об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении его в собственность



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2012г.                                                                                                          г. Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Калининой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.А.Ю. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлению участка земли для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л:

В.А.Ю. обратился в суд с указанным выше иском к ответчикам, сославшись на необоснованный отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска в согласовании схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, указав, что уполномоченным органом (Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области) ему разрешено формирование названного участка земли для индивидуального жилищного строительства для его последующего бесплатного предоставления в собственность истца, права на который он, как <данные изъяты> не может реализовать по причине неправомерных действий (бездействия) упомянутого Управления, ссылающегося на невозможность предоставления В.А.Ю. этого участка ввиду незавершения исполнения ООО «Бином» заключенного ДД.ММ.ГГГГ с органом местного самоуправления муниципального контракта по разработке проекта межевания квартала, в котором расположен испрашиваемый истцом участок земли, что, по мнению В.А.Ю., не может служить законным основанием для несогласования упомянутой выше схемы.

Представитель истца Б.С.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, отметив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне ОЖИ, допускающей осуществление в ней индивидуального жилищного строительства.

Представитель Администрации г.Смоленска и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска А.О.В.., а также представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области К.Ю.В., возражая против удовлетворения иска, отметили, что спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска и Генеральным планом г.Смоленска расположен в территориальной (функциональной) зоне, не предусматривающей осуществление в ней индивидуального жилищного строительства.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона).

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.8, 3.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм предоставление данной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства, а уполномоченным должностным лицом на утверждение схемы расположения или отказ в утверждении схемы расположения является заместитель Главы администрации города Смоленска. В числе оснований для отказа в согласовании схемы указано несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.

Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 утверждены Правила землепользования и застройки г.Смоленска, которые являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления и обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки (ст.ст.1, 3 Правил).

По делу установлено, что проживающий в г.Смоленске В.А.Ю., являясь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> (л.д.9, 12-13).

Письменным отношением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истцу в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в названный уполномоченный орган утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Одновременно с этим В.А.Ю. сообщено о том, что на испрашиваемом им земельном участке расположены гаражи (л.д.8).

Исполняя упомянутые выше указания Департамента, за счет истца ИП Травкиной Н.Б. подготовлена упомянутая выше схема, в согласовании которой письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой на выполнение в настоящее время ООО «Бином» заключенного ДД.ММ.ГГГГ муниципального контракта по разработке проекта межевания квартала, в котором расположен испрашиваемый В.А.Ю. участок земли, в связи с чем, письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в рассмотрении вопроса о предоставлении спорного участка земли до окончания действия названного муниципального контракта и утверждения органом местного самоуправления планировки соответствующего квартала (л.д.10-11, 15-17).

Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий, утверждение которых отнесено законом (п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании ч.ч.2-3 ст.85 ЗК РФ градостроительный регламент для каждой территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что земельное и градостроительное законодательство исходит из того, что разрешенные условия использования территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения. Органы местного самоуправления городского округа, утверждая правила землепользования и застройки, вправе относить различные территории в пределах города к тем или иным территориальным зонам, включая те, которые не рассматриваются в качестве базиса для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что испрашиваемой В.А.Ю. земельный участок в соответствии функциональным зонированием, установленным Генеральным планом города Смоленска, утв. решением XXXII сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.2008 №260, расположен в зоне размещения объектов общественно-делового назначения с включением объектов инженерной инфраструктуры (ОД), целями выделения которой в силу ст.35 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 является развитие существующих и преобразуемых территорий (включающих исторический центр г.Смоленска), предназначенных для размещения общественно-деловых объектов, с формированием на их основе комплексных многофункциональных зон общественно-деловой застройки; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий и «дневного» населения в соответствующих среде формах; развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Осуществление индивидуального жилищного строительства в указанных зонах Генеральным планом города Смоленска и названными Правилами не предусмотрено.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 испрашиваемый В.А.Ю. земельный участок располагается в территориальной зоне ОЖИ (Зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра с включением объектов инженерной инфраструктуры (виды разрешенного использования и предельные параметры). При этом, решение Смоленского городского Совета от 31.08.2012 №693 «О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 параграфа 3 главы 2 части II Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 №490», опубликованного в газете «Рабочий путь», №196, 07.09.2012, допускает расположение в указанной территориальной зоне только существующих индивидуальных (одноквартирных) жилых домов без права содержания скота и птицы и одновременно запрещает осуществление в ней индивидуального жилищного строительства, а также возведение жилых домов блокированного типа.

При таких обстоятельствах, поскольку действующие документы территориального планирования не предусматривают возможность осуществления на спорном участке индивидуального жилищного строительства, предоставление В.А.Ю. в собственность этого участка в указанных целях является недопустимым, в связи с чем, оснований для согласования представленной истцом схемы расположения данного земельного участка у Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска не имелось.

Кроме того, исходя из взаимосвязанных положений п.5 ч.1 ст.1, ст.28, 30 ЗК РФ земельный участок, предоставляемый под строительство, должен быть свободен от прав третьих лиц.

Таким образом, при решении вопроса о предоставлении испрашиваемого гражданином земельного участка уполномоченный на распоряжение таким участком орган должен принять исчерпывающие меры для установления факта отсутствия прав третьих лиц на данный участок либо правопритязаний на него.

В соответствии же с ч.ч.1, 2 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Как усматривается из имеющихся в деле письменных доказательств и следует из объяснений представителя истца, на испрашиваемом В.А.Ю. земельном участке расположены гаражи, владельцы которых возможно имеют какие-либо права на участки земли под этими гаражами, поскольку данные участки могли предоставляться задолго до вступления в силу ЗК РФ, в связи с чем, сведения о них могут отсутствовать как в государственном кадастре недвижимости, так и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По этой причине, для решения вопроса о возможности распоряжения спорным участком необходимо обязательное проведение мероприятий по муниципальному земельному контролю с целью установления отсутствия прав третьих лиц на этот участок земли. Кроме того, вещные права на гаражи могут быть оформлены их владельцами наряду с оформлением ими права аренды в отношении необходимых для использования этих гаражей земельных участков, что в любом случае требует установления соответствующих лиц.

При таком положении, поскольку суду не представлено неопровержимых доказательств того, что пользование всеми участками под упомянутыми гаражами носит самовольный характер (данных, указывающих на отсутствие у владельцев гаражей прав на земельные участки под ними, в материалах дела не имеется), не исключено, что распоряжение испрашиваемым участком повлечет нарушение прав третьих лиц, чье имущество расположено на этом участке, что недопустимо.

В любом случае, до момента освобождения упомянутой территории от указанных гаражей разрешение уполномоченным органом вопросов о предоставлении в собственность либо в аренду спорного земельного участка не представляется возможным.

При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.

р е ш и л :

Исковые требования В.А.Ю. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлению участка земли для индивидуального жилищного строительства оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

               Председательствующий                                                         А.В.Кудряшов