что истец упомянутую выше схему в уполномоченный орган не представила. В свою очередь, обязанность по осуществлению выбора участка земли и формированию земельного участка для его последующего предоставления льготной категории граждан на Департамент не возложена.

Третье лицо - Администрация г. Смоленска в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена, возражений на иск суду не представила.

Заслушав объяснения представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области -з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» инвалидам, ветеранам труда земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.

По делу установлено, что проживающая на территории <адрес> Каширцева Г.В., как <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (вх./З) обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью от 1000 кв.м. до 1800 кв.м. в черте г.Смоленска (л.д.5,6,16).

Не оспаривая право истца на предоставление земельного участка, Департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, истцу о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставления чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности в соответствии с Порядком организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ . В письме также доведено до сведения о том, что в случае не предоставления чертежа в указанный срок документы будут списаны в архив (л.д.5).

Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент имущественных отношений Смоленской области реорганизован в форме присоединения к нему Главного земельного управления Смоленской области переименованием в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, которому переданы функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе - герое Смоленске.

Предоставление земельного участка возможно лишь при соблюдении требований земельного законодательства с учетом правового режима испрашиваемого земельного участка и разрешенного использования (ст. 1 ЗК РФ, ст. ст. 1, 18, 23, 36, 37 Градостроительного Кодекса РФ).

В данном случае истец относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ -з предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных указанным Законом истец не воспользовался.

Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.

Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется в собственность или в аренду без такого согласования мест размещения объектов.

Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предполагает:

проведение работ по формированию земельного участка;

государственный кадастровый учет земельного участка;

проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

При этом проведение работ по формированию земельного участка (п. 4 ст. 30 ЗК РФ) включает в себя:

- подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

- определение разрешенного использования земельного участка;

- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре <адрес> - городе-герое Смоленске.

Порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно регулируется разделом 2.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.

В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Из вышеизложенного следует, что само предоставление земельных участков собственность бесплатно носит заявительный характер; заявление должно быть рассмотрено в месячный срок.

В тоже время для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.

Однако ответчиком не предоставлено достоверных доказательств отсутствия свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте <адрес>, то есть принятие решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно.

Отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Непредоставление истцом чертежа земельного участка, на который он претендует, в данном случае не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку такое основание не предусмотрено законом (п. 4 ст. 28 ЗК РФ). Более того, физическое лицо не может обладать информацией о наличии свободных земельных участков, подлежащих предоставлению для индивидуального жилищного строительства. Возложение обязанности самостоятельного поиска свободных земельных участков на гражданина необоснованно.

Предоставление чертежа земельного участка, предусмотренного п.п. 2.1, 2.2 вышеуказанного Порядка, необходимо в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок. Иное противоречит действующему земельному законодательству и ущемляет права льготных категорий граждан на бесплатное предоставление земельных участков в собственность.

Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением 15 сессии Смоленского городского Совета 4 созыва от ДД.ММ.ГГГГ , установлены предельные размеры земельных участков для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома - минимальная площадь земельных участков - 1000 квадратных метров; максимальная площадь земельных участков - 1800 квадратных метров.

В связи с этим, исходя из предмета иска, учитывая порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, суд считает необходимым обязать Департамент предоставить истцу в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе <адрес>ю, в пределах установленных минимальных и максимальных размеров, с проведением за счет истца работ по формированию данного земельного участка.

Руководствуясь статьями194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить Каширцевой Г.В. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в <адрес> в пределах установленных минимальных и максимальных размеров, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с проведением за счет Каширцевой Г.В. работ по формированию данного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяцасо дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                               О.А. Капустин