об индексации подлежащих к выплате денежных сумм, взыскании задолженности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2012г.                                                                                                              г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

В составе:

председательствующего судьи Кудряшова А.В.

при секретаре Калининой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.В.С. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности по данным выплатам,

установил:

П.В.С. обратился в суд с указанным выше иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, указав, что в соответствии с п.3 ч.1 ст.15 и ч.1 ст.40 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью. Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ индексация указанных выплат ответчиком в установленном законом порядке не производилась, П.В.С. просит проиндексировать названные выплаты по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, взыскав также с ответчика образовавшуюся задолженность, ссылаясь на то, что данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда и подлежат индексации по единым правилам.

П.В.С. и его представитель В.Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, указав, что основанием заявленных требований является применение ответчиком неправильного механизма индексации выплачиваемых истцу выплат, что привело к образованию соответствующей задолженности по названным платежам, которую П.В.С. просит взыскать в его пользу. Правильность определения Департаментом размера указанных платежей, рассчитанных в соответствии с примененным им механизмом индексации выплат, не оспаривали, сославшись на то, что установленные П.В.С. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью фактически соответствует фиксированным размерам, установленным постановлениями Правительства РФ.

Департамент Смоленской области по социальному развитию, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направил. В представленном отзыве на иск, возражал против удовлетворения заявленных требований, отметив, что выплата истцу названных компенсаций производилась в установленном законодательством порядке, исходя из базовых сумм, установленных в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 и ч.1 ст.40 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст.13 названного Закона, выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб., а также ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 руб.

По делу установлено, что П.В.С. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; в соответствии с п.3 ч.1 ст.15 и ч.1 ст.40 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему назначены и выплачиваются ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью.

Ссылаясь на неправильную индексацию названных выплат, истец указывает на то, что они должны были индексироваться, начиная с ДД.ММ.ГГГГ исходя из коэффициентов, характеризующих величину роста прожиточного минимума, а с ДД.ММ.ГГГГ - на индексы, отражающие уровень инфляции в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами о бюджете на соответствующий год.

Суд не может согласиться с такой правовой позицией, поскольку она основана на неправильном толковании и применении норм материального права.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п.3 ч.1 ст.15 и ч.1 ст.40 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п.15 ст.14 данного Закона.

Частью 3 статьи 5 названного Закона (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года №122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года №122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 300 рублей.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах исходя из базовой суммы.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. №847, от 7 мая 2005г. №292, от 25 апреля 2006г. №246, от 21 марта 2007г. №171, от 21 декабря 2007г. и 16 декабря 2009г. утверждены Правила индексации в 2004-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

При этом вышеназванными Постановлениями Правительства Российской Федерации индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также других компенсаций предусматривалась впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее - исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации).

Поскольку, как следует из материалов дела, индексация выплат на основании постановлений Правительства Российской Федерации истцу производилась (отсутствие задолженности по упомянутым выплатам при применении такого порядка индексации П.В.С. в ходе судебного разбирательства не оспаривал), то права на индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, истец не имеет (л.д.5).

При таком положении, с учетом принципа диспозитивности гражданского процесса, исходя из оснований заявленных требований, суд отказывает в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования П.В.С. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности по данным выплатам оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Смоленского областного суда через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий                                                         А.В. Кудряшов