Дело № 11-124/11



Мировой судья судебного участка № 7 Николаева С.М                Дело 11-124/2011г.

                                Апелляционное Решение

            Именем Российской Федерации

18 июля 2011г.          г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Желонкиной Г.А.

при секретаре Сингалиевой Ю.Ж.

рассмотрев поступившую апелляционную жалобу ответчика администрации МО «Город Саратов» на решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Саратова от 29 марта 2011г. по гражданскому делу по иску ЖСК «Сварщик» к администрации МО «Город Саратов», комитету по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», Колесниченко Г.М. о признании права собственности на самовольно возведенное строение

                                          установил:

Жилищно-строительный кооператив «Сварщик» обратился в суд с иском к администрации МО «Город Саратов», комитету по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», Колесниченко Г.М. о признании права собственности на самовольно возведенное строение по тем основаниям, что ЖСК «Сварщик» принадлежит на праве бессрочного пользования земельный участок у <адрес>, на котором Колесниченко Г.М. за свой счет и своими силами возвел самовольную постройку - гараж с погребом , общей площадью 31,4 кв.м., литер «Г». Гараж с погребом построены с соблюдением строительных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Земельный участок на котором построен дом ЖСК сформирован и поставлен в 2008г. на кадастровый учет, выделялся он из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для строительства 9 этажного жилого дома, расположен в многоэтажной жилой застройке и относится к жилой территориальной зоне, а в жилых зонах допускается размещение стоянок автомобильного транспорта, гаражей. Поскольку спорный гараж построен без соответствующих разрешений и согласований то является самовольным, но Колесниченко лишен возможности оформить на него право, так как ему не выделялся земельный участок. Поскольку ЖСК «Сварщик» является правообладателем земельного участка, то просит признать за ним право собственности на указанное самовольное строение.

Решением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Саратова от 29 марта 2011г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчиком - администрацией МО «Город Саратов» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Саратова от 29.03.2011г. отменить и прекратить производству по делу.

Считает, что решение суда незаконно, необоснованно и подлежит отмене по следующим основаниям:

1. согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку нарушает прав и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

2. обжалуемое решение нарушает права органа местного самоуправления, каковым в силу ст. 22 Устава МО «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года № 67-649 является администрация МО «Город Саратов» по решению вопросов местного значения, поскольку объект возведен на не предоставленном для его строительства земельном участке, в отсутствие разрешения на строительство, сохранение объекта самовольного строительства противоречит принятому и являющемуся обязательным для исполнения локальному нормативному акту - Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов».

Указанными Правилами в соответствии с Град. Кодексом РФ, ЗК РФ была введена система регулирования землепользования застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

3. земельный участок, на котором находится объект спора, расположен в границах территориальной зоны Ж-1. В соответствии с таблицей 5.1 «основные и условно разрешенные виды использования земельных участок и объектов капитального строительства для всех территориальных зон» Правил, объекты для хранения индивидуального легкового транспорта - отдельно строящие гаражи являются условно разрешенным видом для данной территориальной зоны.

Пунктом 3.1 Правил, установлено, что решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Саратов», документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.

Пунктом 3.7 Правил предусмотрено, что для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах муниципального образования «Город Саратов», разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам.

До проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка размещения объекта спора не соответствует действующему нормативному акту в области градостроительства - Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов».

4.объект спора расположен на земельном участке, прошедшем государственный кадастровый учет, что подтверждается наличием у него кадастрового номера 64:48:040427:20, в связи с чем, в силу положений ст. 16 ФЗ «О введении действие Жилищного кодекса РФ» и ст. 36 ЖК РФ является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, правообладателем земельного участка в настоящее время является уже не истец, а собственники помещений в многоквартирном доме. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе выступать от своего имени, а ЖСК «Сварщик» правом на обращение в суд с иском о признании права собственности на спорное имущество не наделялся.

5. в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Доказательства обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство истцом не представлены. Так же отсутствуют доказательства наличия у Колесниченко Г.М. либо у иных лиц разрешения на строительство объекта спора.

            6.согласно ст. 27 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1 и 2 указанной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. В связи с тем, что истец является юридическим лицом, которое не может использовать гараж для личного использования, данное дело было неподведомственно суду общей юрисдикции.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» по доверенности Степанов А.А. апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней, просил отменить решение от 29 марта 2011 года в связи с нарушением норм материального и процессуального права, а также не правильным определением юридических обстоятельств имеющих значение по делу.

Представители ЖСК «Сварщик», комитета по архитектуре и градостроительству МО « Город Саратов», Колесниченко Г.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Согласно письменных возражений ЖСК « Сварщик» и Колесниченко Г.М. на апелляционную жалобу, они с ней не согласны, считают решение мирового судьи законным и обоснованным, поскольку в соответствии с постановлением администрации г.Саратова от 23.08.1995 года ЖСК «Сварщик» выделен земельный участок площадью 0,3875 га, под 9-ти этажный жилой дом по <адрес>.

В соответствии с п. 41.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 - многоэтажная жилая застройка относится к жилой территориальной зоне. Считают, что несостоятелен довод жалобы об отсутствии оснований для признания права собственности на гараж. Согласно п. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение стоянок автомобильного автотранспорта, гаражей, что подтверждается письмом комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», которое не возражает против признания права собственности на самовольную постройку. В материалах дела имеются доказательства того, что указанный гараж не нарушает прав и законных интересов других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Лицо, которое осуществило самовольную постройку - Колесниченко Г.М., привлечен к участию в деле в качестве ответчика. В связи с тем, что Колесниченко Г.М. не является предпринимателем, спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. В процессуальном законодательстве закреплен принцип, по которому в арбитражных судах рассматриваются дела по экономическим спорам с участием граждан - индивидуальных предпринимателей, только если они вытекают из их предпринимательской деятельности. У суда первой инстанции не было оснований для отказа в рассмотрении иска в связи с не подведомственностью суду общей юрисдикции.

Выслушав представителя администрации, исследовав материалы, дела суд считает, что решение мирового судьи от 29.03.2011г. подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права не правильным установлением обстоятельств по делу.

Согласно ст.ст.12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

             Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права и др.

В судебном заседании установлено, что ЖСК « Сварщик» создан в 1994году, является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке, действует на основании устава утвержденного решением собрания кооператива 20.04.1994г. за № 2 (л.д. 45-51)

             На основании государственного акта № Сар-48-04-003271(л.д.11-14) ЖСК «Сварщик» администрацией г.Саратова постановлением от 23.08.1995г. за № 415-143 на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен в границах указанных в чертеже для 9-ти этажного жилого дома земельный участок площадью 0,3875 га, расположенный по адресу: <адрес>.

При чем, в качестве приложения имеется список собственников жилых помещений и размерах их земельной доли на вышеназванный земельный участок, а также список земельных участков с особым режимом использования.

Как видно из чертежа спорный гараж возведен во дворе жилого <адрес> в границах отведенного земельного участка т.е. на земле ЖСК « Сварщик».

Согласно кадастрового паспорта (л.д.15-18) земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 22.10.2008г. № 64:48:040427:20 с видом права постоянное бессрочное пользование, относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием 9 этажный жилой дом.

В силу ст. 22 Устава МО «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года № 67-649 администрация МО «Город Саратов» является органом по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с решением Саратовской городской Думы № 42-492 от 10 июля 2009года «О Положении о комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», пунктом 2 Положения «О муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 31.05.2007г. № 18-163 муниципальный земельный контроль осуществляется структурным подразделением администрации г.Саратова - комитетом по земельным ресурсам администрации г.Саратова.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

Согласно статье 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Статья 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принципы земельного законодательства, одним из которых является платность использования земли.

Согласно п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта; т.е. права застройщика заканчиваются с момента принятия объекта в эксплуатацию и передаче в частности жилых помещений многоквартирного дома долевым сособственникам.

Учитывая, что <адрес> является объектом введенным в эксплуатацию, то функции ЖСК « Сварщик» как застройщика прекратились и объект перешел в долевое владение сособственников многоквартирного дома.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах (ст.2 Град.Кодекса РФ):

п.1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

п.4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке             

п.7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

К полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий (ст.8 Гр.К РФ).               

Пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ ( в ред. от 03.05.2011г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;

Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. №27-280 утверждены Правила землепользования и застройки МО « Город Саратов» которыми введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

Земельный участок, на котором находится объект спора, расположен в границах территориальной зоны Ж-1.

В соответствии с таблицей 5.1 «основные и условно разрешенные виды использования земельных участок и объектов капитального строительства для всех территориальных зон» Правил, объекты для хранения индивидуального легкового транспорта - отдельно строящие гаражи являются условно разрешенным видом для данной территориальной зоны.

Пунктом 3.1 Правил установлено, что решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Саратов», документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.

Пунктом 3.7 Правил предусмотрено, что для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, расположенного в границах муниципального образования «Город Саратов», разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам.

С вопросом изменения вида разрешенного использования земельного участка, либо его части на котором размещен объект спора никто не обращался.

Объект спора расположен на земельном участке, прошедшем государственный кадастровый учет в связи с чем, в силу положений ст. 16 ФЗ «О введении действие Жилищного кодекса РФ» и ст. 36 ЖК РФ является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме соответственно правообладателем земельного участка в настоящее время является уже не истец ЖСК « Сварщик», а собственники помещений в многоквартирном доме.

Собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе выступать от своего имени, а ЖСК «Сварщик» правом на обращение в суд с иском о признании права собственности на спорное имущество ими не наделялся.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Доказательств обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство истцом не представлено. Так же отсутствуют доказательства наличия у Колесниченко Г.М. либо у иных лиц разрешения на строительство объекта спора следовательно спорный гараж является самовольной постройкой.

В соответствии с п. 41.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 - многоэтажная жилая застройка относится к жилой территориальной зоне.

Согласно п. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение стоянок автомобильного автотранспорта, гаражей, но с соблюдением процедуры установленной Правилами.

Что касается письмом комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», которое не возражает против признания права собственности на самовольную постройку- спорный объект, то оно правового значения не имеет без соблюдения требований вышеназванных нормативных документов, тем более комитет является структурой администрации МО « Город», а администрация против иска возражает и не наделяла от своего имени комитет соглашаться с заявленными требованиями.

Многоквартирный дом определен законодателем как единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок и находятся в общей долевой собственности граждан.

Жилищный кодекс РФ установил правовой режим общего имущества в многоквартирном доме, порядок принятия решений об управлении этим имуществом и распоряжении им с учетом того в этот комплекс входит и земельный участок.

Момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом зависит от обстоятельств его формирования и проведения кадастрового учета.

Согласно ч.2 ст.16 ФЗ « О введение в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а в силу частей 3 и 4 в случае, если земельный участок не сформирован, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений - с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

На это же обстоятельство обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 мая 2010г. N 12-П по делу о проверке конституционности частей 2,3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие жилищного кодекса РФ», частей 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ, п. 3 ст. 3 и п. 5 ст. 36 ЗК РФ в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7

Поскольку земельный участок отведенный под <адрес> сформирован и поставлен на кадастровый учет, то его правообладателями являются собственники многоквартирного жилого дома, а не ЖСК « Сварщик», поэтому ссылка мирового судьи на п.26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с которой правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с иском за признанием права собственности на самовольную постройку в случае если самовольная постройка осуществлена на земельном участком не отведенном для этих целей застройщику признавая правообладателем ЖСК « Сварщик» не может быть принята во внимание, поскольку ЖСК уже правообладателем участка не является, т.е. неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела.

Со дня введения в действие Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу статьи 30 Правила землепользования и застройки они разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

2. Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

3. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

4. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

5. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

6. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).

Признание на конституционном уровне права частной собственности на землю обусловило закрепление в ЗК РФ в числе принципов, на которых основываются акты земельного законодательства, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах, исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Соответствующие изменения были внесены и в пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в редакции названного Федерального закона в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.

Это означает, что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

В силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Тем самым достигается соблюдение вытекающего из статьи 17 Конституции Российской Федерации требования обеспечения баланса прав и интересов участников соответствующих правоотношений, а именно собственников помещений в многоквартирном доме и публичного образования, из земель которого передается в их общую долевую собственность земельный участок под этим домом.

Следовательно, собственники многоквартирного <адрес> являясь фактически долевыми владельцами в том числе и земельного участка обязаны будут переоформить на него права и в соответствии с причитающейся долей каждому из них учитывая платность использования земли производить оплату налогов в том числе и за ту часть земельного участка на которой расположен самовольный гараж, а следовательно не исключается их интерес в отношении спорного объекта.

Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).

Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение созданное на земельном участке не отведенном для этих целей в порядке установленном законом, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем постройку на не принадлежащим ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Право собственности на самовольную постройку может так же быть признано судом за лицом в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном пользовании у которого находится земельный участок, где осуществлена самовольная постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью гражданина.

В материалах дела имеются письменные доказательства, что гараж построен с соблюдением норм, правил и технических особенностей, имеются все необходимые документы, согласно которым основные конструкции гаража находятся в исправном состоянии и возможна их дальнейшая безопасная эксплуатация в нормальном режиме, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушены и не создают угрозу их жизни и здоровью, гараж соответствует санитарным нормам и правилам, не оказывает подлежащего учету воздействия на окружающую среду.

Однако, ЖСК « Сварщик» не являющийся правообладателем земельного участка и которому не делегировались полномочия собственниками многоквартирного дома на представление их интересов не обладает правом на получение гаража в собственность.

Представленный в материалы дела истцом протокол общего собрания ЖСК « Сварщик» от 12.11.1998г. свидетельствующий о подтверждении общим собранием права Колесниченко на спорный гараж. который им построен за свой счет (л.д.10) не может быть принят во внимание, поскольку подтверждение строительства гаража за счет ответчика Колесниченко не свидетельствует о законности строительства на не отведенном для этих целей земельном участке именно самому Колесниченко, без соответствующих разрешений, в нарушение действующего законодательства, разрешенное использование земельного участка не изменялось, часть земельного участка у ЖСК не изымалась и под строительства гаража Колесниченко не передавалась.

Ни одного документа свидетельствующего о том, какое отношение Колесниченко Г.М. вообще имеет к ЖСК « Сварщик» в материалах дела не имеется, является ли он членом кооператива, имеется ли решение собрания разрешающие возведение строения на земельном участке отведенном ЖСК, а также обращение за изменением разрешенного использования, квитанция (л.д.97) датированная 2003г. ни коим образом не подтверждает строительство гаража в 1998г. (л.д.21) за счет Колесниченко, а именно данные обстоятельства являются юридически значимыми и в силу ст.12,56 ГПК РФ подлежат доказыванию ЖСК либо Колесниченко, которые в суд не явились.

Довод администрации МО « Город Саратов» о том, что согласно ст. 27 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 указанной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных к ведению арбитражных судов, а связи с тем, что истец является юридическим лицом, которое не может использовать гараж для личного использования то данное дело неподведомственно суду общей юрисдикции не может быть принят во внимание, поскольку одним из ответчиков, к тому же заявляющим о строительстве предмета спора за свой счет для личных бытовых нужд является Колесниченко Г.М. -физическое лицо, а следовательно нарушений правил подведомственности не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что мировым судьей неверно применены нормы материального права и определены обстоятельства имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, которые повлекли отмену решения мирового судьи с вынесением нового решения по делу судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 327- 330 ГПК РФ суд,

решил:

Решение мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Саратова от 29 марта 2011г. по гражданскому делу по иску ЖСК «Сварщик» к администрации МО «Город Саратов», комитету по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», Колесниченко Г.М. о признании права собственности на самовольное строение отменить, апелляционную жалобу администрации МО « Город Саратов» удовлетворить.

Вынести по делу новое решение, которым в иске ЖСК «Сварщик» к администрации МО «Город Саратов», комитету по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», Колесниченко Г.М. о признании права собственности на самовольно возведенное строение - отказать.

Апелляционное решение кассационному обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно.

Судья: