Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 сентября 2012г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: председательствующего (судьи): Киселева К.И. при секретаре: Гуренковой В.Г. с участием прокурора: Оленевой Е.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логвина К.Д. к Управлению Министерства внутренних дел России по Смоленской области, Межмуниципальному отделу МВД РФ «Смоленский» о восстановлении на службе, взыскании утраченного денежного довольствия и денежной компенсации морального вреда, у с т а н о в и л: Логвин К.Д. обратился в суд с вышеуказанными требованиями к ответчикам. В иске привел ссылки на незаконность произведенного на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеочередной аттестации увольнения с должности <данные изъяты> по мотиву сокращения штата. Отмечает, что его квалификация соответствовала занимаемой должности, нарекания по службе отсутствовали. Кроме того, как гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, он имел преимущественное право на оставление на работе при увольнении по сокращению численности или штата организации. Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования. Представитель УМВД по Смоленской области Харламенкова Е.М. и представитель Межмуниципального отдела МВД РФ «Смоленский» Турикова Е.В. иск не признали, указав, что оценка уровня профессиональной пригодности сотрудника органов внутренних дел, отнесена к исключительной компетенции аттестационной комиссии. В этой связи, а также ввиду отсутствия нарушений процедуры проведения аттестации, полагали, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Отмечалось, что истец не относится к категории граждан, имеющих преимущественное право на оставление на работе при увольнении по сокращению численности или штата организации. Исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Оленевой Е.Е. об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч.4 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Указом Президента РФ от 24.12.2009 №1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» постановлено сократить до 1 января 2012г. численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов. В соответствии с ч.ч.2-3 ст.54 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. При этом до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1. Исходя из требований п.4 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 №251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено в срок до 1 августа 2011г. обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных кроме подлежащих замещению лицами высшего начальствующего состава должностей в этих органах. На основании ч.ч.4-5 ст.54 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих, должностях. За указанными сотрудниками сохраняются имеющиеся у них сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий. Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В силу п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением ВС РФ от 23.12.1992 №4202-1, п.17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД РФ от 14.12.1999 №1038 сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников органов внутренних дел на службе, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность. По делу установлено, что Логвин К.Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ состоял на службе в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты> (после состоявшейся в 2011 г. реорганизации - МО МВД России «Смоленский») (л.д.6). Со вступлением 01 марта 2011г. в силу Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» утратил силу Закон РСФСР от 18 апреля 1991г. №1026-1 «О милиции». Согласно п.3 Указа Президента РФ от 01.03.2011 №250 «Вопросы организации полиции» подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях - руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Пунктом 6.4 приказа МВД РФ от 22.03.2011 №135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» постановлено провести внеочередную аттестацию после утверждения новых положений и штатных расписаний соответствующих органов внутренних дел. Приказом УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание Управления, согласно которому замещаемая истцом должность, как и все иные значившиеся в ранее действовавшем штатном расписании должности, сокращена (л.д.24,25). ДД.ММ.ГГГГ Логвину А.Д. объявлено о предстоящем увольнении из органов внутренних дел и вручено соответствующее уведомление. В связи с проводимой в органах внутренних дел реорганизацией, ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца была составлена аттестация, с которой он ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-32). По результатам проведенной внеочередной аттестации решением аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Логвин А.Д. не рекомендован для прохождения службы в полиции, ему предложено продолжить службу в ином подразделении ОВД РФ на другой, в том числе нижестоящей должности. В связи с тем, что Логвину А.Д. по результатам аттестации было предложено проходить службу в ином подразделении ОВД РФ на другой, в том числе нижестоящей должности, ему предлагались вакантные должности, от занятия которых он отказался. Приказом УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. № истец, как бывший <данные изъяты> находящегося в распоряжении межмуниципального отдела МВД России «Смоленский», уволен с ДД.ММ.ГГГГ. со службы по п. «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) (л.д.7). Нарушений порядка и процедуры увольнения Логвина А.Д. со службы допущено не было. Согласно ч.4 ст.54 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, то есть гражданами, которые осуществляют служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное ст.26 упомянутого Федерального закона. Согласно п.17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел увольнение по сокращению (п.«е» ст.58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе, либо перемещения на службе в другую местность. В представленном иске отмечается неправомерность действий Управления, исключившего на основании решения аттестационной комиссии возможность службы истца в полиции; необъективность оценки его служебной деятельности и личных качеств. Процедура проведения внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел РФ определена Приказом МВД России от 22 марта 2011 г. № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями на основании Приказа МВД РФ от 31 мая 2011 г. №598), подпунктом 2.4 которого установлено, что работа аттестационных комиссий по проведению внеочередной аттестации в части, не урегулированной названным Приказом, осуществляется в соответствии с Положением № 4202-1 и Инструкцией № 1038. Порядок проведения аттестации определён разделом 9 Инструкции № 1038. Согласно п.9.26. Инструкции № 1038 жалоба на неполноту и необъективность аттестации может быть подана на имя начальника, утвердившего аттестацию, который принимает решение по данной жалобе. В случае признания жалобы обоснованной в аттестацию вносятся соответствующие изменения или составляется новая аттестация, а прежняя уничтожается. Измененная (новая) аттестация подлежит рассмотрению на аттестационной комиссии в установленном порядке. Из анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение очередной и внеочередной аттестации, указанных выше, следует, что полномочия по оценке и определению уровня профессиональной пригодности сотрудника органа внутренних дел, возлагаются непосредственно на аттестационные комиссии, образованные в установленном порядке. Поскольку из п.9.26 Инструкции №1038, предусматривающей порядок обжалования аттестации, не следует возможность обжалования неполноты и необъективности аттестации именно в судебном порядке, то суд не вправе проверять вопрос обоснованности принятого аттестационной комиссией решения (переоценивать профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел). При этом суд первой инстанции отмечает, что вступившим в законную силу апелляционным определением Смоленского областного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что процедура проведения аттестации в отношении Логвина А.Д. не нарушена, основания для признания результатов аттестации незаконными, отсутствуют. Наличие данного судебного акта в принципе исключает возможность принятия во внимание доводов истца об имевших, по его мнению, нарушениях при проведении аттестации. Согласно ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации гарантируется гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. С учетом отмеченной нормы, к доводам истца о том, что он обладает преимущественным правом на оставление на работе, суд относится критически, поскольку из представленной копии удостоверения серии № следует, что Логвин А.Д. является лицом, <данные изъяты> (л.д.9). Доказательств того, что истец является лицом, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или является инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, не представлено. К тому же, в любом случае, отрицательный результат прохождения Логвиным К.Д. аттестации исключал возможность его зачисления в штат нового правоохранительного органа - полиции Ссылки истца на необоснованность увольнения по сокращению штатов до момента определения степени его годности к службе по результатам военно-врачебной комиссии, отвергаются судом. Достоверных доказательств свидетельствующих об имевших со стороны ответчиков неправомерных действиях в соответствующем аспекте спорных правоотношений при разбирательстве дела не установлено. Позиция Логвина К.Д. о незаконности процедуры увольнения, мотивированная ссылками на то, что ему предлагались не все имевшиеся вакансии, не может быть признана состоятельной. Специфика правоотношений, сложившихся между сторонами спора, связана с образованием нового правоохранительного института - полиции. Специальные положения - Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», Положение о службе в органах внутренних дел, определяют порядок прохождения службы во вновь созданной структуре. Из содержания п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не следует, что на представителя нанимателя возложена безусловная обязанность по предоставлению всех имеющихся вакантных должностей сокращаемому сотруднику, как это закреплено в общих положениях Трудового Кодекса РФ. Возможность прохождения службы в полиции определяется непосредственно интересами службы, представляя тем самым работодателю свободу усмотрения при решении вопроса о назначении сотрудника на конкретную должность. Наличие данных положений исключает возможность принятия к спорным правоотношениям общих положений ст.ст.179, 180 ТК РФ. Таким образом, ответчиком соблюден предусмотренный ст.54 Федерального закона «О полиции» и Положением о службе в органах внутренних дел РФ порядок проведения внеочередной аттестации и увольнения, в связи с чем, оснований для удовлетворения предъявленного иска не имеется. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Логвина К.Д. к Управлению Министерства внутренних дел России по Смоленской области, Межмуниципальному отделу МВД РФ «Смоленский» о восстановлении на службе, взыскании утраченного денежного довольствия и денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца. Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2012г. Судья К.И.Киселев