№ 12-430/11 РЕШЕНИЕ г. Смоленск 08 ноября 2011 г. Судья Ленинского районного суда г. Смоленска В.П. Селезенев, рассмотрев жалобу председателя правления Краснинского районного потребительского общества Макаренковой В.Н. на постановление и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Смоленской области от 23 сентября 2011 г. по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ: Указанным постановлением Макаренкова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере <данные изъяты> руб. В своей жалобе Макаренкова В.Н. просит отменить данное постановление, считая его незаконным. Отмечает, что в ее действиях отсутствует нарушение установленного законодательством порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов. В судебном заседании Макаренкова В.Н. и ее защитник Цыбанова О.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме. Проверив письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам. Статья 15.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов. При этом часть 1 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В свою очередь, часть 2 статьи 15.1 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов По делу установлено, что 05 сентября 2011 г. должностным лицом налогового органа в отношении председателя правления Краснинского районного потребительского общества Макаренковой В.Н. составлен протокол об административном правонарушении. Макаренковой В.Н. вменено нарушение порядка расходования свободных денежных средств, выразившееся в том, что в нарушение Указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У эти средства в августе 2011 года расходовались на производство нецелевых выплат (процентам по договорам займа, возврат заемных средств, дивидендов на паевые взносы, возврат паевого взноса работникам общества). Постановлением и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Смоленской области от 23 сентября 2011 г. на основании указанного протокола Макаренкова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ. В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по определению порядка ведения кассовых операций (статья 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России (пункт 2.7 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05 января 1998 № 14-П, утв. Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г.). В соответствии с нормой пункта 2 Указания Центрального банка Российской Федерации N 1843-У от 20 июня 2007 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на выплату заработной платы, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, возврат наличных денег за возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, оплаченные ранее за наличный расчет, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц. По утверждению привлекаемого лица указанные в постановлении выплаты, осуществленные на основании расходных кассовых ордеров без нарушения установленного предельного размера расчетов, были израсходованы на выплаты работникам общества. Действительно, пункт 2 приведенного указания Банка России не конкретизирует и не ограничивает виды «иных выплат работникам». При этом следует особо отметить, что социальный характер такого рода выплат в тексте указания приведен только в качестве примера. В этой связи в рассматриваемом случае говорить о нарушении установленного порядка расходования наличных денежных средств не приходится. Кроме того, в нарушение пункта 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ содержание обжалуемого постановления не позволяет однозначно выявить норму закона, на основании которой лицо подвергнуто административному наказанию. Наличия указания в тексте постановления на статью 15.1 КоАП РФ в этом смысле не достаточно, поскольку данная статья содержит две части, предусматривающие различные составы административных правонарушений. Также находит свое подтверждение довод Макаренковой В.Н. о том, что о дате рассмотрения дела (23 сентября 2011 г.) она не извещалась. Из имеющихся в материалах дела документов следует, что в нарушение части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело было рассмотрено в отсутствие привлекаемого лица, и данных о его надлежащем извещении. С учетом изложенных обстоятельств, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Макаренковой В.Н. состава вмененного ей административного правонарушения. В этой связи обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению по основанию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Смоленской области от 23 сентября 2011 г. о привлечении председателя правления Краснинского районного потребительского общества Макаренковой В.Н. к административной ответственности отменить. Производство по данному делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. На решение может быть подана жалоба либо принесен протест в Смоленский областной суд в течение десяти дней с момента вручения либо получения копии судебного акта. Судья В.П. Селезенев