Дело № 2-3854/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 сентября 2012 года г. Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска в составе: председательствующего (судьи) Киселева А.С. при секретаре Бочкареве И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изотовой А.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, у с т а н о в и л: Изотова А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также - Департамент; уполномоченный орган) о предоставлении ей в течение трех месяцев в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства любого свободного от прав третьих лиц земельного участка в черте г. Смоленска, ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством, как ветеран труда, имеет на это полное право.Однако ответчик отказал ей в реализации такого права, сославшись на необходимость предоставления чертежа (схемы) испрашиваемого участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Смоленска (далее - Администрация). Истица в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на иск, возражая против его удовлетворения, просил рассмотреть дело без своего участия, а так же отметил, что Изотова А.А. упомянутую выше схему в уполномоченный орган не представила, при том, что обязанность по осуществлению выбора земельного участка в данном случае на Департамент не возложена. Представитель Администрации в судебное заседание также не явился, в отзыве на иск просил о рассмотрении дела без своего участия, одновременно сослался на невозможность удовлетворения заявленных требований ввиду имеющего место на момент разрешения спора нарушения установленного Генеральным планом города Смоленска процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуального жилищного строительства и значительного превышения предусмотренного данным документом территориального планирования уровня индивидуальной жилой застройки (52 % вместо 10 %), а также на то, что обязанность формирования земельных участков, подлежащих предоставлению в целях индивидуального жилищного строительства, не является безусловной обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав истицу и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» (далее - Закон Смоленской области № 23-з) определенным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно такое предоставление должно осуществляться, исходя из положений п. 4 ст. 30 ЗК РФ, по смыслу которых проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления. Пунктом 4 ст. 27 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 № 193, установлены предельные размеры земельных участков для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома - минимальная площадь земельных участков - 1 000 кв.м.; максимальная площадь земельных участков - 1 800 кв.м.. На основании постановления Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86 «Об утверждении положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области» именно данный орган исполнительной власти Смоленской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске (п. 2.4. Положения). Порядок реализации таких полномочий (далее - Порядок), утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего в соответствии с федеральным и областным законодательством правом бесплатного приобретения в собственность земельного участка, либо его представителя (п. 2.1. Порядка). В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с действующим законодательством РФ земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в тридцатидневный срок отказывает в предоставлении земельного участка. В контексте изложенного само предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и соответствующий субъект земельного права имеет возможность инициировать формирование земельного участка. При этом отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм. Вместе с тем, как следует из письменных материалов дела, Изотова А.А., проживающая на территории г. <данные изъяты> и являющаяся ветераном труда (л.д. 7, 9) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Департамент с заявлениями о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка. Письмами Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истице сообщено о том, что испрашиваемый ею земельный участок по ул. <данные изъяты> г. <данные изъяты> предоставлен в собственность третьему лицу; один из испрашиваемых земельных участков в пос. <данные изъяты> относится к территории общего пользования; два других участка в пос. <данные изъяты> расположены в границах земельных участков, предоставленных третьим лицам; в отношении еще одного земельного участка в пос. <данные изъяты> г. <данные изъяты> решался вопрос о предоставлении его по заявлению третьему лицу. При этом, в своих письмах от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений указал на необходимость предоставления истицей чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности (л.д. 10-14). Вопрос о предоставлении истице любого иного свободного от прав третьих лиц и расположенного в черте г. Смоленска земельного участка, который было бы возможно использовать под индивидуальное жилищное строительство, ответчик не разрешил. Наличие свободных от прав третьих лиц (но несформированных) земель в черте г. Смоленска, пригодных для целей индивидуального жилищного строительства, ответчик в указанных выше письмах не опроверг. В ходе судебного разбирательства Департаментом так же не представлено доказательств отсутствия в черте г. Смоленска свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства и предоставления их в собственность истице, то есть по существу возможность принятия решения о формировании земельного участка для индивидуального жилищного строительства в отношении Изотовой А.А. ответчиком не опровергается. Доказательств обратному суду в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ (каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений) не представлено. В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность. Поэтому при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, не изъятых и не ограниченных в обороте, в их предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством. Существование предусмотренных приведенной правовой нормой ограничений, позволяющих отказать Изотовой А.А. в предоставлении участка земли в черте г. Смоленска в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, судом при рассмотрении дела не установлено. Ранее своим правом на реализацию льгот, предусмотренных Законом Смоленской области № 23-з, истица не воспользовалась (л.д. 19, 21-22). Обеспечение выбора земельного участка для строительства отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа только в том случае, когда земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта (п. 5 ст. 30, ст. 31 ЗК РФ). Когда же участок предоставляется без такого согласования, как в данном случае (для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях), то выбор уполномоченным органом этого участка законом не предусмотрен (п. 4 ст. 30 ЗК РФ). Таким образом, испрашивая земельный участок для индивидуального жилищного строительства, истица вправе ставить перед уполномоченным органом вопрос о предоставлении ей в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция данного органа (пределы г. Смоленска), любого земельного участка свободного от прав третьих лиц и который возможно сформировать и предоставить под указанные выше цели. По этим причинам непредставление Изотовой А.А. в Департамент чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, что предусмотрено п. 2.2 Порядка, с учетом положений п. 4 ст. 28 ЗК РФ не должно служить препятствием для положительного разрешения соответствующего вопроса по существу. Кроме этого, действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, подлежащих предоставлению в целях индивидуального жилищного строительства. Требование о предоставлении названного чертежа (схемы) является допустимым в том случае, когда, обращаясь в уполномоченный орган, гражданин претендует на конкретный земельный участок. При таком положении, суд, исходя из предмета иска, возлагает на ответчика, как на уполномоченный орган, обязанность по бесплатному предоставлению Изотовой А.А. в соответствующем Порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах, установленных согласно ст. 33 ЗК РФ, минимальных и максимальных размеров с проведением за счет истицы работ по формированию данного земельного участка. С учетом имеющегося Порядка, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и продолжительность временных затрат, необходимых для выполнения кадастровых работ, суд считает возможным установить в решении срок исполнения Департаментом возложенной на него обязанности по осуществлению предоставления истице земельного участка, равный шести месяцам со дня вступления настоящего решения в законную силу. Доводы представителя Администрации города Смоленска о невозможности предоставления Изотовой А.А. земельного участка для индивидуального жилищного строительства ввиду имеющего место на момент разрешения спора нарушения установленного Генеральным планом города Смоленска процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуального жилищного строительства и значительного превышения предусмотренного данным документом территориального планирования уровня индивидуальной жилой застройки (52 % вместо 10 %) признаются судом несостоятельными, поскольку в силу положений п. 4 ст. 28 ЗК РФ подобные обстоятельства установленным законом основанием для отказа в предоставлении истице в собственность земельного участка не являются. При этом суд отмечает, что само по себе возможное нарушение упомянутого выше процентного соотношения бесспорно не указывает на отсутствие в г. Смоленске в соответствующих территориальных зонах, которые допускают осуществление индивидуального жилищного строительства, свободных земельных участков, что могло бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных Изотовой А.А. исковых требований. Напротив, наличие таких свободных участков ответчиком и третьим лицом в ходе судебного разбирательства не опровергнуто, в то время как по правилам ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания таких обстоятельств возложена на указанные органы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Изотовой А.А. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске площадью в пределах минимальных и максимальных размеров с проведением за счет Изотовой А.А. работ по формированию данного земельного участка. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца. Председательствующий А.С. Киселев