Дело № 12-285/12
Р Е Ш Е Н И Е
20 сентября 2012 года г. Смоленск
Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Киселев А.С.,
рассмотрев жалобу Администрации <адрес> на постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 13.08.2012 № 120/2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Вышеуказанным постановлением Администрация города Смоленска (далее также - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб..
В поданной жалобе представитель Администрации просит состоявшееся постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях органа местного самоуправления вины и, как следствие, состава административного правонарушения. Кроме того, указывает на нарушение процессуальных норм при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу вынесено неуполномоченными на то должностными лицами.
В судебном заседании представитель Администрации Кривцов А.В. поданную жалобу поддержал.
Заслушав представителя Администрации, исследовав письменные материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего из Ленинского районного суда г. <данные изъяты> исполнительного листа (далее - исполнительный документ) судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области (далее - судебный пристав) в отношении Администрации возбуждено соответствующее производство №, предметом исполнения которого является возложение на указанный орган местного самоуправления обязанности по ремонту и содержанию участка автодороги по улице <данные изъяты> г. <данные изъяты> с устранением просадок, выбоин на проезжей части в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-75).
В связи с тем, что в установленный срок требования исполнительного документа Администрацией в добровольном порядке выполнены не были, ДД.ММ.ГГГГ в отношении последней уполномоченным должностным лицом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора; установлен новый срок исполнения исполнительного документа - в течение 5-ти дней со дня получения копии постановления о взыскании исполнительского сбора (л.д. 70-71).
Постановлением судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ Администрация в виду неисполнения возложенных на нее обязанностей в установленный срок привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 65-67).
Постановлением судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ установлен новый срок для выполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68-69).
Постановлением судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения требований исполнительного документа продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-64).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ тот же срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56-57).
Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ Администрация подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-51).
В указанный срок соответствующая обязанность исполнена не была.
В связи с установленными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации судебным приставом составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 25-27).
Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрация признана виновной в совершении данного правонарушения и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 19-22).
Факт невыполнения в полном объеме требований исполнительного документа в установленные ранее судебным приставом сроки представителем Администрации в поданной жалобе не оспаривался.
Между тем, доводы, высказанные последним, о допущенных процессуальных нарушениях при возбуждении в отношении органа местного самоуправления дела об административном правонарушении заслуживают внимания и учитываются судом при разрешении поданной жалобы.
Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в ст. 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ.
В частности, согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 5.35, статьями 17.3-17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 19.6, 19.7, ч. 4 ст. 20.25 настоящего Кодекса.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях согласно частям 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).
Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, по состоянию на день составления в отношении Администрации города Смоленска протокола об административном правонарушении был утвержден Приказом Минюста РФ от 06.04.2005 № 33 (в редакции Приказа Минюста РФ от 09.07.2007 № 135).
Так, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, являются судебные приставы-исполнители территориальных органов ФССП России.
Вместе с тем, как указано в данном Приказе, вышеназванные должностные лица согласно требованиям ст. 28.3 КоАП РФ в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.3-17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 19.6, 19.7 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители; руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители; руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Смоленска по состоянию на 27.07.2012 мог быть составлен лишь должностными лицами, указанными в ч. 2 ст. 23.68 КоАП РФ, но не судебным приставом-исполнителем.
Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении Администрации города Смоленска составлен неуполномоченным лицом (судебным приставом), в силу чего данный протокол является недопустимым доказательством.
Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в случае истечения при этом сроков давности привлечения к административной ответственности - выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что днем совершения заявителем административного правонарушения является 03.07.2012, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами (ч. 1 ст. 4.5, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ) постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 13.08.2012 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Смоленска - прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 13.08.2012 № 120/2012 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Смоленска прекратить, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья А.С. Киселев