Решение о предоставлении жилья



дело № 2-1381/11

Решение

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 28 апреля 2011 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе председательствующего судьи В.П. Селезенева

при секретаре Е.С. Филимоновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска, действующего в интересах Захаренкова А.В., к Администрации г. Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, возложении обязанности по выделению денежных средств для приобретения жилья,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Смоленска, действующий в интересах Захаренкова А.В., обратился в суд с указанным иском к ответчикам, сославшись на следующее. Захаренков А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением муниципалитета за ним закреплено право на внеочередное получение жилья в г. Смоленске, однако после окончания обучения в учреждении среднего профессионального образования он жильем обеспечен не был. В настоящее время Захаренков А.В. состоит в очереди указанной категории лиц на получение жилья под номером 24. Имея в виду, что закон указывает на предоставление жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке, а продвижение очереди на получения жилья указанной категории лиц занимает длительный период, имеет место нарушение жилищных прав Захаренкова А.В.

В судебном заседании прокурор Синякова А.А. иск поддержала.

Захаренков А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Департамент Смоленской области по образованию и науке своего представителя в судебное заседание не направил, возражений на иск не представил. Данный ответчик извещен о дате и месте рассмотрения дела, что помимо прочего подтверждается имеющейся в материалах дела телефонограммой.

Представитель Управления опеки и попечительства Администрации г. Смоленска по доверенности Голосов С.В. иск не признал, сославшись на то, что в настоящее время денежные средства на приобретение жилья для указанной категории лиц из областного бюджета не выделены.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичные правила содержатся в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статье 1 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 г. № 114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма.

Согласно пунктам 3.2, 4.2 Постановления Администрации Смоленской области от 28 ноября 2008 г. № 641 заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями подаются органами местного самоуправления в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять управление в сфере образования, который перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

По делу установлено, что Захаренков А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Смоленска № 384 от 01 ноября 2002 г. за ним закреплено право на внеочередное получение жилья в г. Смоленске (л.д.7).

После окончания обучения в «Профессиональном училище № 29 г. Смоленска» он жильем обеспечен не был, в настоящее время состоит в очереди на внеочередное получение жилья лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, под номером 24.

Приведенные обстоятельства в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Анализ вышеприведенных правовых норм в совокупности свидетельствует о том, что государство гарантирует предоставление жилья лицам из числа детей-сирот вне очереди по договорам социального найма непосредственно после окончания их пребывания в образовательном учреждении.

Суд отмечает, что разрешение требований о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, либо от наличия денежных средств в бюджете соответствующего уровня. Реализация права на предоставление жилого помещения вне очереди, не предполагает включение в какую-либо очередь в принципе, поскольку законодателем закреплен приоритет в обеспечении указанной категории лиц жилыми помещениями. Таким образом, жилье должно предоставляться незамедлительно после возникновения права, имея в виду, что другое жилье у этих граждан отсутствует, а иное повлекло бы нарушение жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях своевременной реализации права Захаренкова А.В. на обеспечение жильем, суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию и науке, как уполномоченный орган, являющийся главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на соответствующие цели, обязанность осуществить финансирование исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением.

С учетом изложенных обстоятельств, настоящий иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Захаренкова А.В., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в г. Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Обязать Администрацию г. Смоленска предоставить Захаренкову А.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в г. Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий судья В.П. Селезенев