По делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ



      Дело № 12-289/12

Р Е Ш Е Н И Е

26 сентября 2012 года                                                                                                                       г. Смоленск

Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Киселев А.С.,

рассмотрев жалобу Администрации города Смоленска на постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 14.08.2012 № 121/2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2                           ст. 17.15 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Вышеуказанным постановлением Администрация города Смоленска (далее также - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере                              <данные изъяты> руб..

В поданной жалобе представитель Администрации просит состоявшееся постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях органа местного самоуправления вины и, как следствие, состава административного правонарушения. Кроме того, указывает на нарушение процессуальных норм при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу вынесено неуполномоченными на то должностными лицами.

В судебном заседании представители Администрации Кривцов А.В. и Сиганова В.О. поданную жалобу поддержали.

Заслушав представителей Администрации, исследовав письменные материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего из <данные изъяты> районного суда                 г. <данные изъяты> исполнительного листа (далее - исполнительный документ) судебным приставом-исполнителем <данные изъяты> РОСП г. <данные изъяты> УФССП России по <данные изъяты> области в отношении Администрации возбуждено соответствующее производство , предметом исполнения которого является возложение на указанный орган местного самоуправления обязанности по принятию исчерпывающих мер по организации благоустройства территории городского округа по 2-му <данные изъяты> переулку города <данные изъяты>, исключающих подтопление жилых домов и мест общего пользования - в соответствие с установленными нормами и правилами (л.д. 51-54).

В дальнейшем данное исполнительное производство передано на исполнение в <данные изъяты> РОСП г. <данные изъяты> УФССП России по <данные изъяты> области (исполнительное производство                                   ), а затем в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <данные изъяты> области (далее также - Межрайонный отдел) (исполнительное производство ).

В связи с тем, что в установленный срок требования исполнительного документа Администрацией в добровольном порядке выполнены не были, ДД.ММ.ГГГГ в отношении последней судебным приставом-исполнителем <данные изъяты> РОСП города <данные изъяты> УФССП России по <данные изъяты> области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 70).

Сроки исполнения требований исполнительного документа постановлениями судебных приставов неоднократно продлевались.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-43).

В связи с неисполнением в указанный срок требований исполнительного документа постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города <данные изъяты> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 46-49).

Постановлением судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения продлен до ДД.ММ.ГГГГ                (л.д. 44-45).

Постановлением начальника <данные изъяты> отдела Администрация города <данные изъяты> вновь привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 34-38).

Постановлением судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения требований исполнительного документа продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный срок соответствующая обязанность исполнена не была.

В связи с установленными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации судебным приставом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 25-27).

Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела от ДД.ММ.ГГГГ Администрация признана виновной в совершении данного правонарушения и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб. (л.д. 19-23).

Факт невыполнения в полном объеме требований исполнительного документа в установленные ранее судебным приставом сроки представителем Администрации в поданной жалобе не оспаривался.

Между тем, доводы, высказанные последним, о допущенных процессуальных нарушениях при возбуждении в отношении органа местного самоуправления дела об административном правонарушении заслуживают внимания и учитываются судом при разрешении поданной жалобы.

Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.

Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в ст. 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ.

В частности, согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с               гл. 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 5.35, статьями 17.3-17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 19.6, 19.7, ч. 4 ст. 20.25 настоящего Кодекса.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (ч. 4                                   ст. 28.3 КоАП РФ).

Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, по состоянию на день составления в отношении Администрации города Смоленска протокола об административном правонарушении был утвержден Приказом Минюста РФ от 06.04.2005 № 33 (в редакции Приказа Минюста РФ от 09.07.2007 № 135).

Так, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, являются судебные приставы-исполнители территориальных органов ФССП России.

Вместе с тем, как указано в данном Приказе, вышеназванные должностные лица согласно требованиям ст. 28.3 КоАП РФ в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.3-17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 19.6, 19.7 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители; руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители; руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Смоленска по состоянию на 27.07.2012 мог быть составлен лишь должностными лицами, указанными в ч. 2 ст. 23.68 КоАП РФ, но не судебным приставом-исполнителем.

Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении Администрации города Смоленска составлен неуполномоченным лицом (судебным приставом), в силу чего данный протокол является недопустимым доказательством.

Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ.

Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в случае истечения при этом сроков давности привлечения к административной ответственности - выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что днем совершения заявителем административного правонарушения является 03.07.2012, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами (ч. 1 ст. 4.5, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ) постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 14.08.2012 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Смоленска - прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 14.08.2012 № 121/2012 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Смоленска прекратить, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд             г. Смоленска в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                                                                                                А.С. Киселев