о согласовании схемы расположения земельного участка



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2012г.                                                                                                                                 г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

при секретаре:             Калининой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В.Ф. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

у с т а н о в и л:

С.В.Ф. обратился в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в собственность истца дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., являющегося смежным по отношению к принадлежащему С.В.Ф. участку земли под домовладением по <адрес>, находящимся в его собственности, указав, что ответчик неправомерно отказал в согласовании и утверждении названного документа по причине нахождения испрашиваемого истцом дополнительного и принадлежащего ему основного земельного участка в разных территориальных зонах, тогда как эти участки представляют собой единое землепользование и большая часть испрашиваемого С.В.Ф. участка земли фактически используется им в течение длительного времени.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г.Смоленска.

Представитель истца М.А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Администрация г.Смоленска, Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. По правилам ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.

Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля С.С.И.., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений пунктов 6.1, 6.7, 6.8 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 (в ред. постановления Администрации Смоленской области от 18.05.2011 №290) в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются, в частности, для присоединения к существующему (смежному) землепользованию, ранее предоставленному гражданину в установленном порядке для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства, огородничества (в пределах садоводческого, огороднического некоммерческого объединения граждан), в целях последующего слияния со смежным землепользованием в случае, если присоединяемый земельный участок в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации не может быть самостоятельно предоставлен для указанных целей. В этом случае земельные участки гражданам предоставляются в аренду или в собственность за плату без проведения торгов на основании поступившего заявления. Размер платы определяется уполномоченным органом на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.8, 3.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм предоставление данной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства, а уполномоченным должностным лицом на утверждение схемы расположения или отказ в утверждении схемы расположения является заместитель Главы администрации города Смоленска. В числе оснований для отказа в согласовании схемы указано несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.

По делу установлено, что С.В.Ф. является собственником жилого дома по <адрес> и относящегося к нему земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером (л.д.7-9).

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел дополнительный к упомянутому основному земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , схема расположения которого на кадастровом плане (карте) территории была утверждена заместителем Главы г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12). Ввиду нахождения упомянутого дополнительного участка в охранной зоне памятников культуры С.В.Ф. Департаменту Смоленской области по культуре ДД.ММ.ГГГГ выдано соответствующее охранное обязательство (л.д.13-16).

ДД.ММ.ГГГГ в целях предотвращения захламления прилегающей к основному участку территории и обеспечения подъезда к нему истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату другого дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., являющегося смежным с принадлежащими ему участками земли (л.д.17).

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ С.В.Ф. разрешено осуществлять формирование упомянутого земельного участка с установлением срока предоставления в данный уполномоченный орган схемы его расположения на кадастровом плане соответствующей территории (л.д.17, 19).

За счет истца ООО «Архитек» подготовлена схема расположения испрашиваемого С.В.Ф. участка земли, в согласовании которой письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ отказано ввиду того, что основной и дополнительный (испрашиваемый) земельные участки расположены в различных территориальных зонах, а при предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка в качестве самостоятельного объекта прав (не в качестве дополнительного) его площадь не будет соответствовать установленному градостроительным регламентом предельному минимальному размеру (1000 кв.м.) (л.д.18, 21-22).

Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об обоснованности заявленных С.В.Ф. требований ввиду следующего.

По делу видно, что принадлежащий истцу земельный участок под домовладением по <адрес> в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 находится в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), тогда как испрашиваемый С.В.Ф. участок земли площадью <данные изъяты> кв.м. расположен в территориальной зоне ОЖИ (Зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра).

Из представленных в дело фотоматериалов, а также из объяснений представителя истца и показаний свидетеля С.С.И. следует, что большая часть испрашиваемого С.В.Ф. дополнительного участка и основной участок фактически представляют собой единое землепользование (огорожены забором); участок площадью <данные изъяты> кв.м. уже длительное время используется С.В.Ф., в том числе, для выращивания картофеля.

Из письменного отношения Департамента Смоленской области по культуре от 12.09.2012г. также усматривается, что в соответствии с проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г.Смоленска, утв. решением Смоленского облисполкома от 03.09.1982г. №528, а также историко-архитектурным и историко-археологическим планом г.Смоленска, утв. решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996г. №171 испрашиваемый истцом земельный участок, а также принадлежащий ему участок земли входят в территорию распространения памятника федерального значения «Культурный слой города», принятого на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. №624, в границы исторически ценной городской территории, а также в территорию охранной зоны памятника федерального значения «Крепостные стены и башни, ХVI-ХVII вв.».

В силу ч.4 ст.30 ГрК РФ, ч.2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Вместе с тем, само по себе, нахождение упомянутых выше основного и дополнительного земельных участков в различных территориальных зонах не может служить непреодолимым правовым препятствием для согласования органом местного самоуправления схемы расположения последнего, поскольку по смыслу пунктов 6.1, 6.7, 6.8 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 дополнительный к смежному, имеющему целевое назначение «для ИЖС» землепользованию участок может быть предоставлен только в целях, не связанных со строительством, т.е. этот участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет с целевым назначением, не связанным со строительной деятельностью.

Таким образом, дополнительный земельный участок изначально предоставляется как самостоятельный объект прав и только после его предоставления в собственность либо аренду заинтересованным лицом решается вопрос о присоединении его к существующему (смежному) землепользованию. Исходя из этого, после согласования упомянутой выше схемы дополнительного земельного участка и его предоставления в собственность С.В.Ф. в целях последующего слияния этого участка с уже принадлежащим ему участком земли вправе ставить вопрос о внесении изменений в ПЗЗ г.Смоленска в части зонирования соответствующей территории (п.2 ч.2 ст.33 ГрК РФ). До внесения таких изменений в ПЗЗ в целях соблюдения положений ч.4 ст.30 ГрК РФ, ч.2 ст.85 ЗК использование истцом испрашиваемого им участка земли возможно без присоединения к основному земельному участку.

При этом, суд отмечает, что изначальное предоставление участка в целях, не связанных со строительством, и невозможность использования этого участка для строительства по причине его нахождения на территории охранной зоны объектов культурного наследия обязывают истца оформить соответствующее предусмотренное Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранное обязательство.

Из письменного отношения Департамента Смоленской области по культуре от 12.09.2012г. усматривается, что данный уполномоченный орган допускает возможность предоставления в собственность С.В.Ф. испрашиваемого им земельного участка в случае соблюдения в отношении него установленных законом запретов.

При таком положении, поскольку упомянутый участок испрашивается истцом в целях, не связанных со строительством, является смежным с находящимся в его собственности земельным участком и самостоятельно площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлен быть не может ввиду несоответствия предельному минимальному значению площади участка, в отсутствие в деле иных доказательств того, что указанный земельный участок не соответствует требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска, имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска согласовать, а Администрацию г.Смоленска - утвердить подготовленную ООО «Архитек» схему расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в собственность С.В.Ф. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., смежного с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения, а также заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

              Судья                                                                                     А.В.Кудряшов