Дело Номер обезличен Именем Российской Федерации 02 июля 2010 года г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Бронниковой Л.В. при секретаре Вишнивецкой Н.В. с участием истца Серебрякова П.П., представителей ответчика Титовой Ю.Г., Воробьева Д.Ю., представителя третьего лица Пчелкиной Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебрякова Павла Петровича к Федеральному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище № 186 о перерасчете заработной платы, взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Серебряков П.П. обратился в суд с иском к ФБОУНПО ФСИН России Профессиональное училище № 186 (далее Училище) о перерасчете заработной платы, взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда по следующим основаниям. Истец работает в Училище мастером производственного обучения с 2006г. с 01 декабря 2008г. заработная плата ему начисляется в соответствии с приказом ФСИН России № 624 от 13 ноября 2008г. и производится доплата за особые условия труда на основании приказа ФСИН России № 11 от 18 февраля 2005г. Истец считает, что заработная плата ему рассчитывается неверно, поскольку при расчете не применяется п.12 приложения 3 к приказу № 624. В соответствии с указанным положением Гражданскому персоналу, имеющему право на повышение окладов (ставок) по двум и более основаниям, размеры этих повышений суммируются, а затем начисляются на оклад (ставку). Полученные оклады (ставки) являются основой для установления доплат, надбавок, премий, вознаграждений и других выплат стимулирующего характера. Истцу производится начисление стимулирующих доплат только на оклад, без суммирования оклада и доплаты за особые условия труда. По утверждению работодателя на работников Училища действие приложения 3 не распространяется. Данное положение приводит к дискриминации работников профессионального образования ФСИН в оплате труда по сравнению с гражданским персоналом исправительных учреждений и при прочих равных условиях заработная плата истца меньше зарплаты работника колонии. В приказе № 624 ни оговорено ни одного ограничения для работников начального профобразования. За работу с осужденными истцу производится доплата по приказу № 11 за особые условия труда, которая по своей сути является доплатой компенсационного характера, не является доплатой стимулирующего характера и должна выплачиваться постоянно все время работы, в отличие от стимулирующих доплат, которые выплачиваются на основании решения администрации. Статье 12 приложения 3 не оговаривается источник выплат компенсационного характера и на основании статей 14 и 26 данного приложения доплата, производимая по приказу № 11 должна учитываться при начислении заработной платы в соответствии с условиями п.12 приложения 3. Неверный порядок начисления заработной платы нарушает общую для всего гражданского персонала ФСИН формулу расчета, что делит сотрудников на состоящих в штате исправительных учреждений и других - работников НПО, работающих также с осужденными, но которым зарплата начисляется по иной формуле. В судебном заседании Серебряков П.П. исковые требования с учетом уточнения поддержал и просил: 1.признать проводимую политику начисления заработной платы сотрудникам ПУ № 186 дискриминационной по отношению к гражданскому персоналу исправительных учреждений, 2.признать доплату за особые условия труда, выплачиваемую по приказу № 11 от 18 февраля 2005г. доплатой компенсационного характера 3.признать обязательным необходимость учета при начисления зарплаты в соответствии с п.12 приложения 3 приказа № 624 от 13 ноября 2008г. вышеназванной доплаты за особые условия труда 4 взыскать с ПУ № 186 невыплаченную зарплату в размере 63628 руб., компенсацию за несвоевременную выплату зарплаты в размере 24251,86 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. Ответчик иск не признал, указав, что в п.12 приложения 3 приказа № 624 от 13 ноября 2008г. прописано, что гражданскому персоналу, имеющему право на повышения окладов (ставок) по двум и более основаниям, размеры этих повышений суммируются, а затем начисляются на оклад (ставку). Полученные оклады (ставки) являются основой для установления доплат, надбавок, премий, вознаграждений и других выплат компенсационного и стимулирующего характера. Категории гражданского персонала, имеющие право на повышение окладов, предусмотрены в п.п.4,5,7-11 того же приложения. Истец не подпадает ни под один из указанных пунктов. Согласно Уставу Училище является учебным заведением, цель которого реализация обязательного начального профессионального образования. В п.25 приложения 3 прописано, что гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы производятся иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приказом № 11 от 18 февраля 2005г. предусмотрена такая выплаты в виде надбавки за особые условия труда в исправительных учреждениях в размере 70% от должностного оклада. Причем данная надбавка предусмотрена только для работников профобразования, работники исправительных учреждений надбавок в таких размерах не имеют. В приказе № 11 законодателем установлена именно надбавка, а не доплата. В настоящее время не существует нормативного акта, который предусматривает, что надбавка, установленная приказом № 11, должна являться увеличением должностного оклада. В судебном заседании представители Училища Титова Ю.Г., Воробьев Д.Ю. просили в удовлетворении иска Серебрякову П.П. отказать, поскольку нарушений в начислении заработной платы не имеется. Представитель УФСИН России по Саратовской области Пчелкина Т.А.исковые требования считает не подлежащими удовлетворению. Пчелкина суду пояснила, что истец работает по бессрочному трудовому договору в федеральном бюджетном образовательном учреждении начального образования ФСИН России профессиональном училище № 186. В соответствии с уставом ПУ № 186 училище является самостоятельным юридическим лицом и имеет статус учреждения начального профессионального образования. Оплата труда работников ПУ № 186 регламентирована приказом ФСИН России от 13 ноября 2008г. № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовной исполнительной системы». В соответствии с Инструкцией о порядке, условиях и размерах выплаты компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала УИС, являющейся приложением № 3 к приказу № 624, гражданскому персоналу, имеющему право на повышения окладов (ставок) по двум и более основаниям, размеры этих повышений суммируются, а затем начисляются на оклад (ставку). Полученные оклады (ставки) являются основой для установления доплат, надбавок, премий, вознаграждений и других выплат как компенсационного, так и стимулирующего характера. Основания увеличения окладов гражданского персонала установлены, в частности этой же Инструкции, в которых четко написано, что данные выплаты увеличивают или повышают должностные оклады. Инструкцией № 3 предусмотрено, что гражданскому персоналу УИС должностные оклады выплачиваются с повышением за особые условия труда в следственных изоляторах, тюрьмах, исправительных колониях, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждениях, предназначенных для лечения осужденных, воспитательных колониях на 50 %. Данный пункт на Серебрякова не распространяется, так как он не является работником перечисленных учреждений. Так же гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы производятся иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами РФ. Аналогичные положения содержаться в Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала УИС, являющейся приложением № 4 к приказу № 624. Гражданскому персоналу ПУ № 186 за особые условия труда выплачивается надбавка, в размере 70 % от должностного оклада (в соответствии с приказом ФСИН РФ от 18 февраля 2005г. № 11 «О мерах по социальной поддержке гражданского персонала государственных образовательных учреждений начального профессионального образования». В данном приказе не предусмотрено, что надбавка увеличивает или повышает должностной оклад. Она начисляется, также как и иные надбавки, выплачиваемые истцу: за выслугу лет, за сложность и напряженность, за заведывание кабинетом - в процентном отношении от должностного оклада. Оснований считать обжалуемую надбавку, аналогичную всем остальным, получаемым истцом, надбавкам, увеличением оклада и производить расчет всех остальных надбавок с оклада, увеличенного таким образом, нет. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. На основании ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд и на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации. В силу ст.1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.2 ТК РФ) На основании ст.3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Как указано в ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. В статье 144 ТК РФ указано, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Серебряков П.П. на основании бессрочного трудового договора с 11 сентября 2006г. работает мастером производственного обучения в ФБОУНПО ФСИН России Профессиональное училище № 186. В соответствии с уставом Училище является юридическим лицом и имеет статус учреждения начального профессионального образования. Оплата труда работников Училища регламентирована Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008г. № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы». В приложении 3 к указанному приказу определен порядок, условия и размеры выплат компенсационного характера, устанавливаемых и выплачиваемых гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы. Пункт 12 приложения 3 определяет, что гражданскому персоналу, имеющему право на повышения окладов (ставок) по двум и более основаниям, размеры этих повышений суммируются, а затем начисляются на оклад (ставку). Полученные оклады (ставки) являются основой для установления доплат, надбавок, премий, вознаграждений и других выплат компенсационного и стимулирующего характера. Категории гражданского персонала, имеющие право на повышение окладов, перечислены в п.4-11 приложения 3 к приказу. Работники профессиональных училищ не поименованы в числе гражданского персонала, имеющего право на повышение окладов на основании данного приказа. Вместе с тем в п.25 приложения 3 предусмотрено, что гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы производятся иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 18 февраля 2005г. № 11 «О мерах социальной поддержки гражданского персонала государственных образовательных учреждений начального профессионального образования» установлена с 1 января 2005г. гражданскому персоналу государственных образовательных учреждений начального профессионального образования уголовно-исполнительной системы надбавку за особые условия труда в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы в размере 70 процентов от должностного оклада (тарифной ставки), а за работу в лесных исправительных учреждениях - 100 процентов. Данная надбавка начисляется и выплачивается Серебрякову, что им не оспаривается. Оснований считать эту надбавку повышающей оклад у суда не имеется. Законодательно установлен различный порядок начисления надбавок к окладу за особые условия труда отдельным категориям гражданского персонала уголовно-исполнительной системы. Гражданскому персоналу государственных образовательных учреждений начального профессионального образования на основании приказа № 11 надбавка выплачивается в процентах к должностному окладу. При этом нормативно не закреплено, что эта надбавка повышает должностной оклад, т.е. суммируется с окладом и учитывается при начислении других доплат. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что начисление заработной платы Серебрякову производится в соответствии с действующим законодательством, дискриминации в его адрес со стороны работодателя допущено не было. Требования истца основаны на неверном толковании нормативных актов, регулирующих оплату труда отдельных категорий гражданского персонала уголовно-исполнительной системы. Требования истца сводятся к несогласию с действующим порядком исчисления заработка, однако его изменение является прерогативой законодателя, работодатель по своему усмотрению его изменить не вправе. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Серебрякову Павлу Петровичу в удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище № 186 о перерасчете заработной платы, взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья