Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 октября 2012г. г. Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В. При секретаре: Калининой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.В.А. к Главному управлению МЧС России по Смоленской области, ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области», ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признании внука членом семьи, у с т а н о в и л: М.В.А. с учетом уточнения требований обратился в суд с указанным выше иском к ГУ МЧС России по Смоленской области, ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области», ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», сославшись на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в Государственной противопожарной службе и в ДД.ММ.ГГГГ по месту работы в <данные изъяты> военизированной пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Смоленской области был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в ДД.ММ.ГГГГ узнал о том, что не значится в списках нуждающихся в жилье сотрудников Федеральной противопожарной службы по Смоленской области, переданных в ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МЧС России по Смоленской области для направления в Центральный региональный центр МЧС России, а в последующем - в ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Ссылаясь на то, что в силу закона истец, принятый по месту работы на указанный учет до 1 марта 2005г., сохраняет право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма и не может быть снят с такого учета ввиду наличия оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, указывая также на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по требованию руководства представлял документы, подтверждающие его нуждаемость в жилье, и от предоставления таких документов не уклонялся, а утрата работодателем соответствующих сведений (учетного дела) не является основанием для умаления соответствующих прав М.В.А., последним с учетом отсутствия достоверных сведений о дате принятия его на соответствующий учет и исходя из того, что несовершеннолетний внук истца - М.И.П. проживает совместно с М.В.А. в одном жилом помещении, в исковом заявлении поставлены вопросы о признании М.И.П. членом семьи истца и восстановлении М.В.А. с составом семьи из 5-ти человек, включая супругу М.Т.В., сына М.П.В., сына М.А.В. и внука М.И.П. на учете сотрудников Федеральной противопожарной службы, относящихся к Главному управлению МЧС России по Смоленской области, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из даты принятия истца на указанный учет - ДД.ММ.ГГГГ Представитель М.В.А. С.А.И. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Представитель ГУ МЧС России по Смоленской области, ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области» Ф.А.В., возражая против удовлетворения иска, указал, что достоверные сведения о постановке М.В.А. на упомянутый учет в ГУ МЧС России по Смоленской области и его подчиненных подразделениях отсутствуют; при ежегодной перерегистрации очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующие документы истцом не представлялись. ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», надлежаще извещенное о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направило. В представленных возражениях на иск, указало на необоснованность заявленных М.В.А. исковых требований, сославшись на то, что ведение учреждением учета сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется на основании учетных дел, переданных Центральным региональным центром МЧС России и ГУ МЧС России по Смоленской области. Однако такое учетное дело в отношении истца в ФКУ не передавалось, тогда как сам М.В.А. с заявлением о постановке на соответствующий учет (как ранее не состоявший на таком учете) в учреждение не обращался. Сослалось также на отсутствие закона, предусматривающего принятие на учет нуждающихся в жилье сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС непосредственно МЧС России, а также на недоказанность факта принятия истца в ДД.ММ.ГГГГ на указанный учет. Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля Ц.Н.В.., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.14 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утв. приказом МЧС РФ от 12.01.2012 №5 сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Конкретизируя данные нормативные положения Закон Смоленской области от 13.03.2006 №6-з «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области», в ч.2 ст.11 устанавливает, что в целях обеспечения сохранения указанного права граждан ведение данного учета, если иное не установлено федеральным законодательством, осуществляется: 1) по месту жительства - органами местного самоуправления тех муниципальных образований Смоленской области, которые до 1 марта 2005 года осуществляли ведение этого учета; 2) по месту работы - на государственных и муниципальных предприятиях и в учреждениях, которые до 1 марта 2005 года осуществляли ведение этого учета. Согласно п.1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утв. постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 №385 федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). На основании п.8 Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11.07.2004 №868 МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. По правилам п.п.2, 15 упомянутого Порядка, утв. приказом МЧС РФ от 12.01.2012 №5 учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территории Центрального федерального округа, осуществляется федеральным казенным учреждением «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет по спискам с внесением необходимой информации в информационно-аналитическую систему «Жилье МЧС России». В ходе судебного разбирательства установлено, что М.В.А. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в Государственной противопожарной службе, в настоящее время - в должности <данные изъяты> <данные изъяты> пожарной части ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области». По утверждению истца, в ДД.ММ.ГГГГ по месту работы в <данные изъяты> военизированной пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Смоленской области он был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из имеющегося в материалах дела протокола заседания жилищно-бытовой комиссии названной пожарной части от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что данной комиссией было принято решение о предоставлении М.В.А. на семью из 3-х человек, включая супругу М.Т.В. и сына М.П.В., служебного жилого помещения в виде комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. При этом в названном протоколе особо отмечается, что истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ под № и упомянутое служебное жилье предоставляется ему без снятия с данной очереди. Указанное решение жилищно-бытовой комиссии утверждено постановлением мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №. До настоящего времени истец, а также его супруга М.Т.В.., сын М.П.В., сын М.А.В. и внук М.И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын М.П.В.) зарегистрированы и проживают в названной комнате. По делу также видно, что М.В.А. и его семья другим жилым помещением не обеспечены; доказательства обратного ответчиками суду не представлены. Исходя из положений ч.5 ст.100 ЖК РФ к пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 данного Кодекса. Таким образом, по смыслу ч.5 ст.100 ЖК РФ во взаимосвязи с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи нанимателя служебного жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя служебного жилого помещения, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Как следует из объяснений представителя истца, все упомянутые выше граждане, включая внука М.И.П. являются членами семьи М.В.А., были вселены истцом в указанное жилое помещение в этом качестве, ведут совместное хозяйство, имеют единый бюджет, сообща приобретают продукты питания, имущество для общего пользования, что подтверждается также свидетельскими показаниями Ц.Н.В. При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит доказанным факт того, что М.И.П. является членом семьи М.В.А. (ч.5 ст.100, ч.1 ст.31 ЖК РФ) и удовлетворяет заявленные в соответствующей части исковые требования. Находит суд обоснованным и заявленное М.В.А. исковое требование о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2011г. №398 с 01.10.2011г. функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы были возложены на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности». Этим же приказам начальникам территориальных органов МЧС России предписывалось в срок до 01.12.2011г. передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях названному учреждению и ее филиалам по территориальной принадлежности. На обращения истца с рапортами на имя начальника ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области» и начальника ГУ МЧС России по Смоленской области М.В.А. письменными отношениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (соответственно) сообщено о том, что при передаче в ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № делопроизводства по учету нуждающихся в жилых помещениях в Главное управление МЧС России по Смоленской области в целях последующего направления в Центральный региональный центр МЧС России, а затем - в ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» (ранее - ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности») истец в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников Федеральной противопожарной службы по Смоленской области не значился. В ходе судебного разбирательства судом исследован подлинник упомянутой выше выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором содержатся сведения о том, что на момент принятия данной комиссией решения о предоставлении М.В.А. служебного жилого помещения он с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на улучшение жилищных условий под №, притом, что названное служебное жилье предоставлялось ему без снятия с данной очереди. Из показаний допрошенного судом свидетеля К.М.П., занимавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ должность руководителя <данные изъяты> военизированной пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Смоленской области, следует, что на день принятия жилищно-бытовой комиссией названного решения М.В.А. действительно состоял по месту работы на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истца с данного учета не снимали. Приведенные в имеющейся в материалах дела выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № сведения, по утверждению названного свидетеля, соответствуют действительности. Из материалов дела также, следует, что соответствующий список работников <данные изъяты> военизированной пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Смоленской области на предоставление жилое площади направлялся за подписью К.М.П. в Администрацию г.Смоленска, в связи с чем, постановлением мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № указанное решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено. Как пояснил суду свидетель Л.В.А., работавший с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> военизированной пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Смоленской области, ему достоверно известно, что еще до ДД.ММ.ГГГГ М.В.А. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем названный свидетель видел соответствующие документы (в части имелась папка с документами о лицах, поставленных на учет нуждающихся в жилье). Л.В.А.., являвшийся в ДД.ММ.ГГГГ начальником пожарной части, также подтвердил, что в ДД.ММ.ГГГГ соответствующие документы в распоряжении части имелись, и в них М.В.А.. значился, как состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сведения в отношении истца в ГУ МЧС России по Смоленской области Л.В.А., как начальником пожарной части, не передавались, поскольку, как следует из объяснений последнего, о необходимости такой передачи он осведомлен не был и данные документы у него не запрашивались. При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт принятия М.В.А. в ДД.ММ.ГГГГ по месту работы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, исходя из отсутствия сведений о дате такой постановки, а также ввиду непредставления ответчиками доказательств о снятии последнего с указанного учета, принимает решение о восстановлении истца на учете сотрудников Федеральной противопожарной службы, относящихся к Главному управлению МЧС России по Смоленской области, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из даты ДД.ММ.ГГГГ Принимая во внимание тот факт, что обеспечение жильем на условиях социального найма сотрудников ФПС, в силу упомянутого выше Порядка, утв. приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также требований жилищного законодательства осуществляется с учетом состава их семьи, М.В.А. подлежит восстановлению на указанном учете с составом семьи из 5-ти человек, включая супругу М.Т.В., сына М.П.В.., сына М.А.В.. и внука М.И.П. Ссылки ответчиков на то, что при ежегодной перерегистрации очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истцом не представлялись соответствующие документы, голословны и объективно ничем не подтверждены. Из объяснений представителя М.В.А. следует, что по требованию руководства пожарной части истец представлял работодателю документы о своей нуждаемости в жилье, от предоставления этих документов не уклонялся; доказательства обратного в деле отсутствуют. Данных о том, что в связи с непредставлением упомянутых документов в отношении М.В.А. принималось решение о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, материалы дела не содержато. При этом, суд отмечает, что нарушение должностными лицами установленного порядка ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформления либо передачи соответствующих документов (в данном случае - их утрата) не может являться основанием для умаления прав таких гражданин, имеющих право состоять на данном учете. Вины истца в утрате учетного дела не имеется, его жилищные условия с ДД.ММ.ГГГГ не изменились, тогда как допрошенные судом свидетели подтвердили факт постановки М.В.А. на учет нуждающихся до 1 марта 2005г. По этим же причинам, доводы ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о недоказанности факта принятия истца в ДД.ММ.ГГГГ на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на возможную постановку его на учет именно для предоставления служебного жилого помещения, а не жилого помещения по договору социального найма, признаются судом несостоятельными. В связи с утратой учетного дела М.В.А., обязанность по доказыванию соответствующих обстоятельств по правилам ст.56 ГПК РФ лежит на ответчиках, которые соответствующих доказательств в подтверждение приведенных доводов не представили. Ссылки ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на отсутствие закона, предусматривающего принятие сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС на учет нуждающихся в жилье непосредственно МЧС России, правового значения для разрешения спора не имеют. В рамках настоящего гражданского дела рассматривается вопрос не о принятии М.В.А. на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, а о восстановлении истца на таком учете, на который он уже был принят до 1 марта 2005г., тогда как данные вопросы урегулированы ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.14 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утв. приказом МЧС РФ от 12.01.2012 №5 Поскольку рассмотрение вопроса о восстановлении истца на учете нуждающихся в жилом помещении, связано с разрешением спора о праве М.В.А. состоять на таком учете с ДД.ММ.ГГГГ, положения ст.256 ГПК РФ о трехмесячном сроке обращения в суд, о пропуске которого заявлено представителем ГУ МЧС России по Смоленской области, ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области», к данным правоотношениям неприменимы, в связи с чем, с учетом положений п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установленный законом срок исковой давности для обращения в суд с указанным иском составляет три года и исчисляется со дня, когда Мелешкин узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Данный срок истцом не пропущен, поскольку, как следует из текста искового заявления, о нарушении своих прав он узнал в ДД.ММ.ГГГГ., а в суд с иском обратился ДД.ММ.ГГГГ При этом, учитывая то обстоятельство, что решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не принималось и, соответственно, до его сведения не доводилось, в связи с чем, до ДД.ММ.ГГГГ он не был осведомлен об утрате своего учетного дела и полагал, что состоит на указанном учете. При таком положении, суд удовлетворяет заявленные исковые требования. Руководствуясь ст. ст.194, 197 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования М.В.А. удовлетворить. Признать М.И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения членом семьи М.В.А., являющегося нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Восстановить М.В.А. с составом семьи из 5-ти человек, включая супругу М.Т.В., сына М.П.В., сына М.А.В. и внука М.И.П. на учете сотрудников Федеральной противопожарной службы, относящихся к Главному управлению МЧС России по Смоленской области, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из даты принятия М.В.А. на указанный учет - ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца. Председательствующий А.В.Кудряшов