По делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ



      Дело № 12-286/12

Р Е Ш Е Н И Е

20 сентября 2012 года                                                                                                                       г. Смоленск

Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Киселев А.С.,

рассмотрев жалобу Администрации города Смоленска на постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 13.08.2012 № 119/2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2                          ст. 17.15 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Вышеуказанным постановлением Администрация города Смоленска (далее также - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере                              <данные изъяты> руб..

В поданной жалобе представитель Администрации просит состоявшееся постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях органа местного самоуправления вины и, как следствие, состава административного правонарушения. Кроме того, указывает на нарушение процессуальных норм при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу вынесено неуполномоченными на то должностными лицами.

В судебном заседании представитель Администрации Кривцов А.В. поданную жалобу поддержал.

Заслушав представителя Администрации, исследовав письменные материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего из Ленинского районного суда                 г. Смоленска исполнительного листа (далее - исполнительный документ) судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области (далее - судебный пристав) в отношении Администрации возбуждено соответствующее производство , предметом исполнения которого является возложение на указанный орган местного самоуправления обязанности по принятию исчерпывающих мер, предусмотренных действующим законодательством, по ремонту и надлежащему обеспечению состояния дороги, обустройству водоотвода, тротуаров и уличного освещения по                      ул. <данные изъяты> поселка <данные изъяты> г. <данные изъяты> в соответствии с требованиями, установленными техническими нормами и правилами (л.д. 58-61).

В связи с тем, что в установленный срок требования исполнительного документа Администрацией в добровольном порядке выполнены не были, ДД.ММ.ГГГГ в отношении последней уполномоченным должностным лицом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора; установлен новый срок исполнения исполнительного документа - в течение 5-ти дней со дня получения копии постановления о взыскании исполнительского сбора (л.д. 57).

Постановлением судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ Администрация в виду неисполнения возложенных на нее обязанностей в установленный срок привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере                     <данные изъяты> руб. (л.д. 52-54).

Постановлением названного должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ установлен новый срок для выполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-56).

Постановлениями судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ Администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб. и установлен новый срок исполнения соответствующих действий до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-51).

В указанный срок обязанность Администрацией исполнена не была.

В дальнейшем последняя за неисполнение в срок требований исполнительного документа еще неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) привлекалась к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 31-34, 41-42, 45-47).

Срок исполнения требований исполнительного документа также неоднократно продлевался. Постановлением судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-38).

Как следует из имеющейся в материалах дела копии акта совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, необходимые работы по ремонту и обеспечению надлежащего состояния дороги, обустройству водоотвода, тротуаров и уличного освещения по ул. <данные изъяты> поселка <данные изъяты>                         г. <данные изъяты> в соответствии с требованиями, установленными техническими нормами и правилами, Администрацией выполнены лишь частично (л.д. 28-29).

В связи с установленными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации судебным приставом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 22-24).

Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрация признана виновной в совершении данного правонарушения и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 18-21).

Факт невыполнения в полном объеме требований исполнительного документа в установленные ранее судебным приставом сроки представителем Администрации в поданной жалобе не оспаривался.

Между тем, доводы, высказанные последним, о допущенных процессуальных нарушениях при возбуждении в отношении органа местного самоуправления дела об административном правонарушении заслуживают внимания и учитываются судом при разрешении поданной жалобы.

Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.

Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в ст. 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ.

В частности, согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с               гл. 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 5.35, статьями 17.3-17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 19.6, 19.7, ч. 4 ст. 20.25 настоящего Кодекса.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (ч. 4                                   ст. 28.3 КоАП РФ).

Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, по состоянию на день составления в отношении Администрации города Смоленска протокола об административном правонарушении был утвержден Приказом Минюста РФ от 06.04.2005 № 33 (в редакции Приказа Минюста РФ от 09.07.2007 № 135).

Так, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, являются судебные приставы-исполнители территориальных органов ФССП России.

Вместе с тем, как указано в данном Приказе, вышеназванные должностные лица согласно требованиям ст. 28.3 КоАП РФ в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.3-17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 19.6, 19.7 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители; руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители; руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Смоленска по состоянию на 27.07.2012 мог быть составлен лишь должностными лицами, указанными в ч. 2 ст. 23.68 КоАП РФ, но не судебным приставом-исполнителем.

Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении Администрации города Смоленска составлен неуполномоченным лицом (судебным приставом), в силу чего данный протокол является недопустимым доказательством.

Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ.

Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в случае истечения при этом сроков давности привлечения к административной ответственности - выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что днем совершения заявителем административного правонарушения является 03.07.2012, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами (ч. 1 ст. 4.5, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ) постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 13.08.2012 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Смоленска - прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 13.08.2012 № 119/2012 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Смоленска прекратить, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд             г. Смоленска в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                                                                                                А.С. Киселев