11-200/2011 ТСЖ `Рубин` к лаврентьеву А.С., Лаврентьевой Л.И. о взыскании задолженности за жилищно- коммунальные услуги



Мировой судья Дело № 11-200/2011

Токарева Н.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 год г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Терентьевой Н.А.

при секретаре Петровичеве Д.М.

с участием представителей ТСЖ «Рубин» Певцовой Е.Г., Ореховой В.А., представителя ответчиков Гаврилюк В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по апелляционной жалобе ФИО7, ФИО8 на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ТСЖ «Рубин» к ФИО7, ФИО8 о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, встречному иску ФИО7, ФИО8к ТСЖ «Рубин» об обязании произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги и компенсации морального вреда

Установил:

Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> исковые требования товарищества собственников жилья «Рубин» удовлетворены частично. С ФИО7, ФИО8 в солидарном порядке в пользу товарищества собственников жилья «Рубин» в счет возмещения задолженности за коммунальные услуги денежные средства в сумме 13275 рублей 48 копеек, в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в размере 531 рубль 01 копейка, а всего в сумме 13806 рублей 49 копеек. В остальной части исковых требований – отказано. В удовлетворении исковых требований ФИО7, ФИО8 к ТСЖ «Рубин» об обязании произвести перерасчет платы за жилищно- коммунальные услуги и компенсации морального вреда отказано. Взыскано с ответчиков в пользу ТСЖ «Рубин» расходы на оказание юридических услуг в сумме 6000 рублей.

ФИО7, ФИО8 обратились с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и просят решение мирового судьи отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить их встречные исковые требования, указав, что исходя из платежных документов, представленных ТСЖ, сумма задолженности значительно ниже и составляет 10412 рублей 35 копеек, однако это не было принято во внимание мировым судьей. Не правильно произведен расчет по оплате электроэнергии МОП, поскольку применена формула подсчета для подсчета по оплате по нормативам в отсутствие общедомового прибора учета. В их доме находятся общедомовые приборы учета. Указали также, что им была оказана ненадлежащего качества по отоплению, поскольку температура в помещении была ниже нормы, в связи с чем у них есть право возврата платы за такие услуги.

В судебном заседании ФИО7, ФИО8, их представитель Гаврилюк В.В., поддержали требования по апелляционной жалобе, дополнили основания жалобы, указав, что согласно выставленным ТСЖ «Рубин» квитанциям оплаты за ЖКУ за оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцы потребители жилищных услуг должны были оплатить Исполнителю с учетом НДС 18 % - 24379 рублей 19 копеек. Ресурсоснабжающие организации при проведении расчетов с ТСЖ за услуги коммунального комплекса без НДС. Проверив расчеты выставленные ТСЖ «Рубин» они установили, увеличение тарифов на сумму НДС, в результате чего считают расчет неверным. Мировым судьей был необоснованно принят расчет истца. Считают, что поскольку исковые требования Исполнителем заявлены с ДД.ММ.ГГГГ, то и расчет следует производить с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1766 рублей 95 копеек, а не как указывает ответчик ТСЖ «Рубин» - 4347 рублей 27 копеек. Указали также, что неверно исчислены все начисления по оплате содержание жилья, ремонт жилья, коммунальные услуги.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 678 ГК РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

В силу ст. 781 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 156, 157 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ в ст. 157 Жилищного кодекса РФ и ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекс полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса переданы с ДД.ММ.ГГГГ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. п. 1, 2, 3, 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:

достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;

полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

В соответствии с п. 48, 49 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения (ХОВ), определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.

Размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается как произведение норматива потребления горячей воды в месяц на 1 чел (м. куб) на тариф (стоимость 1 куб. м. горячей воды).

Пунктом 47 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем горячего водоснабжения.

Мировой судья, разрешая спор и определяя размер задолженности по оплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указывает, что представленный ТСЖ «Рубин» расчет является полным и сомнений у суда не вызывает.

При этом, мировой судья при производстве расчетов по оплате за жилищно-коммунальные услуги не выяснил, был ли в расчетах применен налог на добавленную стоимость, по каким тарифам рассчитана оплата коммунальных услуг, что следует из п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, не установил объемы потребления тепловой энергии по дому, по электроснабжению.

Согласно ст. 157 ЖК РФ (действующей в редакции на период возникших правоотношений) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Постановлением N 307 определен порядок взимания платы за отопление при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета. При таких обстоятельствах мировому судье следовало установить объем потребления тепловой энергии по показаниям прибора учета и проверить обоснованность суммы предъявленной ответчикам истцом за потребленную тепловую энергию.

Мировой судья согласился с расчетом, представленным истцом, на основании которого ответчикам была начислена плата за потребленные услуги по ХВС, ГВС, канализации, и за содержание жилья. Вместе с тем, как следует из данных расчетов ответчиков на услуги по ГВС, ХВС, канализации и за содержание жилья был начислен НДС. Между тем п. 15 Правил определяет необходимость применения при расчете коммунальных услуг граждан тарифов установленных для ресурсоснабжающих организаций. При таких обстоятельствах суду необходимо было проверить обоснованность начисления НДС на предоставленные услуги по ГВС, ХВС, канализации, а также проверить правильность начисления оплаты за ГВС, исходя из показаний общедомового прибора учета и обоснованность взимания НДС за содержание жилья, проверить правильность примененных тарифов. При таких обстоятельствах решение в данной части не может быть признано законным и обоснованным и оно подлежит оплате.

К участию в деле в качестве третьего лица не были привлечены ресурсоснабжающие организации, имеющие договора с ТСЖ «Рубин» на поставку коммунальных услуг.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что взаимосвязанные положения части второй статьи 327 и статьи 328 ГПК Российской Федерации, устанавливающие полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, - в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования не позволяют суду апелляционной инстанции при отмене решения мирового судьи по безусловным основаниям, а именно в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части второй статьи 364 ГПК Российской Федерации (рассмотрение дела судом в отсутствие лица, участвующего в деле и не извещенного о времени и месте судебного заседания; разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле), направить дело мировому судье на новое рассмотрение.

Между тем статья 43 ГПК Российской Федерации, как следует из ее содержания, предусматривает возможность вступления в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, только до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу (часть первая), а также право таких лиц на рассмотрение дела с самого начала (часть вторая). Данная статья, таким образом, не будучи предназначенной для деятельности судов проверочных инстанций, не предполагает возможность ее применения в суде апелляционной инстанции. Указание же в части второй статьи 327 ГПК Российской Федерации на необходимость рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции не означает автоматического распространения всех этих правил на производство в суде апелляционной инстанции.

На основании ст.362 ГПК РФ 1. Основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Поскольку мировой судья при рассмотрении дела не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц ресурсоснабжающие организации, имеющие договора с ТСЖ «Рубин» на поставку коммунальных услуг, при таких обстоятельствах, в силу позиции Конституционного Суда РФ и ст.362 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ надлежит отменить и направить дело мировому судье на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить было ли начислено НДС, за потребленные услуги по ХВС, ГВС, канализации, отопления, проверить законность начисления задолженности, разрешить спор в зависимости от установленного и в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. ст.327-329 ГПК РФ суд

Решил:

Решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ТСЖ «Рубин» к ФИО7, ФИО8 о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, встречному иску ФИО7, ФИО8к ТСЖ «Рубин» об обязании произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги и компенсации морального вреда - отменить.

Гражданское дело по иску ТСЖ «Рубин» к ФИО7, ФИО8 о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, встречному иску ФИО7, ФИО8к ТСЖ «Рубин» об обязании произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги и компенсации морального вреда направить мировому судье судебного участка № <адрес> на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья