Р Е Ш Е Н И Е 23 октября 2012г. г.Смоленск Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Шевцова Н.Г., с участием защитника Бондаренко Н.С., рассмотрев жалобу начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению Степченкова В.И. на постановление Контрольного Департамента Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, у с т а н о в и л: Степченков В.И. обратился в суд с жалобой на постановление Контрольного Департамента Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, которым он подвергнут административному штрафу в размере <данные изъяты> за то, что, заключив ДД.ММ.ГГГГ государственные контракты № с <данные изъяты> № с <данные изъяты> № с <данные изъяты> № с <данные изъяты> предметом которых является поставка лекарственных средств на склад <данные изъяты> для обеспечения на территории Смоленской области граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст. 6.2. ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», нарушил ч.1 ст. 10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ, совершив административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ. Просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что деяние, квалифицированное по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ совершено им в состоянии крайней необходимости, для предотвращения причинения вреда льготополучателям бесплатных лекарственных препаратов, с соблюдением принципов эффективности и экономии бюджетных средств. Заслушав объяснения защитника Бондаренко Н.С., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Как предусмотрено ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 10, п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", размещение заказа может осуществляться: - путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; - без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) возможно в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. ДД.ММ.ГГГГ на совещании по вопросу закупки лекарственных средств для обеспечения на территории Смоленской области граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст. 6.2. ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в 2012 году было принято решение заключить государственные контракты на поставку лекарственных препаратов за счет средств областного бюджета с единственным поставщиком: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Смоленской области по здравоохранению заключены государственные контракты № с <данные изъяты> № с <данные изъяты>», № с <данные изъяты> № с <данные изъяты> предметом которых является поставка лекарственных средств на склад <данные изъяты> для обеспечения на территории Смоленской области граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст. 6.2. ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В преамбуле указанных государственных контрактов указано, что при их заключении стороны руководствовались п. 6 ч.2 ст. 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ. Поставка лекарственных средств по данным контрактам была осуществлена к ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Департамент Смоленской области по здравоохранению уведомил Контрольный Департамент Смоленской области о заключении государственных контрактов, приложив протокол заседания комиссии по рассмотрению вопроса о возможности применения норм ст. 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и протокол совещания по вопросу закупки лекарственных средств от ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Контрольным Департаментом Смоленской области проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений государственным заказчиком Департаментом Смоленской области по здравоохранению при размещении государственных заказов на поставку лекарственных препаратов на склад <данные изъяты> и заключении государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ № с <данные изъяты> № с <данные изъяты>, № с <данные изъяты> № с <данные изъяты> По результатам внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении Степченкова В.И. - начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению был составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ начальником Контрольного Департамента Смоленской области вынесено постановление, на основании которого Степченков В.И. - начальник Департамента Смоленской области по здравоохранению признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренногоч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>., за то, что Департаментом Смоленской области по здравоохранению в нарушение ч.1 ст. 10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ были заключены государственные контракты на поставку лекарственных препаратов без проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Совершение Степченковым В.И. - начальником Департамента Смоленской области по здравоохранению административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, при указанных обстоятельствах подтверждено данными протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1 л.д.245-250), справкой о результатах внеплановой проверки (т.1 л.д.236-214), постановлением начальника Контрольного Департамента Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания (л.д. 5-13). Действия Степченкова В.И. правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ. Между тем, решение вопроса о привлечении лица к административной ответственности должно решаться уполномоченным субъектом на основании всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения конкретных обстоятельств дела. При этом в силу статьи 24.1 КоАП РФ подлежат обязательному выявлению причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Статьей 2.9 КоАП РФ установлена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Анализируя имеющиеся в деле доказательства в совокупности, с учетом оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного Степченковым В.И. административного правонарушения. Полагаю, что данное административное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Принятие решения о заключении государственных контрактов с единственным поставщиком без проведения торгов было вызвано желанием в кротчайший срок обеспечить на территории Смоленской области граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст. 6.2. ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» лекарственными препаратами, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на отсроченном обслуживании было зарегистрировано <данные изъяты> рецептов или <данные изъяты> % от выписанных, не обеспечено лекарственными средствами <данные изъяты> граждан, непредъявленных (выписанных и не зарегистрированных на отсроченном обеспечении в аптечных учреждениях) рецептов <данные изъяты>, а несвоевременное обеспечение или не обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан является нарушением их прав и гарантий, и могло привести к ухудшению течения заболевания у граждан, вызвать летательные исходы. Несвоевременность из-за сложности процедуры размещения заказа могла повлечь угрозу жизни льтогополучателей. Государственные контракты были заключены ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ осуществлена поставка лекарственных препаратов. При заключении контрактов на поставку лекарственных средств были соблюдены принципы эффективности и экономии бюджетных средств, проведен мониторинг цен на лекарственные препараты. Предотвращение указанного вреда имеет преимущественное значение по сравнению с причиненным вредом участникам добросовестной конкуренции в области приобретения права на муниципальный заказ, поскольку связано с решением более важной задачи в условиях жизни общества. На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу, в частности при наличии обстоятельства, предусмотренного статьей 2.9 КоАП РФ. Разъяснение данного положение нашло отражение в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Так, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. С учетом изложенного, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению. Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л : Постановление Контрольного департамента Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания Степченкову В.И. - начальнику Департамента Смоленской области по здравоохранению за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня получения его копии. Судья Н.Г. Шевцова
По делу установлено, ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание комиссии по рассмотрению вопроса о возможности применения норм ст. 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ. В ходе проведения заседания было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на отсроченном обслуживании зарегистрировано <данные изъяты> рецептов или <данные изъяты> % от выписанных, не обеспечено лекарственными средствами <данные изъяты> граждан, непредъявленных (выписанных и не зарегистрированных на отсроченном обеспечении в аптечных учреждениях) рецептов <данные изъяты> Таким образом, количество необеспеченных рецептов составило <данные изъяты> рецепта. Учитывая критическую ситуацию, связанную с отсутствием возможности своевременного обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, что может привести к ухудшению течения заболевания или преждевременным летательным исходам, было принято решение осуществить закупку лекарственных препаратов для обеспечения рецептов, зарегистрированных на отсроченном обслуживании за счет средств областного бюджета у единственного поставщика в силу п. 6 ч.2 ст. 55 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ.