о признании решения органа госвласти незаконным



                                                                                                                Дело 2Номер обезличен

                                              РЕШЕНИЕ

                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2010 года г. Саратов

Ленинский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Желонкиной Г.А.

при секретаре Бекешевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове дело по заявлению

Лапшовым В.В. о признании решения органа государственной власти незаконным, признании права на регистрацию

                                                        УСТАНОВИЛ:

             Лапшов В.В. обратился в суд с  заявлением о признании решения органа государственной власти незаконным, обосновывая свои требования тем, что в 2007 г. приобрел в собственности жилое строение в ... по адресу: ..., ... ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. С момента приобретения по настоящее время фактически круглогодично проживает в данном жилом строении, оплачивает коммунальные услуги. Земельный участок, на котором находится данное строение, отнесен в соответствии с градостроительным регламентом к жилой зоне, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Градостроительный кодекс РФ позволяет включать в состав жилых зон застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома (дачи). То, что дом изначально предназначен для круглогодичного использования подтверждается рабочим проектом, согласованным Комитетом по архитектуре и градостроительству ..., а также свидетельством о государственной регистрации права. Данное жилое строение круглогодичного использования является единственно возможным для него местом жительства. Считая, что должен быть зарегистрирован по месту своего жительства в марте 2010г. обратился в отдел УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о регистрации, но получил отказ, поскольку данных о том, что жилое строение является пригодным для проживания не представлено. Считает отказ незаконным, поскольку регистрация носит уведомительный характер и не порождает прав на жилое помещение, в свидетельстве о регистрации права, договоре купли-продажи, техническом паспорте указано, что объект является жилым строением. Просит признать отказ без номера и даты незаконным, признав право на регистрацию по месту жительству ... ....

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал.

Заявитель Лапшов В.В. и представитель отдела УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г.Саратова в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

  Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.ст.12,56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом путем : пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права и др.

Правоотношения, возникшие между сторонами относятся к публично-правовым отношениям и рассматриваются в порядке гл.25 ГПК РФ.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

             Аналогичные приведенным положения содержаться также в статьях 1, 2 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

               При этом, статьей 2 ГПК РФ определено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

               В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Следовательно, судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы заинтересованных лиц, то есть на момент обращения в суд должно иметь место реальное, имевшее место в действительности (а не предполагаемое или возможное в будущем) нарушение указанных прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Законность представляет собой такое состояние жизни общества, при котором в этом обществе действует качественное, непротиворечивое законодательство, законы уважаются, точно и неуклонно исполняются всеми членами этого общества, а за нарушение требований законодательства с неотвратимостью следуют меры государственного принуждения.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям действиям( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в гражданском судопроизводстве, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод…

    Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.

    Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

 По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2).

В соответствии со ст. 11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ: путем

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

самозащиты права;

возмещения убытков;

прекращения или изменения правоотношения;

            иными способами, предусмотренными законом.

     В соответствии со статьей 13 ГПК РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают согласно п. 3 в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а со стороны заявителя по жалобе обязанность выполнена не в полном объеме.

Согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается, на признании равенства участников регулируемых им отношений …Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав в полном объеме, их судебной защиты.

Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 п.3 : местом жительства является место где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, аренды и на иных основаниях предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аналогичное понятие места жительства дано в ст.20 п.1 ГК РФ.

В соответствии со ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу ст.1 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод и что уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства, в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Исходя из указанного закона, следует, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения прав и свобод граждан, включая право на жилище. Согласно названному закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт, свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства и места пребывания-то есть того места, где гражданин находится временно.

Следовательно, регистрация в  том смысле, в котором это не противоречит Конституции РФ является лишь способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. Сама по себе регистрация по месту жительства не является основанием для установления или отсутствия права на пользование жилым помещением.

В соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004г.№ 928 регистрационный учет граждан в Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется Федеральной миграционной службой.

В судебном заседании установлено, что 08 октября 2007г. Лапшов В.В. приобрел в собственность по договору купли-продажи со ФИО6 жилое строение в ... по ..., ... ... без права регистрации проживания общей площадью 106,6 кв.м. с сараем, наружными сооружениями, индивидуальным гаражом общей площадью 50,5 кв.м. и земельный участок из земель населенных пунктов площадью 901 кв.м. за 1500000 рублей.

            ФИО6 вышеназванное имущество и земельный участок принадлежали на основании договора купли продажи от 03.02.2006г. с ФИО7

Ранее права ФИО7, а ныне права собственности на строение и на земельный участок Лапшова В.В. зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданным 27.11.2007г., запись регистрации Номер обезличен кадастровый номер Номер обезличен на жилое строение и Номер обезличен номер 64:48:04 07:0046 на земельный участок –землепользование, категория земель :земли населенных пунктов, разрешенное использование для садоводства. Регистрация права собственности произведена на основании договора купли продажи от 08.10.2007г. и акта взаиморасчетов от 21.11.2007г.

Земельный участок, на котором находится данное строение, отнесен в соответствии с градостроительным регламентом к жилой зоне.

Градостроительный кодекс РФ позволяет включать в состав жилых зон застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома (дачи).

С момента приобретения жилого дома и по настоящее время Лапшов В.В. фактически круглогодично проживает в вышеназванном жилом строении, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается имеющимися в деле квитанциями об оплате за газ, воду, электроэнергию.

  То, что дом изначально предназначен для круглогодичного использования, является двухэтажным кирпичным домом с гаражом подтверждается рабочим проектом, составленным ООО « Темпер»согласованным Комитетом по архитектуре и градостроительству г.Саратова, а также свидетельством о государственной регистрации права. Данное жилое строение круглогодичного использования является единственно возможным местом жительства.

Считая, что должен быть зарегистрирован по месту своего жительства Лапшов В.В. в марте 2010г. обратился в отдел УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о регистрации, но получил отказ, поскольку данных о том, что жилое строение является пригодным для проживания не представлено. Считая отказ незаконным, поскольку регистрация носит уведомительный характер и не порождает прав на жилое помещение, в свидетельстве о регистрации права, договоре купли-продажи, техническом паспорте указано, что объект является жилым строением просит признать отказ №50 03 марта 2010г. незаконным и признать за ним право на регистрацию по месту жительству ....

Как следует из представленных заявителем документов, в частности паспорта он был зарегистрирован по ... и снят с регистрационного учета 28.11.2009г. Согласно адресного листка убытия убыл он по адресу Пионерская 6А.

ФИО10 считает, что имеются основания для признания отказа отдела УФМС России по ... в ... ... незаконным, а обратного заинтересованным лицом в силу ст.12,56 ГПК РФ не доказано.

Так, согласно копии свидетельства о государственной регистрации права Лапшову В.В. на праве собственности принадлежит жилое 2-х этажное строение общей площадью 106,6 кв.м. расположенное по адресу ..., ... качестве назначения данного строения в свидетельстве указано « жилое».

Из представленных материалов не усматривается, что кто-либо, в том числе и отдел УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г.Саратова ставит под сомнение назначение приобретенного объекта недвижимости в качестве жилого или оспаривает его принадлежность заявителю в качестве необходимого условия для регистрации заявителя в доме.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 7-П от 14.04.2008г. по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

 До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).

Защита прав граждан может осуществляться и в порядке главы 25 ГПК РФ, по положениям которой предметом судебной деятельности является проверка судом законности актов,решений, действий органов публичной власти и их должностных лиц.

Суд считает, что право Лапшова В.В. на регистрацию по месту жительства в указанном выше жилом строении приобретенным на праве собственности может быть защищено в порядке проверки законности действий указанного выше должностного лица

Заявителем в качестве места постоянного жительства выбран жилой дом по ... в ..., в котором он просит его зарегистрировать, тем самым уведомив соответствующие службы о месте своего жительства и пребывания

Абзац второй статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (части 1 и 2), согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Исходя из этого федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

Статья 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Ее абзац второй, раскрывая содержание понятия "садовый земельный участок", определяет его целевое назначение - выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также отдых.

Названная норма-дефиниция воспринимается правоприменительной практикой как обладающая регулятивными функциями, поскольку, указывая на целевое назначение садового земельного участка и одновременно - на отсутствие у гражданина права регистрации проживания в возводимом на нем жилом строении, предопределяет тем самым и целевое использование этого жилого строения: оно предназначается для отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывания, при том, что возможность постоянного проживания в нем не предусматривается, но и не исключается.

Гражданское законодательство в новых социально-экономических условиях не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").

В отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.

Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Между тем на назначении садовых земельных участков, находящихся на землях населенных пунктов, отразилось принятие Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно его статье 85 в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).

С учетом того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.

Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан по месту жительства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав.

У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.

Исключая Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В результате такого использования института регистрации оказалось - в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:      

Признать отказ отдела УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г.Саратова  №50 от 3 марта 2010г. незаконным.

Признать за Лапшовым В.В. право на регистрацию по месту жительству ... ....

Данное решение является основанием для регистрации Лапшова В.В. по месту постоянного жительства.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Саратова.

Судья