Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 мая 2012г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи) Кудряшова А.В. при секретаре Барашковой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.А.В. к Администрации г.Смоленска об оспаривании постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: В.А.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Смоленска об оспаривании постановления от 14.12.2010г. №783-адм в части исключения истицы из списка очереди граждан, состоящих при Администрации г.Смоленска на учете нуждающихся в жилых помещениях и возложении на ответчика обязанности по предоставлению ей жилого помещения во внеочередном порядке, указав, что являясь <данные изъяты> и, страдая <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ состояла в составе семьи матери П.Р.М. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако упомянутым постановлением снята с данного учета ввиду того, что как член семьи П.Р.М. с учетом наличия у последней в собственности жилого дома № по <адрес>, обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, тогда как в действительности истица членом семьи П.Р.М. не является, проживает отдельно от нее и, нуждаясь в улучшении жилищных условий, имеет право на внеочередное предоставление жилья. Представитель истицы З.А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель Администрации г.Смоленска Т.М.Ю., возражая против удовлетворения иска, сослалась на отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий и правомерность оспариваемого постановления. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля В.А.Н., исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам. Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты>, вставших на учет до 1 января 2005г., финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 упомянутого Закона, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». При этом предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу п.1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087 в г.Смоленске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления - в размере 15,0 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. В ходе судебного разбирательства дела установлено, что В. (до брака - П.) А.В. является <данные изъяты> (<данные изъяты>) и страдаеет заболеванием (<данные изъяты>), которое входит в утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.5, 7-8, 65, 69-70, 74-89). Из показаний свидетеля М.И.В., являющейся лечащим врачом истицы, следует, что последняя с 7 лет наблюдается в <данные изъяты> и в настоящее время страдает <данные изъяты> <данные изъяты> (п.3 названного Перечня). В соответствии с постановлением Главы администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № мать истицы - П.Р.М. с составом семьи из 2-х человек, включая В.А.В., принята на учет нуждающихся в жилом помещении по списку общей очереди № и по списку очереди граждан, пользующихся правом первоочередного предоставления жилого помещения № (л.д.39, 41). Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № П.Р.М. с семьей из 2-х человек, включая ее и дочь В.А.В., исключена из списка общей очереди (№) граждан, состоящих при Администрации г.Смоленска на учете нуждающихся в жилых помещениях и очереди (№) граждан, пользующихся правом первоочередного предоставления жилого помещения, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы - квартирой № в доме № по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. и принадлежащим П.Р.М. на праве собственности жилым домом № по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.6). Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных В. исковых требований. По делу видно, что ДД.ММ.ГГГГ истица вступила в брак с В.А.В. (л.д.8). Как следует из объяснений представителя В.А.В., свидетельских показаний В.А.Н. и имеющихся в деле письменных доказательств, с конца 2010г. и по настоящее время истица с супругом проживают в квартире № в доме № по <адрес> общей площадью № кв.м., в которой в настоящее время зарегистрирована лишь В.А.В. (л.д.9, 18, 27, 34-35). Данное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит матери истицы П.Р.М. (<данные изъяты> доля в праве), сестре С. (до брака - Н.) Л.Н. (<данные изъяты> доля в праве) и самой В.А.В. (<данные изъяты> доля в праве) (л.д.12, 14-15, 90). С.Л.Н. зарегистрирована и постоянно проживает в квартире № дома № по ДД.ММ.ГГГГ и не возражает против регистрации в квартире № в доме № по <адрес> В.А.Н., о чем в деле имеется ее нотариально удостоверенное согласие (л.д.90). П.Р.М., снявшейся ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по адресу: <адрес>, также принадлежит на праве собственности жилой дом № по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.12, 27, 32-36, 40, 45, 49). Вместе с тем, поскольку П.Р.М. как на момент принятия оспариваемого постановления, так и в настоящее время с истицей в квартире № в доме № по <адрес> не проживает, совместного хозяйства с ней не ведет, наличие у нее в собственности указанного домовладения правового значения для решения вопроса о нуждаемости В. в улучшении жилищных условий не имеет (ч.1 ст.31 ЖК РФ). По смыслу ч.2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ. По состоянию на 01.03.2005г. действовал Закон Смоленской области от 19.12.1996 №36-з «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области» (в ред. Закона Смоленской области от 10.05.2001 №35-з), согласно п. «а» ч.1 ст.16 которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для постановки на учет. При этом, исходя из правил ч.4 ст.50 ЖК РФ учетная норма определяется по показателю общей площади жилого помещения, а не доли в праве собственности, в связи с чем, с учетом взаимосвязанных положений п.2 ч.1, ч.2 ст.51 ЖК РФ оценка и расчет обеспеченности гражданина общей площадью на одного члена семьи осуществляется исходя из общей площади находящихся в собственности всех членов семьи такого гражданина жилых помещений и числа проживающих в этих жилых помещениях лиц, имеющих право постоянного пользования этими помещениями. Расчет же обеспеченности собственника и членов его семьи общей площадью жилого помещения, исходя из принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на жилье положениями ст.51 ЖК РФ не предусмотрен. В настоящее время истица одна зарегистрирована в принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартире № в доме № по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой - <данные изъяты> кв.м.; иные собственники данного жилого помещения в нем уже длительное время не проживают. Таким образом, занимаемая В.А.В. площадь жилого помещения превышает как установленную п.1 постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087 учетную норму (10,5 кв.м. на одного человека) и норму предоставления (15 кв.м. на одного человека), так и учетную норму, а также норму предоставления, предусмотренные ст.ст.7, 22 Закона Смоленской области от 19.12.1996 №36-з (6,5 кв.м. и 12,0 кв.м. жилой площади на одного человека соответственно). Если же исходить из того обстоятельства, что супруг истицы - В.А.Н. в установленном порядке приобрел в настоящее время право пользования квартирой № в доме № по <адрес> (проживает совместно с истицей, против его регистрации в данном жилом помещении иные собственники жилья не возражают), то необходимо учитывать также и принадлежность В.А.Н., зарегистрированному по месту пребывания в принадлежащем П.Р.М. доме № по <адрес>, <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру № дома № по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в которой в настоящее время по утверждению последнего зарегистрировано 3 человека - его бывшая супруга и двое детей (л.д.58, 64), исходя из чего, при наличии у В.А.В. права пользования этим жилым помещением на него и указанных троих человек будет приходиться по <данные изъяты> кв.м. общей площади жилья, что с учетом общей площади квартиры № в доме № по <адрес> (<данные изъяты> кв.м.) также указывает на отсутствие нуждаемости В. в улучшении жилищных условий (ч.2 ст.51 ЖК РФ). При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования В.А.В. к Администрации г.Смоленска об оспаривании постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца. Председательствующий А.В.Кудряшов