Дело № 2-83/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 сентября 2012 года Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего судьи Космачевой О.В. при секретаре Вороновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска к УМВД по Смоленской области о возложении обязанности по устранению недостатков материально-бытового обеспечения, установил: Прокурор Ленинского района г. Смоленска обратился в суд с иском (в редакции уточненных требований) к УМВД по Смоленской области и к УМВД по г. Смоленску о возложении обязанности по устранению недостатков материально-бытового обеспечения ИВС УМВД по г. Смоленску: оборудовании прогулочного дворика, оборудование санитарных узлов с соблюдением требований приватности, установке в камерах кранов с водопроводной водой, оборудования в камерах кнопок для вызова дежурного в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Приказа МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Просят обязать УМВД России по Смоленской области выделить денежные средства для устранения недостатков, УМВД России по г. Смоленску - устранить недостатки материально-бытового обеспечения ИВС. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена УВД по Смоленской области и УВД по г. Смоленску на УМВД России по Смоленской области и УМВД России по г. Смоленску. По делу в качестве соответчика привлечено Министерство Внутренних Дел России. В судебном заседании помощники прокурора Ленинского района г. Смоленска Медников Р.Л. и Ганина Е.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, приведенным выше и изложенным в исковом заявлении. Представитель УМВД России по Смоленской области и МВД России Чернобурова О.В. исковые требования не признала в полном объёме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д. 39-43). Представитель УМВД по г. Смоленску Сидоренкова Л.С. исковые требования не признала в полном объёме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д. 55-57). Представитель третьего лица - начальник ИВС УМВД по г. Смоленску исковые требования считает необоснованными. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.ст. 7,9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4 Федерального закона). Положениями ст. 23 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" предусматривается право подозреваемых и обвиняемых на создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; также предусмотрена обязанность администрации указанных мест выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок: 4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; 14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых. По делу установлено, что согласно Положению об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых УВД по городу Смоленску, утв. Приказом начальника УВД по г. Смоленску от ДД.ММ.ГГГГ №, изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых УВД по г. Смоленску входит в структуру милиции общественной безопасности, является подразделением, обеспечивающим и осуществляющим в системе органов внутренних дел реализацию действующего законодательства в сфере охраны, конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (л.д. 34-38). Таким образом, ИВС находится в ведомственном подчинении УМВД России по г. Смоленску. Согласно техническому паспорту ИВС располагается в подвальном помещении здания по адресу: <адрес>. (л.д. 46-47). Административное здание по адресу: <адрес> (5 этажей, подземный этаж -1) находится в федеральной собственности и распоряжением ТУ Росимущества по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ передано в оперативное управление УВД по Смоленской области (л.д. 156). В ДД.ММ.ГГГГ зам. прокурора Ленинского района г. Смоленска в адрес начальника УВД по г. Смоленске было внесено представление по факту выявленных нарушений, в том числе в части материально-бытового обеспечения (л.д. 7-14). В ходе проведенной сотрудниками прокуратуры проверки в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что отмеченные нарушения не устранены (л.д. 14). Во исполнение положений ст. 16 Федерального закона № 103-ФЗ Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 950, согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка камеры ИВС оборудуются: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; кнопкой для вызова дежурного. В ходе проведенных сотрудниками прокуратуры проверок установлено, что камеры ИВС санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, а также кнопкой для вызова дежурного не оборудованы, что подтверждается составленными актами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133) и представителями ответчиков, начальником ИВС по существу не оспаривается. Для установления технической возможности оборудования санитарных узлов и установления водопроводных кранов в помещениях ИВС судом по делу была назначена судебно-строительная экспертиза. Согласно экспертному заключению ООО «Агентство оценки Ковалевой и Ко» № от ДД.ММ.ГГГГ техническая возможность оборудования в камерах № ИВС УМВД по г. Смоленску санузлов с соблюдением требований приватности имеется. При оборудовании санузлов с необходимыми требованиями приватности, в помещениях площадью менее 10 кв.м. рекомендуется установить раздвижные ширмы-перегородки, а в помещениях площадью более 10 кв.м. существует возможность устройства стационарной кирпичной перегородки с облицовкой керамической плиткой, для чего необходимо выполнить следующие работы: демонтаж покрытия пола в коридоре; разработка грунта в траншее внутри здания; разработка грунта для устройства приемочного колодца; устройство приемочного колодца (монолитного из бетона или пластиковой емкости или по предложению проектной организации); установка фекального насоса с выводом в существующую городскую канализационную сеть; монтаж кабельной линии для подключения насоса; устройство песчаной подушки под канализационную трубу; пробивка отверстий в стенах для прокладки труб канализации; прокладка труб канализации с учетом подключения умывальника; устройство подиума в помещении под унитаз; кирпичная кладка стен перегородок; облицовка стен и перегородок керамической плиткой; устройство пола из плиток керамогранитных (облицовка подиума); установка и подключение унитаза к системе канализации; установка раздвижной ширмы-перегородки в помещениях площадью менее 10 кв.м. Для соблюдения всех требований нормативных документов по расчету, монтажу и устройству канализационной сети с установкой сантехнического оборудования необходимо разработать проект на устройство напорной канализации с установкой сантехнического оборудования. Для оборудования в камерах № кранов с водопроводной водой необходимо провести следующие работы: пробивка отверстий в стенах на отметке выше 2 м от уровня пола отверстий для прокладки водопроводных труб; прокладка водопроводных труб из полипропилена; установка кранов; установка раковин; подключение раковин к системе канализации; врезка в существующую водопроводную сеть. Для соблюдения всех требований нормативных документов по монтажу и устройству водопроводной сети с установкой сантехнического оборудования необходимо разработать проект на выполнение вышеуказанных работ. Согласно техническому паспорту ИВС УМВД по г. Смоленску кнопки вызова дежурного в помещении камер отсутствуют, располагаются за пределами камер, имеется видеоконтроль в камерах для подозреваемых и обвиняемых. Ссылки ответчиков и представителя ИВС о том, что в ИВС возможность вызова подозреваемым и обвиняемым дежурного обеспечивается иным способом, т.е. подачей сигнала голосом сотруднику, несущему дежурство в проходе между камерами, с использованием видеонаблюдения за помещением камер, суд находит несостоятельным. По правилам п.11 ст. 17 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Пункт 132 Правил… устанавливает, что прогулка подозреваемых, обвиняемых проводится на территории прогулочных дворов, при этом прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Ответчиками не оспаривается, что ИВС прогулочным двориком не оборудован, указывая на отсутствие технической возможности с учетом размещения ИВС в подвальном помещении и отсутствием территории для его оборудования на прилегающем к зданию участке. Приведенные представителями ответчиков доводы в части установки кнопок вызова дежурного в камерах и оборудование ИВС прогулочным двориком в здании не исключают обязанности ответчиков соблюдать требования ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Таким образом, при приведенных выше обстоятельствах судом установлено, что ИВС УМВД по г.Смоленску данным требованиям ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления", Правилам внутреннего распорядка, утв. Приказом МВД России №, не отвечает, в связи с чем заявленные прокурором Ленинского района об устранении нарушений материально-бытового обеспечения ИВС подлежат удовлетворению. Согласно п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, МВД России организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование (подп. 26); осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач (подп. 63). В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, территориальный орган осуществляет материально-техническое обеспечение территориального органа, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета; является получателем и распорядителе м бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации П. 13 подп. 38-39). При таком положении с учетом того, что главным распорядителем средств по содержанию ИВС является МВД РФ обязанность по выделению денежных средств на реконструкцию изоляторов временного содержания лежит на Министерстве Внутренних Дел РФ. Приведенный довод об отсутствии полномочий прокурора на предъявление указанного иска также являлся не состоятельным. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку заявление прокурора направлено не только на защиту лиц, содержащихся под стражей в ИВС в настоящее время, но и на защиту интересов лиц, которые будут содержаться под стражей в будущем, круг лиц, в интересах которых подан иск, не является определенным. Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации выделить УМВД России по Смоленской области денежные средства для выполнения работ по устранению недостатков материально-бытового обеспечения ИВС УМВД России по г.Смоленску области по оборудованию прогулочного дворика, оборудование в камерах санузлов с соблюдением необходимых требований приватности и оборудования в камерах водопроводных кранов; установке в камерах кнопок вызова дежурного. Обязать УМВД России по г. Смоленску за счет выделенных Министерством внутренних дел Российской Федерации через УМВД России по Смоленской области средств устранить недостатки материально-бытового обеспечения ИВС УМВД России по г. Смоленску, расположенного по адресу: <адрес>: оборудовать прогулочным двориком, оборудовать в камерах санитарные узлы с соблюдением требований приватности; установить в камерах кран с водопроводной водой, оборудовать камеры кнопкой для вызова дежурного. На решение может быть подана апелляционная жалоба либо принесено апелляционное представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца. Председательствующий подпись О.В. Космачева Копия верна О.В. Космачева Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.