О признании права собственности на гараж в порядке наследования



Дело № 2-3444/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 сентября 2012 года                                                                                                                        г. Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Киселева А.С.

при секретаре Бочкареве И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатюк Э.Н. к Администрации города Смоленска, Территориальному управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области о признании права собственности на гараж в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

Игнатюк Э.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Смоленска, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области о признании права собственности на гараж , расположенный по адресу: <адрес>, ГСК «<данные изъяты>», указав в обоснование иска, что данный гараж был приобретен ее мужем М.Ф. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти мужа в 2008 году она унаследовала часть принадлежавшего М.Ф. имущества, однако в выдаче свидетельства о праве на гараж нотариусом было отказано со ссылкой на отсутствие у наследодателя надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Братченко И.М. и Щепина С.М., являющиеся родными дочерьми умершего ДД.ММ.ГГГГ М.Ф..

Истица Игнатюк Э.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Администрация города Смоленска в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, возражений на иск не представила.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области в отзыве на иск просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указав, что оставляет разрешение заявленных Игнатюк Э.Н. требований на усмотрение суда.

ГСК «Светофор», являющееся третьим лицом по делу и извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание также не направило.

Третьи лица Братченко И.М. и Щепина С.М. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований, сославшись на отсутствие у них каких-либо притязаний на спорный гараж.

В силу ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Статьями 92, 135 ГК РСФСР было предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом. Право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.

При этом в период до ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим регистрацию сделок купли-продажи недвижимости являлось Смоленское областное бюро технической инвентаризации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между К. и М.Ф. заключен договор купли-продажи гаражного бокса , расположенного в                          ГСК «<данные изъяты>» в г. Смоленске (л.д. 7).

Данный договор надлежащим образом оформлен не был, поскольку не прошел соответствующую государственную регистрации.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что М.Ф., начиная с ДД.ММ.ГГГГ на законных основаниях являлся собственником указанного выше гаража, поскольку совершенная с его участием и участием К. сделка купли-продажи фактически была исполнена; гараж передан за оговоренную в договоре сумму М.Ф.; соответствующая сделка недействительной не признана. При этом сам М.Ф., начиная с <данные изъяты> года, и вплоть до его смерти открыто, непрерывно и добросовестно владел и пользовался названным гаражом, нес бремя содержания данного недвижимого имущества, являясь при этом членом ГСК «<данные изъяты>».

Права первоначального титульного владельца гаража - К., а в последующем и М.Ф. на названный объект недвижимости никем в установленном законом порядке не оспорены.

Как следует из письменных материалов дела, К. умер в <данные изъяты> году (л.д. 20).

Несоблюдение же сторонами договора купли-продажи требований закона о государственной регистрации перехода права не может служить основанием для признания данной сделки недействительной и с учетом установленных обстоятельств дела не препятствует признанию факта существования права собственности на спорный гараж у М.Ф..

В соответствии с п. 1 ст. 1141, п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу ст.ст. 1150, 1152 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом. Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Из материалов дела видно, что Игнатюк Э.Н. в установленный законом срок обратилась и приняла часть принадлежавшего М.В. имущества: <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. <данные изъяты>, а также земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, Садоводческое товарищество «<данные изъяты>» (л.д. 22-40).

При таком положении, учитывая отсутствие у иных наследников умершего М.Ф. - Братченко И.М. и Щепиной С.М. возражений по поводу признания за Игнатюк Э.Н. права собственности на спорный гараж, суд признает за истицей прав на указанный объект недвижимости в порядке наследования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать за Игнатюк Э.Н. право собственности на гараж , расположенный по адресу: <адрес>, ГСК «<данные изъяты>», общей площадью <данные изъяты> кв.м..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий                                                                                                                А.С. Киселев