Постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения



               Дело № 12-274/12

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

08 октября 2012 года        г.Смоленска

Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Куделина И.А., рассмотрев жалобу Быстрова А.Н. на постановление должностного лица Контрольного департамента Смоленской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением начальника Контрольного департамента Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Быстров А.Н. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

В жалобе Быстров А.Н. просит указанное постановление отменить, ссылаясь на следующее.

При рассмотрении дела не были учтены следующие факты. На поставку трактора-бульдозера был проведен аукцион, по результатам которого с ЗАО «В» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ В <адрес>. ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области» имела обоснованные подозрения о том, что ЗАО «В» является недобросовестным участником аукциона и не может выполнить свои обязательства по поставке трактора-бульдозера. ДД.ММ.ГГГГ договор от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут. Проведение повторного аукциона могло отложить приобретение трактора-бульдозера на 2012г. Фактически Быстров А.Н. действовал под принуждением со стороны начальника Департамента Смоленской области по лесному хозяйству ФИО3, который в письме от ДД.ММ.ГГГГ указал на необходимость расторгнуть государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ и в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на приобретение 5 тракторов-бульдозеров. ЗАО «Д» включено под № в перечень производителей лесопожарной техники. Производитель указывает, что марки бульдозера В-120 не существует.

В судебном заседании Быстров А.Н., его защитник Зиновьев С.Е. поддержали доводы жалобы.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч.1, ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и пр.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Часть 2 ст.7.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьей вправе рассматривать руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, и его заместители; руководители территориальных органов указанного в пункте 2 настоящей части органа и их заместители (ст.23.66 КоАП РФ).

В Смоленской области таким территориальным органом является Контрольный департамент Смоленской области - в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 23.01.2012г. № 20.

Субъектами правонарушения в силу прямого указания законодателя являются должностные лица.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела контроля за размещением государственного заказа Контрольного Департамента Смоленской области составлен протокол об административном правонарушении , из которого следует, что Быстровым А.Н., заместителем директора - начальником отдела ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области» ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении функций заказчика допущено нарушение ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

На основании указанного протокола вынесено обжалуемое постановление.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области» (государственный заказчик) и ЗАО «Внештехлизинг» (поставщик) заключен государственный контракт по результатам проведенного аукциона на поставку 5 тракторов-бульдозеров гусеничных общей стоимостью 11620000 руб. за счет средств областного бюджета. Срок поставки - в течение 60 дней с момента подписания государственного контракта.

Согласно п.3.2.1 государственного контакта государственный заказчик имеет право отказаться от приема товара, поставка которого просрочена, уведомив поставщика.

В установленный срок поставка тракторов-бульдозеров не была выполнена, о чем свидетельствует дополнительное соглашение к государственному контакту от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в наименование государственного заказчика.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальник Департамента Смоленской области по лесному хозяйству уведомил заместителя директора ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области» Быстрова А.Н. о необходимости расторгнуть государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на приобретение 5 тракторов-бульдозеров с ОАО «Ч».

ДД.ММ.ГГГГ между ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области» в лице Быстрова А.Н. и ЗАО «Д» заключен договор на поставку двух тракторов-бульдозеров Б-120 общей стоимостью <данные изъяты> руб.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулируются нормами ФЗ РФ № 94-ФЗ от 21.07.2005г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В силу ч.1 ст.3 названного закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Согласно ч.1 ст.4 закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

Согласно ст.5 закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу положений ч.1 ст.10 закона размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона (ч.3 ст.10 Закона).

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи (ч.4).

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ч.4.2).

В Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008г. № 236-р, к таким товарам отнесены машины и оборудование, не включенные в другие группировки (кроме кодов 2924701 - 2924704, 2927000) - ОКДП 2900000.

Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011г. № 622-р утвержден Перечень
производителей лесопожарной техники и оборудования, у которых государственные заказчики осуществляют в 2011 году закупку для государственных нужд указанной продукции, производимой на территории Российской Федерации, путем размещения заказа у единственного поставщика.

В данном перечне под № значится ЗАО «Д», поставляющее бульдозеры Б-100, Б-150, В-100, В-120.

В силу ч.1 ст.55 Закона под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случаях, перечисленных в ч.2 ст.55 Закона.

Какое-либо из перечисленных в ч.2 ст.55 Закона оснований при заключении договора от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало.

Доказательств проведения при заключении договора от ДД.ММ.ГГГГ мероприятий, предусмотренных названным законом, Быстровым А.Н. не представлено.

Его ссылку на письмо начальника Департамента Смоленской области по лесному хозяйству как основание для заключения договора без соблюдения требований Закона суд находит несостоятельной по следующим причинам.

Согласно п.3.6, п.4.2 Устава ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области» источником финансирования учреждения являются средства областного бюджета; расходование средств, поступающих из областного бюджета, производится учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно п.5.3 Устава учреждение свободно в выборе предмета, содержания и формы договоров, любых других форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат федеральному и областному законодательству.

Учреждение для достижения основной цели деятельности вправе приобретать имущество за счет средств, получаемых в установленном порядке (п.5.5).

Следовательно, ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области» самостоятельно при осуществлении уставных функций, в том числе при совершении гражданско-правовых сделок с учетом установленных ограничений.

В соответствии с п.2.5 должностной инструкции заместитель директора - начальник отдела ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области организует работу по заключению государственных контрактов, договоров на выполнение работ по охране лесов от пожаров.

Согласно п.1.4 должностной инструкции должен знать порядок заключения договоров с поставщиками и контроль за их выполнением.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что Быстровым А.Н. как должностным лицом - заместителем директора - начальником отдела ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области» при осуществлении функций заказчика по договору от ДД.ММ.ГГГГ допущено нарушение ФЗ РФ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно - заключение договора без размещения заказа путем проведения торгов в форме аукциона.

Его действия правильно квалифицированы по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание не превышает предусмотренного санкцией данной статьи.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Постановление начальника Контрольного департамента Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Быстрова А.Н. к административной ответственности по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Быстрова А.Н. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья      И.А.Куделина