Дело № 2-3184/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 августа 2012 года г. Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска в составе: председательствующего (судьи) Киселева А.С. при секретаре Бочкареве И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ионовой В.Ф. о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении дополнительного земельного участка, возложении обязанности по оформлению в собственность этого участка, а также признании незаконным бездействия Администрации города Смоленска по борьбе с овражной эрозией и возложении на данный орган местного самоуправления обязанности по проектированию и постройке водоотводного лотка, у с т а н о в и л: Ионова В.Ф. с учетом уточнения требований обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, приведя в обоснование своей правовой позиции, суждения о том, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ею, инвалидом третьей группы, подано заявление в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также - Департамент) с просьбой о предоставлении в собственность бесплатно либо за плату дополнительного участка земли сопредельного с принадлежащими ей на праве собственности земельными участками, расположенными по вышеприведенному адресу, в целях осуществления растениеводства (выращивания лекарственных растений), садоводства, огородничества и присоединения его к существующему участку. Департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении ее требований со ссылкой на следующие обстоятельства: предоставление дополнительного земельного участка для его присоединения к существующему смежному землепользованию возможно только за плату и с тем же целевым назначением, что и основной земельный участок; предоставление испрашиваемого участка в названных целях не возможно, поскольку градостроительным регламентом зоны Р 1, в которой расположен участок, не допускает такой вид его разрешенного использования, как осуществление растениеводства, садоводства и огородничества; согласно Федеральному закону от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» для садоводства и огородничества могут быть предоставлены лишь участки, расположенные в границах соответственно садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ. Считая приведенные Департаментом доводы неправомерными и указывая, что ни один из них не является достаточным основанием для отказа в реализации ее права, просит признать такой отказ незаконным и возложить на Департамента обязанность по оформлению испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по прилагаемой топографической привязке и предоставлению его в ее собственность. Одновременно Ионова В.Ф. в заявлении ставит вопрос о признании бездействия Администрации города Смоленска (далее также - Администрация), связанного с неосуществлением надлежащих мер по борьбе с овражной эрозией и невыполнением действий по благоустройству овражной территории, незаконным и возложении на данный орган местного самоуправления обязанности по проектированию и постройке водоотводного лотка между земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>. Мотивирует требование тем, что в связи с продолжающимся на протяжении длительного времени подобным бездействием Администрации, не исполняющей в надлежащей мере возложенные на нее функции по устройству водоотведения ливневых и талых вод, происходит подтопление водой принадлежащего ей земельного участка с находящимся на нем жилым домом № <данные изъяты> в пос. <данные изъяты> г. <данные изъяты>. Заявитель в суд не явилась, ее представитель Лучникова О.И., сославшись на просьбу Ионовой В.Ф. о рассмотрении дела без ее участия, в судебном заседании заявленные требования поддержала, вышеприведенные доводы подтвердила, а так же пояснила, что возможность использования находящихся в границах ландшафтно-рекреационных территорий земельных участков в целях садоводства и огородничества предусмотрена и допускается законом. Что же касается процедуры предоставления земельных участков в порядке реализации льгот, предусмотренном областным законодательством, то такая процедура предполагает заявительный характер и любой субъект земельного права имеет возможность инициировать формирование земельного участка, в связи с чем, при наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого из оборота, в его предоставлении может быть отказано лишь по основаниям, предусмотренным законом. Представитель Департамента в суд не явился, в отзыве просил о рассмотрении дела без своего участия, одновременно указав, что законных оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется. Представитель Администрации Кулик Н.С. в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявленных Ионовой Н.Ф. требований, указала на то, что подтопление принадлежащих последней земельных участков является следствием самовольных действий самой Ионовой Н.Ф., а также собственников рядом расположенных земельных участок по отсыпке верховья оврага, в результате чего потоки талых и ливневых вод, утратив возможность проходить в сам овраг, скапливаются на участках Ионовой Н.Ф.. Таким образом, Администрация не может отвечать за виновные действиях указанных лиц. Представитель Смоленского городского Совета в судебное заседание не явился, в заявления просил о рассмотрении дела без своего участия. Заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу пунктов 1 и 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату либо бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 28 ЗК РФ). Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Так, ст. 1 Закона Смоленской области от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом администрации Смоленской области. На основании постановления Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86 «Об утверждении положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области» именно данный орган исполнительной власти Смоленской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске (п. 2.4. Положения). Порядок реализации таких полномочий (далее - Порядок), утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243. В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» определенным категориям граждан, в том числе, инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, земельные участки для ведения садоводства и огородничества предоставляются бесплатно. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего в соответствии с федеральным и областным законодательством правом бесплатного приобретения в собственность земельного участка либо его представителя. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2.1, 2.2 Порядка). Уполномоченный орган отказывает заявителю в предоставлении земельного участка в случае невозможности его предоставления в собственность в соответствии с федеральным и областным законодательством (п. 2.3 Порядка). Пунктом 6.1 Порядка предусмотрена возможность предоставления земельных участков в городе Смоленске в целях, не связанных со строительством, в том числе, для: коллективного и индивидуального садоводства, огородничества; присоединения к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, огородничества (в пределах садоводческого, огороднического некоммерческого объединения граждан), в целях последующего слияния со смежным землепользованием в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации не может быть самостоятельно предоставлен для указанных целей; иных не связанных со строительством целей. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает заявление в уполномоченный орган. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 6.3 Порядка). В случае отсутствия возможности предоставления земельного участка уполномоченный орган в тридцатидневный срок уведомляет заявителя об отказе в предоставлении земельного участка (п. 6.6 Порядка). Гражданам для ведения садоводства, огородничества, присоединения к существующему землепользованию земельные участки предоставляются в аренду или в собственность без проведения торгов на основании поступившего заявления. При этом решение о предоставлении земельного участка гражданину принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка (п. 6.7 Порядка). Предоставление гражданам в собственность земельных участков для ведения садоводства, огородничества, присоединения к существующему землепользованию осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным и областным законодательством, настоящим Порядком (п. 6.8 Порядка). По делу установлено, что на основании постановления Главы Администрации города Смоленска от 21.09.2001 № 2140 и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Ионова В.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Разрешенным видом использования земельного участка является осуществление индивидуального жилищного строительства (л.д. 18, 69, 104-105, 187-191). Начиная с ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Ионова В.Ф. является также зарегистрированным собственником жилого дома, возведенного на указанном выше земельным участке (л.д. 19). На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № № Ионова В.Ф. приобрела и оформила в собственность за плату дополнительный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, граничащий и являющийся смежным с принадлежащим ей и указанным выше земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>. Разрешенный вид использования данного участка установлен как «Под жилым домом» (л.д. 14-17, 20, 182-186). Из содержания поданного ДД.ММ.ГГГГ Ионовой В.Ф. в Департамент заявления усматривается, что она просит предоставить ей в собственность бесплатно либо за плату земельный участок, являющейся смежным с принадлежащим ей на праве собственности и расположенным по адресу: <адрес> земельным участком для целей, не связанных со строительством, а именно: для растениеводства (выращивания лекарственных растений), садоводства, огородничества и присоединения данного участка к существующему участку под жилым домом по вышеуказанному адресу. При этом в своем заявлении Ионова В.Ф., проживающая на территории г. Смоленска, отразила, что является инвалидом и имеет право на получение данного участка бесплатно; как самостоятельный испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен, поскольку к нему отсутствует подъезд и строительство жилого дома на нем невозможно. К заявлению Ионова В.Ф. приобщила копию схемы испрашиваемого земельного участка (л.д. 22-24, 132-134, 136-137). Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Ионовой В.Ф. земельного участка отказано со ссылкой на то, что последний не может быть предоставлен в качестве дополнительного, поскольку предоставление земельных участков для их присоединения к существующему смежному землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном законом порядке, в том числе для индивидуального жилищного строительства, возможно в целях слияния со смежным землепользованием лишь в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным законодательством РФ не может быть самостоятельно предоставлен для указанных целей. При этом в соответствии с решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № присоединяемый земельный участок может предоставляться только за плату и с тем же целевым назначением, что и основной земельный участок. Предоставление испрашиваемого участка в обозначенных целях недопустимо также и по причине нахождения последнего в границах установленной территориальной зоны Р 1 (рекреационная зона). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» для садоводства и огородничества могут быть предоставлены лишь участки, расположенные в границах соответственно садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ (л.д. 27-28, 142-143). Анализируя представленные суду доказательства, исходя из вышеприведенных правовых положений норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о правомерности действий Департамента по отказу Ионовой В.Ф. в удовлетворении ее заявления по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В силу п. 9 ст. 85, п. 5 ст. 98 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. По смыслу ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. На основании пунктов 2-3 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом (п. 4 ст. 85 ЗК РФ). Из содержания приведенных норм закона следует, что использование земельного участка в целях, не соответствующих разрешенным видам использования такого участка, не допустимо. Согласно сведениям, предоставленным Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, в отношении испрашиваемого Ионовой В.Ф. земельного участка распространяется градостроительный регламент территориальной зоны Р 1 (л.д. 57-64). Статьей 47 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 (в редакции решения от 09.11.2010 № 193) (далее также - Правила землепользования), определен регламент рекреационно-природных территорий - Р 1 - сохранение существующего природного ландшафта, зеленых массивов, создание на этих условиях комфорта посещения лесных территорий, с включением объектов инженерной инфраструктуры. В качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в данном территориальной зоне, является использование участка под объектами растениеводства. В силу ст. 15 Правил землепользования в рекреационные зоны включаются также особо охраняемые природные территории. Вместе с тем, каких-либо сведений о том, что на испрашиваемом заявителем участке уже имеются либо планируется возвести объекты растениеводства, Ионовой В.Ф. в ходе рассмотрения дела не представлено. Такой вид использования участка, как выращивание лекарственных растений, действующим градостроительным регламентом не предусмотрен. А сами лекарственные растения, которые, по утверждению Ионовой В.Ф., она планирует выращивать на данном участке, к объектам растениеводства отнести нельзя, поскольку в данном случае под понятием объект понимается буквально физический объект недвижимого имущества. Садоводство и огородничество разрешенным использованием и условно разрешенным использованием спорного земельного участка также не предусмотрено. В этой связи доводы Ионовой В.Ф., изложенные в поданном заявлении с учетом последующего их уточнения, о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Р 1 не является препятствием к предоставлению ей такого участка в собственность исходя из заявленных целей его использования, суд признает несостоятельными. Ссылки Ионовой В.Ф. не необоснованное включение территории, в границах которой ею испрашивается земельный участок в пределы территориальной зоны Р 1, судом не могут быть приняты во внимание также, поскольку границы данной территориальной зоны установлены обязательным к исполнению действующим нормативно-правовым актом - Правилами землепользования и застройки города Смоленска, которые до настоящего времени в соответствующей части не отменены и не изменены. При таком положении, поскольку ни одно из испрашиваемых заявителем назначений спорного участка не предусмотрено установленным для него градостроительным регламентом, оснований для удовлетворения заявленных Ионовой В.Ф. требований о предоставлении земельного участка не имеется, а соответствующий отказ Департамента нельзя признать незаконным. Одновременно суд отмечает, что несоответствие разрешенного использования испрашиваемого участка тем целям, в которых он истребуется, является основанием для отказа в его предоставлении и как самостоятельного, и как дополнительного. Кроме того, суд соглашается с доводами Департамента о том, что при предоставлении участка в качестве дополнительного не должен нарушаться принцип однородности установленного разрешенного использования основного и дополнительного участков, поскольку целью предоставления дополнительного участка является именно его присоединение к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, огородничества (в пределах садоводческого, огороднического некоммерческого объединения граждан), а также последующее слияние со смежным землепользованием (п. 6.1 Порядка; п. 3.2 Решения Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 803). Что касается заявленного Ионовой В.Ф. требования о признании бездействия Администрации города Смоленска, связанного с неосуществлением надлежащих мер по борьбе с овражной эрозией и невыполнением действий по благоустройству овражной территории, незаконным и возложении на данный орган местного самоуправления обязанности по проектированию и постройке водоотводного лотка между земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, то таковые суд находит подлежащими частичному удовлетворению. В силу положений п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится организация благоустройства территории городского округа. Аналогичные положения закреплены в п. 25 ч. 1 ст. 10 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 № 164, в силу которых решение данного вопроса отнесено к компетенции Администрации города Смоленска. Как следует из не опровергнутых в ходе судебного разбирательства заинтересованными лицами пояснений Ионовой В.Ф., ее представителя, а также подтверждается письменными материалами дела, а также пояснениями допрошенных по делу свидетелей И.Л.И., П.Ю.Л., Е.Г.И. и Г.М.В. - территория принадлежащих Ионовой В.Ф. земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> по адресу: <адрес>, периодически подвергается подтоплению ливневыми и талыми водами в связи с тем, что в данной местности не устроена ливневая канализация, которая бы способствовала отводу воды (л.д. 207-216). Администрацией города Смоленска применительно к правилам, установленным ст. 249 ГПК РФ, не представлено неоспоримых доказательств, опровергающих доводы заявления о ненадлежащем исполнении функций по обеспечению благоустройства вышеуказанной территории городского округа, в то время, как обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия лежит на ней. Как указала в ходе судебного разбирательства представитель Администрации, подтопление обозначенной территории ливневыми и талыми водами происходит из-за произведенной собственниками земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>-г, и <адрес>-е, самовольной отсыпки землей как непосредственно указанных выше земельных участков, так и участков, расположенных рядом с ними, вследствие чего вода перестала уходить в овраг. В обоснование соответствующих доводов представитель Администрации сослался на составленный с участием специалиста отдела земельных отношений и муниципального земельного контроля Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Смоленска в ходе комиссионного обследования земельных участков акт от ДД.ММ.ГГГГ, а также на сделанные в ходе данного обследования фотоснимки соответствующей местности (л.д. 155, 160-167). В тоже время, представленные документы не опровергают в полной мере ссылки стороны заявителя на ненадлежащее исполнение муниципалитетом обязанностей по организации водоотведения на вышеупомянутой местности. Доказательств того, что именно засыпка землей названных участков стала причиной периодического скопления ливневых и талых вод, материалы дела не содержат. Из имеющихся в материалах дела документов видно, что каких-либо муниципальных объектов водоотведения, которые бы числись в Реестре муниципального имущества, в пос. <данные изъяты> г. <данные изъяты> не имеется (л.д. 144). По правилам п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация в границах городского округа благоустройства предполагает полную ответственность органа местного самоуправления за решение соответствующего вопроса, затрагивающего повседневные проблемы населения муниципального образование и финансирование его из средств местного бюджета. Поскольку меры по благоустройству территории городского округа вблизи земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>-е, и принадлежащих на праве собственности Ионовой В.Ф., направленные на предотвращение и исключение возможности подтопления названных участков Администрацией надлежащим образом не организованы, суд находит соответствующее требование Ионовой В.Ф. подлежащим удовлетворению. В связи с указанным на Администрацию возлагается обязанность по принятию исчерпывающих мер по организации благоустройства территории городского округа вблизи земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>-е, и принадлежащих на праве собственности Ионовой В.Ф., исключающих подтопление данных земельных участков, - в соответствии с установленными нормами и правилами. Одновременно суд полагает необходимым отметить, что выбор конкретных мер, которые Администрация вправе предпринять, исходя из возложенной на нее судом обязанности в целях благоустройства соответствующей территории, в данном случае принадлежит органу местного самоуправления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление Ионовой В.Ф. удовлетворить частично. Возложить на Администрацию города Смоленска обязанность по принятию исчерпывающих мер по организации благоустройства территории городского округа вблизи земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>-е, и принадлежащих на праве собственности Ионовой В.Ф., исключающих подтопление данных земельных участков, - в соответствии с установленными нормами и правилами. В удовлетворении остальной части заявленных требований Ионовой В.Ф. отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца. Председательствующий А.С. Киселев Мотивированное решение изготовлено 03.09.2012.