Об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на индивидуальное жилищное строительство



Дело № 2-3395/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2012 года                                                                                                                         г. Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Киселева А.С.

при секретаре Бочкареве И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдиркина И.В. об оспаривании решения Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска об отказе в выдаче разрешения на строительство,     

у с т а н о в и л:

Абдиркин И.В. обратился в суд с указанным выше заявлением о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (далее также - Управление архитектуры) в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, -а, площадью                  <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> (далее - земельный участок), и возложении на названный орган местного самоуправления обязанности по выдаче соответствующего разрешения. В обоснование заявленных требований приводит суждения о том, что земельный участок приобрел на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ с прежним собственником - К.Т.А. договора купли-продажи. При этом последней земельный участок предоставлялся именно в целях индивидуального жилищного строительства. С такой же целью участок приобретался и им. При таких обстоятельствах приведенные в обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство ссылки Управления архитектуры на расположение земельного участка в границах территориальной зоны Ж 3, не допускающей осуществление индивидуального жилищного строительства, являются не обоснованными.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Смоленска.

Абдиркин И.В. и его представитель Ворошилин А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержали, вышеприведенные доводы подтвердили, а также просили суду о взыскании с Управления архитектуры понесенных заявителем представительских расходов в размере <данные изъяты> руб..

Управление архитектуры и Администрация города Смоленска в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещались. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель Управления архитектуры Кулик Н.С., возражая против удовлетворения требований Абдиркина И.В., сослалась на то, что хотя заявителю и был выдан градостроительный план земельного участка, однако это не означает его безусловное право по осуществлению на нем индивидуального строительства. При этом ранее земельный участок располагался в границах территориальной зоны СХ 1, градостроительным регламентом которой разрешалось строительство отдельных жилых домов. Вместе с тем, в связи с принятием Смоленским городским Советом 09.11.2010 решения № 193 границы территориальных зон в районе расположения земельного участка заявителя изменились и таковой стал располагаться в границах территориальной зоны Ж 3, в которой индивидуальное жилищное строительство не допускается. Кроме того, участок в своих границах попадает в запроектированную зону многоэтажной комплексной застройки, что также препятствует осуществлению на нем индивидуального жилищного строительства.

В силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частей 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).

Частью 11 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Порядок выдачи разрешений на строительство на территории г. Смоленска одновременно регламентирован постановлением Главы города Смоленска № 1069 «О порядке оформления исходно-разрешительной документации для выдачи разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) и ввод в эксплуатацию объектов в городе Смоленске» (далее - Порядок).

Так, в силу пунктов 3.2, 3.3 Порядка в заявлении о выдаче разрешения на строительство должны быть указаны цель получения разрешения и месторасположение объекта. Заявление должно быть оформлено застройщиком по форме согласно приложению № 2 к настоящему постановлению. К заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающий документ на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, разработанная юридическим или физическим лицом, имеющим лицензию на выполнение данных работ.

По делу установлено, что Абдиркин И.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>-а (л.д. 8, 29).

Как следует из письменных материалов дела и по существу участвующими в нем лицами не оспаривается ДД.ММ.ГГГГ Абдиркин И.А. обратился в Администрацию города Смоленска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с приложением требуемых документов (л.д. 9-10).

Письмом Управления архитектуры, куда заявление Абдиркина И.А. направлялось Администрацией города Смоленска для рассмотрения по существу, от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство отказано по мотиву того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Смоленска принадлежащий Абдиркину И.А. земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж 3, в границах которой осуществление индивидуального жилищного строительства не допускается. Кроме того, постановлением Главы города Смоленска от 08.12.2008 № 612 утвержден проект планировки под многоэтажную комплексную застройку в районе <адрес>, согласно которому земельный участок заявителя расположен в границах территории планируемого общеобразовательного учреждения и многоэтажного, многоквартирного жилого дома (л.д. 7).

Абдиркин И.А. и его представитель Ворошилин А.Ю. с приведенным отказом не согласны, считают его неправомерным. Наряду с вышеизложенном в судебном заседании свою позицию обосновали и тем, что принадлежащий заявителю земельный участок, входящий в категорию земель - земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Отказ Управления архитектуры в выдаче разрешения на строительство делает не возможным использование земельного участка по его целевому назначению.

Суд соглашается с доводами заявителя о неправомерности действий Управления архитектуры, мотивируя это следующими положениями.

В силу п. 3.8 Положения об органе Администрации города Смоленска в сфере архитектуры и градостроительства - Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 25.01.2008 № 767, на Управление архитектуры возложены, в том числе, функции по выдаче разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления, отказывает в выдаче такого разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство

Частями 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрена обязанность лица, намеренного получить разрешение на строительство, предъявить в орган, уполномоченный на выдачу соответствующий разрешений, собственно заявление на выдачу разрешения на строительство, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Данный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Необходимые документы, что подтверждено заявителем, его представителя и не оспаривалось заинтересованными лицами по делу, Абдиркиным И.В. были представлены.

Таким образом, единственным возможным основаниям для отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома в данном случае могло являться несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, в котором по правилам пунктом 4, 5 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в обязательном порядке отражаются, в частности, сведения о градостроительном регламенте земельного участка, а также о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.

Как следует из письменных материалов дела, в настоящее время в отношении принадлежащего Абдиркину И.А. земельного участка распространяется градостроительный регламент территориальной зоны Ж 3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами от 5 этажей и выше с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры). В границах указанной зоны строительство индивидуальных жилых домов не допускается ни основными, ни условно-разрешенными видами разрешенного использования (л.д. 66-70).

Соответствующий градостроительный регламент земельного участка, как пояснила в ходе судебного разбирательства представитель Управления архитектуры, установлен в отношении принадлежащего заявителю участка в связи с внесением решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 № 193 соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, ранее утверждавшихся аналогичным решением от 28.02.2007 № 490. До внесения указанных изменений участок располагался в границах территориальной зоны СХ 1, градостроительным регламентом которой разрешалось строительство отдельных жилых домов (условно-разрешенный вид использования) (л.д. 78-80).

Прежним собственником земельного участка являлась К.Т.А., которой таковой был предоставлен на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26, 29-30).

Из содержания названного приказа видно, что земельный участок предоставлялся             К.Т.А. уполномоченным органом в целях индивидуального жилищного                    строительства (л.д. 26). Данные о том, что упомянутый приказ изменялся либо отменялся, в материалах дела отсутствуют.

С тем же целевым назначением участок поставлен в 2007 году на кадастровый учет и соответствующее целевое назначение имеет в настоящее время (л.д. 27-28, 39-56, 60-61).

Анализ установленных обстоятельств по делу, дает право суду сделать вывод о том, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска в части, касающейся включения уже сформированного земельного участка с кадастровым заявителя в границы иной территориальной зоны, не допускающей более на нем осуществление индивидуального жилищного строительства, и, соответственно, влекущее изменение возможности использования данного участка его правообладателем по назначению, не может расцениваться как законное.

Статьей 7 ЗК РФ определено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктами 2-4 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Из приведенных норм земельного законодательства, толкуемых в нормативном единстве с                п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30,ст. 36 ГрК РФ, следует, что установленный для соответствующей территориальной зоны градостроительный регламент, содержащий обязательные требования относительно видов использования соответствующих земельных участков, может существенно ограничивать право собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких участков, на осуществление их застройки, а также последующего использования объектов капитального строительства.

В силу п.п. 2-4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района, сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также определенных ГрК РФ территориальных зон.

На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты, являющиеся в силу ч. 2           ст. 30 ГРК РФ составной частью правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.

Таким образом, принятие решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 № 193, которым внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Смоленска и установлены новые границы территориальных зон, не должно ограничивать права третьих лиц на соответствующие земельные участки, которые возникли до введения в действие Правил в новой редакции, тем более, когда такие права в установленном законом порядке до настоящего времени не оспорены и должны были быть учтены при составлении соответствующей схемы территориального зонирования.

Подобное, по существу, означает создание условий, делающих невозможным использование земельного участка по целевому назначению, оформленного в соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки города Смоленска и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями ч. 1 ст. 1, ст.ст. 2, 18, ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 55,                ст. 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение представительным органом власти ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями.

При таком положении ссылка Управления архитектуры на то, что в отношении принадлежащего               Абдиркину И.В. в настоящее время земельного участка распространен и действует градостроительный регламент территориальной зоны Ж 3, не предусматривающей возможность осуществления индивидуального жилищного строительства, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Является необоснованной в данном случае и ссылка Управления архитектуры на наличие утвержденного проекта планировки в <адрес>, согласно которому принадлежащий Абдиркину И.В. участок отнесен к территории общего пользования, а также территории расположения многоэтажного жилого дома.

Проект планировки, являясь одной из разновидностей документации по планировке территории, подготавливается на основании, в том числе, правил землепользования и застройки (ч. 10                           ст. 45 ГрК РФ), положения которых, как уже было указано выше, в части изменения градостроительного регламента в отношении принадлежащего Абдиркину И.В. земельного участка, были приняты незаконно. Более того, соответствующая застройка в настоящее время только лишь предполагается.

Учитывая неправомерность отказа Управления архитектуры Абдиркину И.В. в выдаче разрешения на строительство, суд полагает заявленные им требования о признании незаконным такого отказа подлежащими удовлетворению.

Разрешая заявленное Абдиркиным И.В. требование о возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство, суд полагает необходимым возложить соответствующую обязанность непосредственно на Администрацию города Смоленска как главный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, уполномоченный в силу действующего законодательства на выдачу соответствующих разрешений (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ, п. 3.1 Положения об Администрации города Смоленска, утвержденного распоряжением Администрации города Смоленска от 05.03.2011 № 244-р/адм, пп. 26 ч. 1 ст. 10, пп. 13 ч. 1 ст. 41 Устава города Смоленска).

На основании ст.ст. 94, 100 ГПК РФ суд с учетом требований разумности и справедливости взыскивает с Управления архитектуры как лица, действия которого признаны незаконными, 500 руб. в возмещение понесенных заявителем представительских расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Абдиркина И.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в выдаче Абдиркину И.В. разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельному участке -а в <адрес>.

Обязать Администрацию города Смоленска выдать Абдиркину И.В. разрешение на строительство жилого дома согласно градостроительному плану на принадлежащем ему земельному участке -а в <адрес>.

Взыскать с Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в пользу Абдиркина И.В. 500 (пятьсот) рублей в счет возмещения понесенных им представительских расходов.

В удовлетворении остальной части требований заявителю отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий                                                                                                                А.С. Киселев