дело № 11-49/2011 апелляционное определение от 21.02.2011



Мировой судья                                                                              Дело № 11-49/2011

Мартынова Т.А.АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

          21 февраля 2011 года              г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Бронниковой Л.В.

при секретаре Жидковой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Филимоновой Нины Васильевны на решение мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Саратова от 26 августа 2010г. по делу по иску Филимоновой Нины Васильевны к АТСЖ Ленинского района, ООО "Центр начислений» о признании незаконными действий руководителя АТСЖ Ленинского района г.Саратова по необоснованной корректировке оплаты, установлении доначислений за услугу ГВС, понуждении произвести перерасчет за ГВС, которым постановлено:

«Филимоновой Нине Васильевне в удовлетворении исковых требований - отказать в полном объеме».

У С Т А Н О В И Л:

Филимонова Н.В. обратилась к мировому судье с иском к АТСЖ Ленинского района, в котором просила признать незаконными действия руководителя АТСЖ Ленинского района по корректировке оплаты за услугу горячее водаснабжение, и обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за эту услугу. В обоснование иска она указала, что в апреле 2007г. ей выставлена к оплате корректировка ГВС за 1 квартал в размере 318,45 руб., сумма которой была в мае 2007г. уменьшена до 159,23 руб. согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ как инвалиду 1 группы. В апреле 2008г. корректировка за ГВС за 1 квартал выставлена истцу с учетом льготы в размере 247,97 руб. Общая сумма доначислений за два года составила 407,20 руб. Истица считает действия ответчика незаконными и противоречащими Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г., просит обязать АТСЖ Ленинского района произвести перерасчет платы за ГВС, исключив корректировки за 1 квартал 2007г. и 1 квартал 2008г. в размере 407,20 руб.

Рассмотрев дело, мировой судья поставил указанное решение.

Филимонова Н.В. с вынесенным решением не согласилась, подала апелляционную жалобу, указав, что выводы мирового судьи не соответствуют действующим нормативным документам, а именно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утвержден порядок расчета платы за водоснабжение. Жилой <адрес> оборудован общедомовым прибором учёта, а часть квартир - индивидуальными приборами учёта. Правилами № 307 возможность корректировки размера платы за горячее водоснабжение предусмотрена положениями п.19 в ситуации, когда отсутствуют как общедомовой, так и индивидуальные приборы учёта. В платёжных документах за 1 квартал 2007г. в графе «тариф» проставлен размер оплаты ГВС - 175,07 руб. с человека; в платёжных документах за 1 квартал 2008г. -210,60 руб. с человека, а не тариф на услуги ГВС (стоимость куб. м в рублях), как должно быть. Тариф на 2007- 2008 г.г. на 1 куб.м горячей воды для ООО «Волжская ТГК», через тепловые сети которой запитан <адрес>, установлен не был. В материалах совещания в Правительстве области 17 марта 2009г. указано, что тариф на горячую воду в городе Саратове не был установлен ни одной организации. Тариф на ГВС установлен на 2010г. распоряжением Минстроительства и ЖКХ Саратовской области от -30 ноября 2009г. № 465-р. Данное обстоятельство указывает на то, что проведение ответчиком корректировки размера платы по горячему водоснабжению за 2007г. и 2008г. по формуле (4) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам в отсутствие утверждённого в установленном порядке тарифа на 1 куб.м горячей воды на 2007г. и 2008г. является неправомерным. Действующее законодательство не предусматривает замены тарифа на горячее водоснабжение тарифом на тепловую энергию, поскольку данные тарифы регулируются разными нормативными правовыми актами (Федеральные законы № 41 «ФЗ от14.04.1995г. и № 210-ФЗ от 30.12.2004г.), выражены в различных единицах измерения и используются для различных целей. Применение подобного расчёта является ошибочным. Установление теплопотребления на горячее водоснабжение на 1 человека (Гкал на чел. в месяц) при централизованном теплоснабжении Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 306 не предусмотрено. Применение при расчёте размера платы за горячее водоснабжение тарифов «на тепловую энергию в горячей воде» или «на подогрев» (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа (руб./куб. м). Прокуратура Ленинского района г. Саратова сообщено, что в <адрес> <адрес> установлен общедомовой прибор учёта, определяющий объём потреблённой тепловой энергии на ГВС в Гкал, а также объём теплоресурса (горячей воды) в литрах (куб. м). Исходя из этих величин с применением тарифа на тепловую энергию (777,18 руб/Гкал для 2008г.) складывается цена за коммунальный ресурс, потребляемый собственниками помещений многоквартирного дома. Дом также оборудован индивидуальными приборами учёта горячего водоснабжения,которые учитывают только объём потреблённой горячей воды (куб. м), но не определяют затраты тепловой энергии (Гкал). Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005г. № 69-664 «О нормативах потребления на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения» утверждена норма потребления горячей воды, указывающая норматив потребления литров в сутки на 1 человека, а также норматив потребления тепловой энергии на услуги горячего водоснабжения, который определяет количество затраченных Гкал на 1 человека в месяц. Он составляет 0,199 Гкал на одного зарегистрированного человека. Для определения полной стоимости потреблённой коммунальной услуги за горячее водоснабжение для каждого потребителя исполнителем (АТСЖ Ленинского района) учитывается фактическое потребление тепловой энергии, зафиксированное общедомовым прибором учёта. Исполнителем ежеквартально производится корректировка платы за ГВС по формуле № 4 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Вывод Прокуратуры о правильности применения данного расчёта при начислении корректировок Филимонова считает ошибочным. С октября 2009г. в платежных документах, выставляемых населению АТСЖ, проставляется уже тариф в рублях на 1 куб.м. В 1 квартале 2007г., согласно представленному АТСЖ списку водомеров горячего водоснабжения, установленных в квартирах жителей <адрес>, числится 28 индивидуальных приборов учёта ГВС; в 1 квартале 2008г. - 128 индивидуальных приборов учёта, однако ответчиком не представлено документов о количестве зарегистрированных граждан, проживающих в жилом доме на момент проведения корректировки (отдельно за 1 квартал 2007г. и отдельно за 1 квартал 2008г.), производящих оплату услуг ГВС по нормативам потребления; суммарном объёме (количество) коммунального ресурса (горячей воды), потреблённый за расчётный период (отдельно за 1 квартал 2007г. и отдельно за 1 квартал 2008г.) в помещениях, оборудованных приборами учёта (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учёта, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учёта. Следует учесть, что в 2007г. корректировка выставлялась исключительно тем потребителям, чьи квартиры не оборудованы индивидуальными приборами учёта ГВС. Доначисления 2008г. коснулись абсолютно всех - и плательщиков по нормативам потребления, и плательщиков по индивидуальным приборам учёта, что заставляет сомневаться в правильности применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Правовой оценки данного факта в решении суда не имеется. Жилищным законодательством чётко установлены и прописаны взаимоотношения собственников жилья и управляющей организации. С каждым собственником, согласно ст. 142 Жилищного кодекса РФ, должен быть заключён договор о предоставлении управляющей компанией коммунальных услуг. Часть 3 ст.154 Жилищного кодекса РФ гласит, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Наличие такого договора - обязательное условие, согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Указанный договор не был заключен, право управляющей организации выставлять Филимоновой корректировки не прописано и в качестве обязанности оплачивать ею не признано. АТСЖ должна доказать, что именно в квартиру Филимоновой она поставила ресурсы в полном объёме, но ещё и сверх норматива. В случае изменения размера платы за коммунальные услуги (корректировки, перерасчёт и т. д.), управляющая организация обязана информировать в письменной форме нанимателей и собственников жилья не позднее, чем за 30 дней до даты предоставления платёжных документов на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги в ином размере. Эта информация не была доведена до собственников и нанимателей в установленные законом сроки, т.е. имеется нарушение прав, установленных ч.13 ст.155 Жилищного кодекса РФ и ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей».

Представитель АТСЖ Ленинского района Никишина О.В. в судебном заседании пояснила, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Филимонова Н.В., представители ООО «Центр начисления», ТСЖ «Темп-2004», Комитета по ЖКХ администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Филимонова Н.В. на основании договора на приватизацию жилого помещения от 26 июля 1993г. является собственником <адрес> в <адрес>.

Данный дом входит в состав ТСЖ «Темп 2004 », что подтверждается Уставом ТСЖ «Темп 2004».

10 января 2006г. между ТСЖ «Темп 2004» и АТСЖ Ленинского района г.Саратова заключен договор, по которому АТСЖ переданы в пользование сроком на 5 лет все объекты общего имущества жилищного фонда для организации и обеспечения эффективной эксплуатации, обслуживания и ремонта имущества в связи, в связи с чем АТСЖ вправе получать оплату коммунальных платежей от квартиросъемщиков и собственников.

В соответствии с договором снабжения тепловой энергией в горячей воде от 30 декабря 2005г. ОАО «Волжская ТГК» отпускает, а АТСЖ оплачивает тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель.

Согласно ч.1,3,4 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ст.153 ч.1,2 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

На основании ч.1,2 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета определяется в соответствии с п. 19 Правил.

Пункт 19 п.п.Б предусматривает, что при отсутствии коллективных (общедомовых) общих, квартирных и индивидуальных приборов учета размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: горячее водоснабжение в соответствии с п.п. 3 п.1 Приложения № 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал корректировку размера платы за ГВС в соответствии формулой установленной для горячего водоснабжения.

Из изложенного следует, что ответчик вправе начислять корректировку оплаты за горячее водоснабжение. Расчет корректировки, представленный АТСЖ, не вызывает сомнений у суда, истицей расчет корректировки не опровергнут.

Учитывая изложенное, мировой судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Требования Филимоновой основаны на неверном толковании нормативных актов, регулирующих порядок оплаты коммунальных услуг. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы мирового судьи и влекущих отмену решения суда первой инстанции.

Оснований для отмены решения мирового судьи не имеется, поскольку оно основано на правильном применении норм материального и процессуального права, исследованных в судебном заседании доказательствах.

Руководствуясь ст. ст.327-329 ГПК РФ суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Саратова от 26 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филимоновой Нины Васильевны без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья