о признании противоправными действий по поставке потребителям некачественной продукции



Р Е Ш Е Н И Е

                                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2012г.                                                                                                   г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Киселёва К.И.

при секретаре: Гуренковой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Смоленской области к ООО «Промконсервы» о признании противоправными действий по поставке потребителям некачественной продукции,

                          

у с т а н о в и л:

Управление Роспотребнадзора по Смоленской области обратилось в суд с иском к ООО «Промконсервы» о признании противоправными действий, выразившихся в поставке потребителям некачественной продукции <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, «<данные изъяты>», вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ выработке некачественной продукции: «<данные изъяты>», вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., «<данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., «<данные изъяты>, вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., «<данные изъяты>, вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., «<данные изъяты>», вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ.; понуждении ответчика к отзыву реализованной продукции «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.; «<данные изъяты> вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., «<данные изъяты>, вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ.; понуждению ответчика к изъятию из оборота выработанной продукции «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ, «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., «<данные изъяты> вес <данные изъяты> с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ возложении на ответчика обязанности за счет собственных денежных средств довести через средства массовой информации решение суда.

В обоснование иска приведены ссылки на то, что в отношении указанной продукции допущена двойная маркировка, дано двойное название продукта; по составу жирных кислот и наличию ситостеринов данная продукция не отвечает требованиям, предъявляемым к натуральному молочному жиру и продукту из натурального молока, то есть не соответствует представленной информации и требованиям Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Помимо отмеченных требований, ставился вопрос о признании противоправными действий ООО «Промконсервы» по поставке некачественной продукции «<данные изъяты>, вес <данные изъяты>.», произведенной ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., не соответствующей требованиям Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и ГОСТ Р 53436-2009 «Консервы молочные. Молоко и сливки сгущенные с сахаром. Технические условия»; об обязании ответчика отозвать обозначенную реализованную продукцию и за счет собственных денежных средств донести через средства массовой информации решение суда в случае удовлетворения заявленных исковых требований.

ООО «Промконсервы» посчитало иск безосновательным, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих факт нарушения обществом требований технологических регламентов при производстве продукции. Отмечалось, что проверки в отношении продукции, производимой ответчиком, проведены с нарушением установленной законом процедуры, в связи с чем, представленная Управлением документация не может быть использована в качестве допустимых доказательств по делу.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» оценка соответствия молока и продуктов его переработки, а также процессов их производства, связанных с установленными настоящим Федеральным законом обязательными требованиями к этим продуктам, осуществляется в форме государственного контроля (надзора) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в сфере ветеринарии.

Согласно п. 3 ст.27 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» в случае выявления нарушений требований настоящего Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору и указанные в части 2 настоящей статьи, вправе: выдавать предписания об устранении нарушений и устанавливать обоснованный с учетом характера нарушений срок для исполнения предписаний; принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; направлять в органы, выдавшие сертификат соответствия, или органы, зарегистрировавшие декларацию о соответствии, информацию о необходимости приостановления или прекращения действия декларации о соответствии или сертификата соответствия; привлекать изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; принимать решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве молока и продуктов его переработки, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.

В силу ст. 3 Федерального закона № 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Пункт 1 ст. 40 ФЗ РФ «О техническом регулировании» допускает для органа государственного контроля (надзора) возможность предъявления в суд иска о принудительном отзыве продукции.

По делу установлено, что в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области из Управления Роспотребнадзора по Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ., Воронежского областного общественного учреждения по защите прав потребителей «Гарантия качества» ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Московской области ДД.ММ.ГГГГ., Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу ДД.ММ.ГГГГ Воронежского областного общественного учреждения по защите прав потребителей «Гарантия качества» ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Омской области ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Орловской области ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ поступила информации о несоответствии продукции ООО «Промконсервы» «<данные изъяты>» требованиям Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и ГОСТ Р 53436-2009 (л.д. 20-21,29,33,46,48,50,128,130,133,137,144,147,153).

В отношении указанной продукции проведены лабораторные исследования для определения ее органолептических и физико-химических показателей.

Согласно представленных суду Управлением протоколам лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключениям, составленных на их основании, представленные на исследование образцы молочных консервов «<данные изъяты>, масса <данные изъяты>. с датами выработки ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям действующего законодательства, предъявляемым к жирно-кислотному составу жировой фазы продукта и иным органолептическим и физико-химическим показателям (л.д. 129,131,135-136,145, 149-150,151-152,154).

В протоколе лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ. и экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», проведенных в отношении образца «<данные изъяты>», отмечается, продукция имеет двойную маркировку.

В протоколах от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ и заключениях, составленных на их основании, а также в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ приведены суждения о том, что образцы консервов «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ.; «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ.; <данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> вес <данные изъяты> с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ по составу жирных кислот и наличию ситостеринов не отвечают требованиям, предъявляемым к натуральному молочному жиру и продукту из натурального молока (л.д. 13-18, 23-25,35, 49,47).

Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2008 г. № 1866-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, в который в том числе включен ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовки проб к анализу».

Согласно п. 1.2. ГОСТ 26809-86 партией считают предназначенную для контроля совокупность единиц продукции одного наименования в однородной таре с одинаковыми физико-химическими и органолептическими показателями (одного сорта), произведенных на одном заводе-изготовителе одном технологическом оборудовании, в течение одного технологического цикла, по единому производственному режиму, одной даты изготовления и оформленную одним сопроводительным документом: для сгущенных молочных консервов - продукция одной варки - массы сгущенного продукта, полученного в результате сгущения нормализованной смеси за один цикл работы вакуум-аппарата при периодическом способе сгущения и в результате сгущения нормализованной смеси из одной ёмкости при непрерывном способе сгущения.

Согласно п. 1.4. ГОСТ для контроля качества молока и молочных продуктов в транспортной и потребительской таре по органолептическим и физико-химическим показателям от каждой партии продукции отбирают выборку.

В соответствии с п.1.4.8 ГОСТ объем выборки от партии сгущенных молочных консервов в потребительской таре составляет 3% единиц транспортной тары с продукцией, но не менее 2-х единиц. Из каждой единицы транспортной тары с продукцией, включенной в выборку, отбирают две единицы потребительской тары с продукцией: одну для физико-химического анализа и другую для органолептической оценки.

В силу п. 1.9 ГОСТ контроль качества сгущенных молочных консервов в потребительской таре проводят отдельно по каждой единице тары с продукцией, включенной в выборку.

Согласно п. 1.10 ГОСТ при получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических или физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяют на всю партию.

Согласно п.2.14.3 ГОСТ пробы молочных продуктов должны доставляться в лаборатории сразу после их отбора. До начала анализа пробы молочных продуктов следует хранить при температуре от 2 до 8 °С. Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее, чем через 4 часа после их отбора.

Исходя из вышеизложенного, для определения качества сгущенных молочных консервов по органолептическим и физико-химическим показателям необходимо отобрать, как минимум, две единицы транспортной тары с продукцией, из которых отобрать по две единицы потребительской тары. Соответственно, общее число единиц продукции в потребительской таре, которое должно быть отобрано для первичного анализа - 4 единицы.

При этом контроль качества должен быть проведен по каждой единице тары с продукцией, включенной в выборку. Соответственно, в протоколах лабораторных исследований должно быть указано: количество транспортной тары с продукцией, включенной в выборку; количество единиц продукции в потребительской таре, подлежащих анализу; результаты испытаний по каждой единице тары, включенной в выборку.

Поскольку, при получении неудовлетворительных результатов анализов для распространения результатов на всю партию необходимо проведение повторного анализа от объема объединенной пробы от продукции той же партии продукции, то в протоколах лабораторных исследований также должны содержаться показатели повторного анализа от объединенной пробы.

Отмеченные требования при проведении вышеуказанных исследований соблюдены не были.

В частности, при разбирательстве дела нашли объективное подтверждение суждения ответчика о недопустимости отмеченных доказательств ввиду следующих обстоятельств. В ряде протоколов ( от ДД.ММ.ГГГГ.; от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.) не указан номер партии продукции, из которой производилась выборка образцов; в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ. не указан номер и объем партии; в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ. не указана дата изготовления продукции, номер и объем партии, дата и время отбора образцов; в ряде указанных протоколов исследования проведены за пределами 4 часов с момента отбора продукции. Образцы для проведения повторных анализов не отбирались. В целом ряде случаев анализ проводился лишь по одному образцу продукции, что также является нарушением, поскольку из материалов дела следует, что в каждом указанном в исках эпизоде проводился анализ по физико-химическим показателям и по жирно-кислотному составу, что предполагает отбор 2 единиц продукции из каждой потребительской тары.

Таким образом, допущенные при исследованиях нарушения влекут невозможность достоверного установления партии продукции, на которую распространяются соответствующие результаты проверки, а также данных о том какая именно партия за указанную дату производства и в каком объеме подлежит отзыву.

С учетом изложенного в рамках настоящего судебного разбирательства не представляется возможным установить, что спорная продукция, произведенная ООО «Промконсервы, является некачественной и опасной для потребителей.

Также в материалах дела имеются решения Арбитражного суда Смоленской области, в соответствии с которыми в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Смоленской области о привлечении ООО «Промконсервы» к административной ответственности по ч.ч. 1,2 ст. 14.43 КоАП РФ по факту несоответствия требованиям закона продукции «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.; «<данные изъяты> вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ., «<данные изъяты>» вес <данные изъяты>., с датой выработки ДД.ММ.ГГГГ. (допущена двойная маркировка продукции) отказано на основании не предоставления доказательств виновности общества в совершении вмененного правонарушения.

При таком положении, судом принимается решение об отказе в удовлетворении предъявленного иска.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Смоленской области к ООО «Промконсервы» о признании противоправными действий по поставке потребителям некачественной продукции оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2012г.

Судья                                 К.И.Киселев