дело № 5-73/11 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Смоленск 06 сентября 2011 г. Судья Ленинского районного суда г. Смоленска В.П. Селезенев, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия «Смоленсктеплосеть», УСТАНОВИЛ: В отношении МУП «Смоленсктеплосеть» (далее - учреждение, предприятие) 22 августа 2011 г. государственным инспектором отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и сетями по Смоленской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ. Существо вменяемого учреждению административного правонарушения выразилось в несоблюдении требований правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей. Вышеуказанным должностным лицом Ростехнадзора также в порядке статьи 27.16 КоАП РФ составлен протокол о временном запрете деятельности связанной с эксплуатацией тепловой сети и водоводяного подогревателя горячего водоснабжения в ЦТП - 73, находящихся в подвале здания <адрес> В судебном заседании представитель учреждения по доверенности Шульга С.И. выразил несогласие с составленным протоколом об административном правонарушении, представив письменные возражения. Указал, что протокол не отражает реальное состояние участка транзитной тепловой сети и оборудования. В частности, отметил, что проверка проводилась в период планового отключения теплоносителя и ремонта оборудования теплового пункта, а потому результаты проверки недостоверны и необъективны. Также отметил, что предприятие не наделено вещными правами в отношении ЦТП - 73. В акте проверке фигурируют не все документы, которые были представлены учреждением при проведении проверки. Выслушав доводы представителя привлекаемого лица, проверив письменные материалы дела, нахожу вину МУП «Смоленсктеплосеть» в несоблюдении требований правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок установленной. Статья 9.11 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Данное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В свою очередь, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила) утверждены Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115. На момент проведения должностными лицами Ростехнадзора проверки было установлено, что несоблюдение учреждением указанных Правил выразилось в следующем. 1. Не обеспечивается эксплуатация тепловых энергоустановок теплового пункта № 73 учреждения и участка тепловой сети в подвале здания <адрес>, с соблюдением требований безопасности и охраны труда (пункт 2.2.1 Правил). Между тем пункт 2.2.1 Правил лишь в общем виде регламентирует обязанности руководителя организации в ходе осуществлении деятельности по содержанию тепловых энергоустановок. В данном же случае привлечение к административной ответственности напрямую обусловлено невыполнением отдельной обязанности, выполнение которой закреплено Правилами. Поскольку Ростехнадзором в пункте 1 протокола не указаны конкретные нарушения Правил, допущенные учреждением в данной деятельности, само по себе указание на нарушение пункта 2.2.1 Правил не может служить основанием для привлечения учреждения к ответственности по статье 9.11 КоАП РФ. 2. Ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок лицо (мастер района № 3 учреждения) не прошло первичную проверку знаний в Ростехнадзоре (пункты 2.3.15, 2.3.20 Правил). В отношении данного нарушения учреждением обоснованных возражений не представлено. Последующее предоставление сведений о проведении ответственным лицом первичной проверки знаний факт допущенного нарушения не отменяет. 3. Не организовано проведение противоаварийных тренировок с оперативно-ремонтным персоналом, оперативным персоналом, оперативными руководителями района № 3 учреждения, обслуживающим обследованные тепловые энергоустановки (пункты 2.3.48, 2.10.5, 2.11.4 Правил). Предоставление в судебном заседании документов, регламентирующих проведение таких тренировок, в отсутствие сведений о фактическом их проведении, не может свидетельствовать о необоснованности вмененного нарушения. Соответственно, в отсутствие сведений о фактическом проведении тренировок, оснований для исключения данного нарушения не имеется. 4. Не организованы периодические технические освидетельствования обследуемых тепловых энергоустановок (пункт 2.6.3 Правил). Возражая против вменения данного нарушения, представитель учреждения сослался на то, что последнее не наделено каким-либо вещным правом в отношении ЦТП № 73. В этой связи периодические технические освидетельствования, по мнению представителя, должен проводить собственник теплового пункта. Однако данное утверждение не может быть принято во внимание, поскольку эксплуатация энергетических объектов, не находящихся на балансе предприятия, по договорам с собственниками данных энергетических объектов, в соответствии с пунктом 3.3 устава МУП «Смоленсктеплосеть» (л.д.65) отнесена к основному виду деятельности предприятия. Тепловой пункт находится на обслуживании МУП «Смоленсктеплосеть» (л.д.83-91), что также подтверждается представленным графиком подготовки ЦТП к отопительному сезону. Кроме того, ответственность за выполнение вышеприведенных Правил несет не только руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, но и технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.7 Правил). 5. В районе № 3 не организовано планирование и проведение ремонтных работ тепловых энергоустановок с оформлением годовых графиков планово-предупредительных ремонтов (пункт 2.7.3 Правил). В судебном заседании представитель учреждения представил график подготовки ЦТП к отопительному сезону, указав, что данный акт Ростехнадзором не был истребован, а потому не был представлен при составлении протокола об административном правонарушении. С учетом данного утверждения, нахожу, что названное в пункте 5 протокола нарушение, не может рассматриваться в качестве основания для привлечения учреждения к ответственности по статье 9.11 КоАП РФ. 6. Отсутствует перечень аварийного запаса материалов (пункты 2.7.3, 6.2.66 Правил). Вместе с тем учет, хранение, восполнение аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на складах, цехах, участках, кладовых и т.д. осуществляются согласно действующему в организации порядку материально-технического снабжения и внутренним правилам ведения складского хозяйства (пункт 2.7.4 Правил). В этом смысле, в отсутствие документации по материально-техническому снабжению и внутренним правилам ведения складского хозяйства вывод Ростехнадзора об отсутствии перечня аварийного запаса материалов является преждевременным, и не может свидетельствовать о наличии административного правонарушения. 7. Персонал, обслуживающий обследованные тепловые энергоустановки, не подготовлен к устранению аварийной ситуации в соответствии с планом ликвидации аварийных ситуаций на системах теплоснабжения (пункты 2.3.48, 6.2.64 Правил). Предоставление указанного плана в отсутствие сведений о фактическом его исполнении, позволяет придти к выводу об обоснованности вмененного нарушения. 8. Отсутствует план тепловых сетей (масштабный) района № 3 учреждения (пункты 2.8.1, 6.2.5 Правил). В то же время, поскольку Правила, в частности Приложение № 4 к ним, не предусматривают необходимости наличия такого плана непосредственно в тепловом пункте, отсутствие подобного документа в ЦТП № 73 не может признаваться нарушением Правил. 9. Технический паспорт на тепловой пункт № 73 не ведется должным образом (пункты 2.8.1, 9.1.5 Правил). Вместе с тем на конкретные недостатки, недочеты в ведении и оформлении технического паспорта, а также на соответствующие сведения в их обоснование Ростехнадзор не указал. В связи с этим данный вывод без какой-либо дополнительной информации, сам по себе не может являться основанием для привлечения учреждения к административной ответственности. 10. Не представлены акты о проведении промывки трубопроводов тепловой сети в подвале здания (пункт 6.2.17 Правил). При наличии актов о проведении промывки трубопроводов тепловой сети от 04 и 11 марта 2011 г. и 24 августа 2011 г. названное нарушение нельзя признать имевшим место, имея в виду проведение ремонта сети в период проверки, с учетом того, что промывка может быть осуществлена непосредственно после проведения ремонта. 11. Не представлены графики обхода и журнал дефектов теплосетей в подвале здания (пункт 6.2.26 Правил). Действительно, согласно указанному пункту Правил результаты осмотра теплопроводов и тепловых пунктов проводятся по графику и заносятся в журнал дефектов тепловых сетей. Тем не менее, Правила не предусматривают необходимости наличия такого журнала непосредственно в тепловом пункте, а потому отсутствие подобного документа в ЦТП № 73 не может признаваться нарушением Правил. Доказательства же отсутствия графиков и журналов в учреждении отсутствуют. 12-13. Отсутствует надпись на арматуре в тепловом пункте № 73 учреждения (пункты 5.2.9, 5.2.10 Правил). Теплообменные аппараты ЦТП № 73 не укомплектованы табличками с данными (пункт 9.18 Правил). В отношении данных нарушений представителем привлекаемого лица отмечено, что на момент проверки указанное оборудование находилось на ремонте, а потому соответствующие надписи были нанесены на нем после проведения ремонта. Полагаю, что перечисленные нарушения имели место, поскольку зафиксированы соответствующим актом. Причины, связанные с возникновением данных нарушений, значения не имеют. 14. Обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях не выполнены. Обозначения и номера оборудования и арматуры не выполнены в натуре (пункт 2.8.3 Правил). Возражая против вменения данного нарушения, представитель учреждения сослался на то, что последнее не наделено каким-либо вещным правом в отношении ЦТП № 73. В этой связи соответствующая обязанность, по его мнению, должна быть возложена на собственника имущества теплового пункта. Приведенное утверждение признается несостоятельным, по основаниям изложенным выше, имея в виду, что тепловой пункт находится на обслуживании МУП «Смоленсктеплосеть». 15. Рабочие места района № 3 не снабжены необходимыми инструкциями, не разработаны и не выданы на руки инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок (пункты 2.8.4, 2.2.5 Правил). Данное нарушение зафиксировано в установленном порядке. Каких-либо сведений, свидетельствующих о необоснованности данного вмененного нарушения, указанных пунктов Правил, не представлено. 16-21. Гильзы всех установленных в ЦТП № 73 учреждения термометров не очищены от мусора и не заполнены маслом (пункт 2.9.14 Правил). Теплообменные аппараты горячего водоснабжения ЦТП № 73 учреждения не укомплектованы исправными автоматическими регуляторами температуры, обеспечивающими температуру нагреваемой среды в соответствии с заданной, а также контрольно-измерительными приборами (манометрами и термометрами) на входе и выходе греющей и нагреваемой среды (пункты 2.9.4, 10.1.8 Правил). Контрольно-измерительные приборы ЦТП № 73 не содержатся в исправном состоянии (пункт 2.9.2 Правил). Манометры не установлены с помощью 3-х ходовых кранов или заменяющих их устройств, позволяющими проводить периодическую проверку манометра (пункт 9.20 Правил). На шкалах манометров не нанесена красная черта, указывающая величину разрешенного давления (пункт 9.19 Правил). Не произведена очередная государственная проверка манометров ЦТП № 73 (пункт 2.9.1 Правил). В отношении перечисленных нарушений следует отметить, что они имели место и зафиксированы соответствующим актом. Причины возникновения данных нарушений значения не имеют. 22. Не ведется журнал поверки манометров района № 3 (пункт 2.9.11 Правил). Данное нарушение зафиксировано в установленном порядке. Каких-либо сведений, свидетельствующих о необоснованности данного вмененного нарушения, указанных пунктов Правил, не представлено. 23-24. В зависимости от назначения трубопровода и параметров среды поверхность трубопроводов ЦТП № 73 не окрашена в соответствующий цвет, а также на нее не нанесены маркировочные надписи (пункт 9.1.40 Правил). Нарушена целостность тепловой изоляции трубопроводов транзитной тепловой сети в подвале здания (пункт 6.1.31 Правил). В отношении перечисленных нарушений следует отметить, что они имели место и зафиксированы соответствующим актом. Причины возникновения данных нарушений значения не имеют. 25. Не произведена ревизия запорной арматуры теплообменных аппаратов ЦТП № 73 (пункт 9.5.10 Правил). Поскольку такого рода ревизия может быть произведена лишь после проведения ремонта оборудования, нахождение запорной арматуры теплообменных аппаратов на ремонте в данном случае исключает возможность трактовки отсутствия ревизии как нарушения требований Правил. 26. Повреждена задвижка на вводе холодной воды в теплообменные аппараты ЦТП № 73 (пункт 9.5.10 Правил). Учреждение не может быть признано виновным в указанном нарушении, поскольку утверждение о принадлежности данного оборудования МУП «Горводоканал» не опровергнуто. 27-28. Не организована регистрация выявленных дефектов в тепловых энергоустановках в журналах с отметкой о последующем их устранении (пункт 2.3.9 Правил). Не обеспечивается безопасность работ при ремонте оборудования - не организовано оформление работ нарядами-допусками и распоряжениями (пункты 2.1.5, 2.1.13 Правил). Эти нарушения имели место и зафиксированы соответствующим актом. 29. Не представлен график подготовки к осенне-зимнему периоду 2011-2012 годов по ЦТП № 73 (пункт 11.2 Правил). В судебном заседании представитель учреждения представил график подготовки ЦТП к отопительному сезону, указав, что данный акт Ростехнадзором не был истребован, а потому не был представлен при составлении протокола об административном правонарушении. С учетом данного утверждения, нахожу, что названное в пункте 29 протокола нарушение, не может рассматриваться в качестве основания для привлечения учреждения к ответственности по статье 9.11 КоАП РФ. Таким образом, вина учреждения в совершении нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении подтверждается частично. В частности, доказательствами совершения этих нарушений являются протокол об административном правонарушении, протокол о временном запрете деятельности (эксплуатации) участка тепловой сети и водоводяного подогревателя горячего водоснабжения в ЦТП № 73, распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 29 июля 2011 г., акт проверки от 19 августа 2011 г., предписание об устранении выявленных нарушений требований безопасной эксплуатации электроустановок и сетей от 19 августа 2011 г., акт по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию технологических устройств и сооружений. Указанное административное правонарушение было выявлено в период проведения проверки с 08 августа 2011 г. по 19 августа 2011 г., а протокол об административном правонарушении составлен 22 августа 2011 г. в предусмотренный частью статьи 28.5 КоАП РФ срок. То обстоятельство, что учреждением проведен комплекс мероприятий, направленных на устранение вышеназванных нарушений, не может служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку на момент проверки данные нарушения имели место, однако подобное обстоятельство подлежит учету при назначении административного наказания. Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные Ростехнадзором доказательства, а также возражения представителя привлекаемого лица, считаю, что материалы дела содержат достаточно сведений для квалификации совершенного административного правонарушения по статье 9.11 КоАП РФ. С учетом изложенного, считаю необходимым назначить предприятию наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> Временный запрет деятельности связанной с эксплуатацией тепловой сети и водоводяного подогревателя горячего водоснабжения в ЦТП - 73, находящихся в подвале здания <адрес>, подлежит отмене. Руководствуясь статьей 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Признать муниципальное унитарное предприятие «Смоленсктеплосеть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа размером <данные изъяты> Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: Получатель - ИНН: 7702609639, КПП 770201001 УФК по Смоленской области (Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору л/с 04631828100), расчетный счет № 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Смоленской области г. Смоленск БИК 046614001, КБК для г. Смоленск 498 1 16 90040 04 0000 140, ОКАТО плательщика. Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней с момента вручения либо получения копии постановления. Судья В.П. Селезенев