о признании права на получение жилья



Дело №2-3024/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2012 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре                                 Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хиондерко Р. С. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,

установил:

Хиондерко Р.С. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата на строительство или приобретение жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> указав, что является <данные изъяты> и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; органами местного самоуправления надлежащим образом была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны, однако ответчик до настоящего времени препятствует ей в реализации права по обеспечению жильем.

Хиондерко Р.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель Хиондерко Р.С. Попковский И.И. заявленный иск поддержал в полном объеме, указав, что Хиондерко Р.С. нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение является непригодным для проживания, что подтверждается заключением ООО <данные изъяты>

Ответчик Департамент Смоленской области по социальному развитию в представленных возражениях иск не признал, указав, что жилой дом <адрес> принадлежащий истцу на праве собственности, непригодным для проживания признан не был в установленном порядке. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Третье лицо администрация МО "Шумячский район" Смоленской области своего представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ и Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" полномочия по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии со ст. 15 Закона переданы органам государственной власти субъектов РФ.                                       

В судебном заседании установлено, что Хиодерко Р.С. является ветераном <данные изъяты>. Распоряжением Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт обследования жилого дома комиссией в составе 4-х человек, принадлежащего истцу, согласно которому Хиодерко Р.С. требуется улучшение жилищных условий (л.д.14-15). На основании постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Хиодерко Р.С., проживающая по адресу: <адрес> состав семьи 1 человек, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.17, 28-36).

Согласно ст. 3 Закона Смоленской области от 11.05.2011 N 17-з "О предоставлении отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставлении им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Смоленской области" (принят Смоленской областной Думой 29.04.2011) в целях обеспечения граждан жилыми помещениями уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере социальной защиты населения формируется и ведется сводный список граждан. Порядок формирования и ведения сводного списка граждан устанавливается нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по решению вопросов предоставления жилых помещений в собственность и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан при Департаменте Смоленской области по социальному развитию ДД.ММ.ГГГГ органу местно самоуправления - администрации <данные изъяты> было рекомендовано рассмотреть вопрос о правомерности принятия на учет в качестве нуждающейся в жилье Хиондерко Р.С., как обеспеченной общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного человека (л.д.5-8).                                                                                                                                                                                                                               

ДД.ММ.ГГГГ был составлено и подписано заключение обследования вышеуказанного помещения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой дом по указанному адресу является пригодным для проживания.

Одним из основных условий возникновения права на получение меры социальной поддержки является нуждаемость лица в улучшении жилищных условий.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой, в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В деле имеется заключение обследования жилого помещения <адрес> межведомственной комиссии, согласно которому жилой дом по указанному адресу является пригодным для проживания.

Вышеуказанное заключение не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке.

Доводы представителя истца о непригодности принадлежащего Хиондерко Р.С. жилого дома для проживания опровергаются указанными выше обстоятельствами и не подтверждаются надлежащими доказательствами.

Представленное истцом заключение ООО <данные изъяты> о том, что износ жилого дома составляет 100%, в связи с чем он является непригодным для проживания не является основанием для удовлетворения заявленного иска, поскольку не имеет правового значения с учетом того, что заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ не признано незаконным в установленном законе порядке.

Согласно части 1 пункта 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договором социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

Доказательств нуждаемости истца в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке не представлено.

С учетом изложенного, оснований по обязанию Департамента Смоленской области по социальному развитию выдать истцу государственный жилищный сертификат не имеется.

Руководствуясь стс.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

в иске Хиондерко Р. С. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 (одного) месяца.

Председательствующий     К.М.Макарова