Дело № 2- 95/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 сентября 2012 года Ленинский районный суд г. Смоленска в составе: председательствующего (судьи) Макаровой К.М. при секретаре Барашковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руднянского районного прокурора Смоленской области в интересах Готман В. Г., Степченковой С. В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций стихийных бедствий о признании права на выдачу удостоверения о социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, установил: Руднянский районный прокурора Смоленской области в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Готман В.Г., Степченковой С.В. с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В исковом заявлении прокурор указал, что в связи с длительным проживанием Готман В.Г., Степченковой С.В. в <данные изъяты> они были подвергнуты радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), в силу чего ответчики обязаны, признать их право на социальные льготы и компенсации, выдать соответствующее удостоверение лица, пострадавшего от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Готман В.Г., Степченкова С.В. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме. Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию в письменных возражениях исковые требования не признал, указав, что населенный пункт пгт. <данные изъяты>, не вошел в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 года и 07.08.1962 года, население которых получило определенную суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, оснований для отнесения истца к категории граждан пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне не имеется. Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела ответчик надлежащим образом извещен. Заслушав объяснений лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О радиационной безопасности от 09.01.1996 № 3-ФЗ граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 376-ФЗ) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ "и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 156-р) был утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В силу п.п.2,3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2004г. № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сантизиверт (сЗв, бэр), определенных статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании и прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сантизиверт (сЗв, бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан ( с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Такой методикой являются Методические указания МУ 2.6.1.015 -93 «Оценка доз облучения населения в регионе локальных выпадений радиоактивных продуктов ядерного взрыва», утвержденные Госсанэпиднадзором России. Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сантизиверт (сЗв, бэр), определен Правительством РФ на основании указанной методики и в дальнейшем ( с целью уточнения поученных доз облучения населением) расчетов, выполненных специалистами Барнаульского государственного учреждения «НИИ Региональных медико-экономических проблем» в 1997 - 1998 годах по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента РФ ( от 4 апреля 1997 года № 469) и Правительства РФ ( от 9 апреля 1997 г. № ВЧ-П9-10884) в рамках научного договора на тему «Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 -1963 годах, в дозах свыше 5 сантизиверт». Конституционный Суд РФ в своих Определениях от 11 июля 2006 года № 404-О и от 4 декабря 2007 года № 960-О-П, указал на то, что основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией; само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки; вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В судебном заседании установлено, что истец Степченкова (Готман) С.В., ДД.ММ.ГГГГ, в период февраля 1987 года по 1990 год проживала в <данные изъяты> (л.д.66). Истец Готман В.Г., ДД.ММ.ГГГГ, в период с ноября 1977 года по 1990 год проживала в <данные изъяты> (л.д.67) Указанный населенный пункт не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами подтверждается обстоятельство длительной реализации Готман В.Г., Степченковой С.В. своих социальных прав на территории указанного населенного пункта как по месту постоянного жительства. В г. Семипалатинске (29 августа 1949 года, сентябрь 1955 года - июнь 1961 года) по данным Министерства обороны РФ, содержащимся в документе, озаглавленном «Испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в мирных целях. Семипалатинский испытательный ядерный полигон 1949г. по 1990г.», на Семипалатинском полигоне проводились испытания самых мощных за всю историю его существования ядерных зарядов - 1600 килотонн (термоядерный, воздушный, 22.11.1955 г.), 900 килотонн (ядерный, воздушный, 30.08.1956 г. и 17.11.1956 г.), 680 килотонн (ядерный, воздушный, 10.04.1957 г.), 520 килотонн (ядерный, воздушный, 22.08.1957 г.), 320 килотонн (ядерный, воздушный, 16.04.1957 г.). Всего было проведено 33 испытания. Определение населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору. Возникновение права у граждан на льготы и компенсации по действующему федеральному законодательству связывается с двумя условиями: проживанием в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр). Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Федеральным законом от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» предусмотрено, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26). С учетом названных законоположений в системном истолковании со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ, определяющей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. Данный вывод был сформулирован Конституционным Судом РФ в связи с обращением заявителя, который получил суммарную дозу облучения свыше 100 бэр в одном из населенных пунктов, включенных в соответствующий перечень Правительством РФ, но проживал в этом населенном пункте в 1968 - 1973 годах, т.е. не в тот установленный федеральным законодателем период, с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 960-О-П ). Согласно представленным Готман В.Г. данным цитогенетического исследования клеток крови, проведенного ФГБУ«<данные изъяты>. Это значение соответствует эффективной дозеоблучения 0,26 зиверт (26 бэр) (л.д.86). Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ Северского <данные изъяты> привлеченного определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве экспертного учреждения, следует, что в организме Степченковой С.В. имеются следы радиационного воздействия. Значение цитогенетической радиации облучения Степченковой С.В. соответствует дозе 0,27 зиверт (27 сЗв (бэр), что характерно для длительного воздействия ( нахождения в зоне) радиационного поражения (л.д.114). Доказательств, опровергающих выводы вышеуказанного заключения или ставящих под сомнение квалификацию экспертов, суду ответчиком представлено не было. Оснований для признания заключения экспертизы недопустимым доказательством не имеется, порядок проведения судебной экспертизы не нарушен, а объективность выводов и компетенция экспертов не вызывают сомнений. Исследования проведены лицензированными организациями с применением передовых методов биологической дозиметрии, позволяющих реконструировать поглощенные исследуемым дозы ионизирующего облучения по частоте хромосомных аббераций клеток крови. Возможность вынесения официальных заключений по определению суммарных (накопительных) эффективных доз облучения в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года №5, не влечет признания заключения судебной экспертизы недопустимыми доказательствами. Поскольку ядерные испытания, в связи с которыми население подвергалось радиационному воздействию, проводились на Семипалатинском полигоне в период с 1949 г. по 1992 г., а также учитывая вышеизложенное, имеются все основания считать Готман В.Г., Степченкову С.В. подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании за ними права на выдачу соответствующего удостоверения о социальных гарантиях гражданам. При таких данных суд находит установленным факт получения Готман В.Г., Степченковой С.В. суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), что с учетом конституционно-правового смысла положений Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», выявленного в Определениях Конституционного Суда РФ № 404-О и № 960 -О-П, дает им право на предоставление мер социальной поддержки, установленных указанным Федеральным законом. Заявленные требования подлежат удовлетворению в соответствии с действующим в настоящее время Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным приказом МЧС России от 18.09.2009г. № 540. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, решил: Признать Готман В. Г., Степченкову С. В. подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения 0,26 Зв (26 бэр) и 0,27 Зв (27 бэр) соответственно. Признать за Готман В. Г., Степченковой С. В. право на социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 10.02.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне сведения о Готман В. Г., Степченковой С. В., а также направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление об оформлении и выдаче Готман В. Г., Степченковой С. В. удостоверения единого образца с приложением необходимых документов. Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Готман В. Г., Степченковой С. В. удостоверение единого образца, подтверждающее его право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.02.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца. Председательствующий К.М. Макарова
РФ применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения
государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным
лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи
между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и
соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан,
которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных
факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает
возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда
между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было
связано причинение вреда, и гражданами (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-
П и от 19 июня 2002 года № 11-П).