о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка по договору аренды



                                                            Дело № 2-1605/12

                                                                  РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                         11 сентября 2012 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

председательствующего (судьи): Космачевой О.В.,

при секретаре:                              Вороновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подгорного А.М. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации г. Смоленска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка по договору аренды,

установил:

Подгорный А.М. обратился в суд в требованиями о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении земельного участка площадью 4000 кв.м. с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства - автосервисного центра по адресу: <адрес> просит восстановить нарушенное право путем обязания Администрации г. Смоленска осуществить процедуру выбора данного земельного участка и обязании Департамент предоставить данный земельный участок в аренду. В обоснование требований указывает, что основания для отказа, установленные нормами Земельного кодекса РФ отсутствовали.

В последующем истцом требования уточнены, просит признать отказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении выбора земельного участка незаконным и восстановить его нарушенное право путем возложения обязанности на Департамент обеспечить процедуру выбора земельного участка площадью 4000 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 36-37).

Судом по делу в качестве третьего лица привлечен ГСК «Березка».

Истец Подгорный А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Рудаков И.Е. в судебном заседании требования поддержал по основаниям изложенным в иске. Пояснил, что требования к Администрации г. Смоленска у истца отсутствуют, т.к. последняя какие-либо решения по данному вопросу не принимала.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Головко О.В. исковые требования не признала по тем основаниям, что на данном участке фактически имеются гаражи, предполагаемый вид использования земельного участка не отвечает требованиям санитарно-защитной зоны; через исправшиваемый земельный участок проходят проезды на территорию ГСК «Березка».

Представитель Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, возражения по заявленным требования не представило.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выборземельногоучастка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В силу ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельногоучастка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выбореземельногоучастка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельногоучастка, испрашиваемое право на земельныйучасток. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выборземельногоучастка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбораземельногоучастка оформляются актом о выбореземельногоучастка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельногоучастка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно Порядку организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , лица заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должно быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (п. 5.1).

В соответствии с п. 5.3 Порядка уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема от заявителя направляет в Администрацию г. Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение 14-ти рабочих дней со дня поступления из Администрации г. Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта.

В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта (п. 5.4).

Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ полномочиями в данной сфере наделен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Подгорный А.М. обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области об осуществлении выбора земельного участка площадью до 4000 кв.м. для размещения объекта капитального строительства -автосервисного центра по адресу: <адрес> для приобретения в аренду (л.д. 11).

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что через испрашиваемый земельный участок проходят 2 проезда в ГСК «Березка», на нем расположены металлические гаражи, при размещении испрашиваемого земельного участка не соблюдается санитарно-защитная зона, не представлено технико-экономическое обоснование размещения объекта и выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.12).

Судом установлено, что при подаче заявления Подгорным А.М. была представлена схема размещения объекта, технико-экономическое обоснование размещения объекта не предоставлено, положениями ст. 31 ЗК РФ его предоставленное при подаче заявления о предоставлении земельного участка не носит обязательный характер.

Индивидуальным предпринимателем Подгорный А.М. не является (л.д. 20).

Таким образом, отсутствие указанных документов не может служить основанием для отказа в реализации Подгорным процедуры выбора земельного участка.

Выбор земельного участка является одним из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, условия для реализации которого, должен обеспечить уполномоченный орган - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области при обращении Подгорного А.М. с соответствующим заявлением.

Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании мест размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.

Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что вопрос о направлении обращения Подгорного для обеспечения выбора земельного участка уполномоченным органом не разрешался.

Поскольку ни законодательство Смоленской области в сфере земельных отношений, ни ЗК РФ не предусматривают самостоятельного обращения заинтересованного лица с отдельным заявлением о проведении процедуры выбора к неуполномоченному органу по распоряжению земельными участками в г. Смоленске (Администрация г. Смоленска), отказ Департамента об осуществлении выбора лишает заявителя Подгорного на реализацию процедуры по предоставлению земельного участка. Исходя из пояснений представителя истца испрашиваемое право на земельный участок - его предоставление в аренду.

Оснований для отказа в соответствии с положениями п. 5.4 Порядка в размещении объекта на испрашиваемом земельном участке у уполномоченного органа не имелось.

Представитель Администрации г. Смоленска в судебных заседаниях ранее высказать свою позицию по требованиям в полном объеме затруднился.

В силу вышеприведенного отказ Департамента в осуществлении процедуры выбора земельного участка является незаконным, восстановление нарушенных прав Подгорного подлежит защите путем возложения обязанности на Департамент по обеспечению процедуры выбора земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Уточненные исковые требования Подгорного А.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении Подгорному А.М. выбора земельного участка площадью 4 000 кв.м. в <адрес> незаконным.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям Смоленской области обеспечить Подгорному А.М. процедуру выбора земельного площадью до 4 000 кв.м. в <адрес>

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

               Председательствующий       подпись                                 О.В. Космачева

     Копия верна                                                                          О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.