о предоставлении земельного участка бесплатно для ИЖС



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2012г.                                                                                                           г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Калининой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.И.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о признании незаконным действий (бездействия) и возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлению земельного участка в собственность бесплатно,

у с т а н о в и л:

Б.И.И. обратился в суд с указанным выше иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, отметив, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03г. № 23-з, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и с этой целью ДД.ММ.ГГГГ обратился с соответствующим заявлением в названный Департамент, в котором поставил вопрос о предоставлении участка земли, расположенного возле дома по <адрес>. Однако Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска неправомерно отказано в согласовании схемы расположения названного участка на кадастровом плане территории, а Департаментом - в его предоставлении ввиду наличия в отношении этого земельного участка вступившего в законную силу судебного решения о невозможности передачи его в собственность по причине нахождения последнего в границах территории распространения памятника федерального значения «Культурный слой города».

Б.И.И. и его представитель П.Е.Г. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, указав, что расположение спорного участка в границах культурного слоя города, основанием для отказа в предоставлении этого участка в собственность для ИЖС служить не может, поскольку в силу п.2 ст.49 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

Ответчики, а также третье лицо - Департамент Смоленской области по культуре, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили. В представленном отзыве на иск Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, возражая против его удовлетворения, сослалось на то, что спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска и Генеральным планом г.Смоленска расположен в территориальной (функциональной) зоне, не предусматривающей осуществление в ней индивидуального жилищного строительства, а также в санитарно-защитной зоне производственных объектов, возведение в которой жилых домов не допускается. Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в возражениях на иск, сослался на то, что испрашиваемый Б.И.И. земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен ему в собственность.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.

Законом Смоленской области от 10.06.03 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», действовавшим в период спорных отношений, было предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона).

Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.8, 3.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм предоставление данной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства, а уполномоченным должностным лицом на утверждение схемы расположения или отказ в утверждении схемы расположения является заместитель Главы администрации города Смоленска. В числе оснований для отказа в согласовании схемы указано несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.

Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 утверждены Правила землепользования и застройки г.Смоленска, которые являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления и обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки (ст.ст.1, 3 Правил).

По делу установлено, что проживающий на территории Смоленской области Б.И.И., являясь ветераном труда, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением и необходимыми документами в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, поставив вопрос о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного возле дома по <адрес> (л.д.8-10, 15).

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истцу в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в названный уполномоченный орган утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (л.д.13-14).

Исполняя упомянутые выше указания Департамента, за счет Б.И.И. ООО «Орион» подготовлена упомянутая выше схема, в согласовании которой письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой на наличие в отношении спорного земельного участка вступившего в законную силу судебного решения о невозможности передачи его в собственность по причине нахождения последнего в границах территории распространения памятника федерального значения «Культурный слой города» (л.д.11-12, 19-22, 27).

По этой же причине письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении названого участка в собственность (л.д.23-24).

Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.

Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий, утверждение которых отнесено законом (п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании ч.ч.2-3 ст.85 ЗК РФ градостроительный регламент для каждой территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что земельное и градостроительное законодательство исходит из того, что разрешенные условия использования территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения. Органы местного самоуправления городского округа, утверждая правила землепользования и застройки, вправе относить различные территории в пределах города к тем или иным территориальным зонам, включая те, которые не рассматриваются в качестве базиса для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что испрашиваемой Б.И.И. земельный участок в соответствии функциональным зонированием, установленным Генеральным планом города Смоленска, утв. решением XXXII сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.2008 №260, расположен в зоне размещения объектов общественно-делового назначения с включением объектов инженерной инфраструктуры (ОД), целями выделения которой в силу ст.35 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 является развитие существующих и преобразуемых территорий (включающих исторический центр г.Смоленска), предназначенных для размещения общественно-деловых объектов, с формированием на их основе комплексных многофункциональных зон общественно-деловой застройки; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий и «дневного» населения в соответствующих среде формах; развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Осуществление индивидуального жилищного строительства в указанной зоне Генеральным планом города Смоленска не предусмотрено.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый Б.И.И. земельный участок располагается в территориальной зоне ОЖИ (Зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра с включением объектов инженерной инфраструктуры (виды разрешенного использования и предельные параметры). При этом, решение Смоленского городского Совета от 31.08.2012 №693 «О внесении изменений в пункт 1 статьи 34 параграфа 3 главы 2 части II Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 №490», опубликованное в газете «Рабочий путь», №196, 07.09.2012г. (вступило в силу со дня официального опубликования), допускает расположение в указанной территориальной зоне только существующих индивидуальных (одноквартирных) жилых домов без права содержания скота и птицы и одновременно запрещает осуществление в ней индивидуального жилищного строительства, а также возведение жилых домов блокированного типа.

При таких обстоятельствах, поскольку действующие документы территориального планирования не предусматривают возможность осуществления на спорном участке индивидуального жилищного строительства, предоставление Б.И.И. в собственность этого участка в указанных целях является недопустимым, в связи с чем, оснований для согласования представленной истцом схемы расположения данного земельного участка и его последующего предоставления в собственность Б.И.И. не имелось.

Доводы истца о том, что закон обратной силы не имеет и Департамент должен предоставить испрашиваемый Б.И.И. земельный участок, исходя из градостроительного регламента территориальной зоны ОЖИ, определенного Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, действовавшими на момент подачи истцом соответствующего заявления, признаются судом несостоятельными.

То обстоятельство, что на день обращения истца в Департамент и в период подготовки упомянутой выше схемы расположения земельного участка действовала прежняя редакция ПЗЗ г.Смоленска, согласно которой градостроительный регламент зоны ОЖИ допускал осуществление в ней строительства индивидуальных жилых домов, не свидетельствует о том, что на момент разрешения Департаментом вопроса о предоставлении участка в собственность должен применяться именно данный нормативный акт.

Действительно, согласно п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Однако в силу п.2 той же статьи ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, при рассмотрении заявления Б.И.И. о предоставлении ему земельного участка в собственность, необходимо руководствоваться нормами ПЗЗ, действующими на момент принятия решения по данному заявлению, т.е. с учетом существующих градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. До настоящего решение о предоставлении Б.И.И. спорного участка Департаментом не принято, тогда как градостроительный регламент соответствующей территориальной зоны решением Смоленского городского Совета от 31.08.2012 №693 изменен таким образом, что использование указанного участка земли в испрашиваемых истцом целях невозможно.

Кроме того, в соответствии с Проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г.Смоленска, утв. решением Смоленского облисполкома от 03.09.1982г. №528 и Историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом г.Смоленска, утв. решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996г. №171 испрашиваемый истцом земельный участок также входит в территорию распространения памятника федерального значения «Культурный слой города», принятого на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974г. (л.д.18-19).

По правилам ст.ст.94, 99 ЗК РФ, ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, имеющим статус особо охраняемых территорий, и используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения этих земель и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.

Согласно п.2 и подп.1, 4 ч.5 ст.27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (абз.2 ст.4Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Приказ Росохранкультуры от 21.06.2010 №100 предусматривает, что к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации в смысле статьи 24 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся объекты культурного наследия федерального значения - объекты недвижимого имущества, прямо поименованные в соответствующем Указе Президента Российской Федерации или акте Правительства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» (Приложение №1) с дополнениями, в том числе, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974г. №624.

Поскольку испрашиваемый Б.И.И. земельный участок расположен в границах территории особо ценного объекта культурного (археологического) наследия федерального значения, «Культурный слой города», который в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974г. №624 и Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 принят на государственную охрану, этот участок является ограниченным в обороте и в силу приведенных выше правовых норм не может быть предоставлен истцу в собственность, а только в аренду.

Как исключение, предоставление в собственность земельного участка, занятого объектами археологического наследия в силу положений ст.36 ЗК РФ, ст.49 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» возможно только лицам, имеющим вещные права на здания, строения, сооружения, расположенные на данном земельном участке либо пользователям земельного участка, в пределах которого был обнаружен объект археологического наследия.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ по изложенным выше причинам Б.И.И. по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого истцом земельного участка.

Из письменного отношения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что спорный участок земли частично находится в границах определенной Правилами землепользования и застройки г.Смоленска 100-метровой санитарно-защитной зоны производственных объектов, принадлежащих ЗАО «Идитов продукт». Расположение части участка в пределах 100-метровой зоны от производственных объектов названного общества истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах.

В соответствии со ст.57 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г., на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства. Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ. В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

При таких обстоятельствах, поскольку действующие нормативы не предусматривают возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке, предоставление Б.И.И. в собственность этого участка в указанных целях является недопустимым.

Доводы истца о расположении вблизи испрашиваемого им земельного участка жилых домов правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку обоснованность осуществления третьими лицами в упомянутой СЗЗ строительства домовладений предметом настоящего судебного разбирательства не является.

При таком положении суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Б.И.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о признании незаконным действий (бездействия) и возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлению земельного участка в собственность бесплатно оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

                Председательствующий                                                     А.В.Кудряшов