о признании постановления незаконным



                               Дело № 2-4245/12

PЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2012 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре                                  Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента Смоленской области по социальному развитию об оспаривании действия судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области,

установил:

Департамент Смоленской области по социальному развитию обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной Службы судебных приставов по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, указав, что оспариваемое постановление нарушает права Департамента, поскольку исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства, однако безусловных оснований к применению санкции в данном случае не имеется.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной Службы судебных приставов по Смоленской области судебные приставы-исполнители судебный пристав-исполнитель А. считал жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку в его действиях как судебного пристава-исполнителя отсутствуют нарушения законодательства об исполнительном производстве.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 2 ст. 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем в случае непредставления доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа.

Судом установлено, что судебный приставав- исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной Службы судебных приставов по Смоленской области на основании исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г. Смоленска, в отношении должника Департамента Смоленской области по социальному развитию было возбуждено исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ о перечислении <данные изъяты> для выплаты П. суммы в размере <данные изъяты> на основании свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья

Исполнительный документ должником Департаментом Смоленской области по социальному развитию в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

Судебный приставав- исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной Службы судебных приставов по Смоленской области А. постановлением от 11 сентября 2012 года в рамках исполнительного производства взыскал с Департамента Смоленской области по социальному развитию исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы. В постановления о возбуждении исполнительного производства установлен срок для добровольного исполнения судебного акта- ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3).

Согласно ч. ч. 1, 12, 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно п. 11 ст. 30 Федерального закона N 229 от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.

При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (п. 12. ст. 30).

В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 112 Закона об исполнительного производства исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа и не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.

Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

В срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа Департаментом Смоленской области по социальному развитию не исполнены. При этом должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительных документов без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.

Департамент Смоленской области по социальному развитию надлежащим образом не подтвердил, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения исполнительного документа.

Должник не представил и суду доказательств отсутствия его вины или иных оснований для освобождения его от ответственности за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительных документов.

Принимая во внимание факт неисполнения Департаментом Смоленской области постановления о возбуждении исполнительного производства, оснований для признания постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника исполнительского сбора недействительным не имеется. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника исполнительского сбора соответствует требованиям закона.

В действиях судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной Службы судебных приставов по Смоленской области     нарушений положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ,

решил:

Заявление Департамента Смоленской области по социальному развитию об оспаривании действия судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 1 (одного) месяца.

Председательствующий                     К.М.Макарова