Дело Номер обезличен г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 июня 2010 года г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе председательствующего: судьи Ионовой А.Н., при секретаре Акимове Д.С., с участием прокурора Сотникова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кофтину Виктору Петровичу, Кофтину Виталию Викторовичу, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Московской области о запрещении эксплуатации судна внутреннего водного транспорта, признании регистрации судна недействительным, снятии судна с регистрационного учета, УСТАНОВИЛ: Саратовский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Кофтину В.П., Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Московской области о признании регистрации судна - разъездного теплохода «Алмаз», регистровый №007084, проект № 839, в качестве прогулочного маломерного судна с присвоением бортового номера Р67-67МО, недействительной, запрещении Кофтину В.П. эксплуатации указанного судна до получения положительных результатов освидетельствования судна Российским Речным Регистром. В порядке ст. 39 ГПК РФ истцом уточнены исковые требования, Кофтин В.В. привлечен к участию в деле в качестве соответчика, истец также просил суд запретить Кофтину В.В. эксплуатацию вышеуказанного судна до получения положительных результатов освидетельствования судна Российским Речным Регистром, а также обязать Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС РФ по Московской области снять с регистрационного учета разъездной теплоход «Алмаз», проект № 839, 1958 года постройки. В обоснование исковых требований прокурор указал, что 21.10.2009 года разъездной теплоход «Алмаз», пр. № 839, регистровый номер № 007084, класса «О», 1958 года постройки, зарегистрирован Кофтиным В.П. в Государственной инспекции по маломерным судам Московской области в качестве прогулочного маломерного судна с присвоением номера Р67-67МО. Однако на момент регистрации судна в качестве маломерного, теплоход «Алмаз» также был зарегистрирован в Государственному судовом реестре РФ, не был из него исключен. В соответствии с Положением о государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен (в редакции Дата обезличена), и Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, государственная регистрация в качестве маломерного судна осуществляется в отношении самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности …, прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности. Прокурор считает, что регистрация указанного судна в качестве маломерного является незаконной, так как теплоход «Алмаз» является разъездным судном (самоходный теплоход), имеет мощность стационарного двигателя более 55 киловатт, вместимость 91т, не является прогулочным судном, используемым в целях мореплавания, в связи с чем, поставлен на учет в качестве маломерного незаконно. Прокурор Сотников А.А. в судебном заседании полностью поддержал изложенные в исковом заявлении доводы, заявленные требования просит удовлетворить, поскольку изменение типа и назначения судна: перевод его в «прогулочные», ответчики произвели без разработки соответствующего проекта, без согласования его с Российским Речным Регистром, имело место переоборудование без проекта, не под надзором Российского Речного Регистра, без внесения изменений после переоборудования в судовые документы, то есть, незаконно: в нарушение указанных в иске норм права и правил. Ответчик Кофтин В.П. исковые требования прокурора не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции указал, что разъездное судно «Алмаз» 09.10.2009 года снято с классификационного учета Российского речного регистра, 11.11.2009 года пришло подтверждение межрегионального представительства Российского Речного Регистра в г.Самаре о снятии теплохода «Алмаз» с квалификационного учета, в связи с чем в октябре 2009 года он (Кофтин В.П.) обратился в ГИМС МЧС РФ по Московской области с заявлением о постановке на учет судна «Алмаз», предоставил с заявлением Акт внеочередного освидетельствования судна, свидетельство о праве собственности на судно РТ-11 №007435 от 29 октября 2001 года. Теплоход «Алмаз» является прогулочным, классификация «прогулочное судно» идентична классификации «разъездное судно», разрешает эксплуатацию с одинаковым количеством пассажиров - 12 человек, в ГУ МЧС РФ классификация «разъездное» отсутствует, регистрация судна в качестве маломерного соответствует требованиям действующего законодательства, судно всегда использовалось как «прогулочное», но в Российском Речном Регистре такой классификации не существует. Считает, что регистрация судна ГИМС МЧС по Московской области полностью отвечают требованиям действующего законодательства, теплоход «Алмаз» отвечает всем требованиям безопасности его эксплуатации, переоборудования теплохода не было, замена двигателя имела место еще при прежнем собственнике, надзорные службы претензий не предъявляли. Требование о запрете эксплуатации судна считает необоснованным, нет ни одного документа, что по техническому состоянию судно не может эксплуатироваться. Извещенные о времени и месте рассмотрения дела ответчики Кофтин В.В., Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ по Московской области просили дело рассмотреть в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст.167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие указанных ответчиков. Из представленного ранее суду Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ по Московской области отзыва на исковое заявление Саратовского транспортного прокурора следует, что с иском ГИМС МЧС РФ по Московской области не согласна. В обоснование возражений указано, что для регистрации вещного права на маломерное судно «Алмаз» проекта №839 Кофтин В.П. предоставил в ГИМС МЧС РФ по Московской области карточку-заявление судовладельца от 20.10.2009 года, правоустанавливающие документы на судно, договор купли-продажи и документ Российского Речного Регистра о снятии судна с учета инспекции по коду «08» при передислокации к новому месту приписки в зоне деятельности другой инспекции. Из заявления судовладельца следовало, что катер будет эксплуатироваться на акватории балтийского моря, а местом стоянки судна будет яхт-клуб «Рассвет», находящийся на территории Московской области. Техническое состояние, исправность судна, достоверность документов на катер «Алмаз» позволили произвести его регистрацию, как морского прогулочного судна и учитывать его за бортовым номером Р 6767 МО в Государственной инспекции по маломерным судам. В практике деятельности Инспекции по маломерным судам Московской области случаи перевода судов из речного регистра в поднадзорность ГИМС не являются единичными. Согласно отзыва на иск, подписанного начальником центра Паршаковым А.А., «Алмаз» не относится к судам внутреннего водного транспорта, а учтен как морское прогулочное судно, поднадзорное Государственной инспекции по маломерным судам. Запрет эксплуатации маломерного судна, признание регистрации недействительной Паршаков А.А считает необоснованными. Денисов Д.В., по доверенности представляющий интересы третьего лица ФГУ «Российский Речной Регистр» в лице Средне-Волжского филиала Российского Речного Регистра с предъявленным исковым заявлением согласился, просит суд исковые требования удовлетворить. Денисов Д.В. считает, что ответчик обязан снять с учета судно в качестве маломерного, поставить на учет в Российском Речном Регистре и зарегистрировать в Управлении государственного морского и речного надзора как судно внутреннего водного транспорта. В обоснование своей позиции Денисов Д.В. пояснил следующее. Согласно пункту 1 статьи 35 КВВТ РФ и пункту 1.5 «Положения о классификации...» классификации и техническому наблюдению РРР подлежат самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река-море) плавания. В соответствии с пунктом 5.2 «Положения о классификации...» каждое судно, указанное в пункте 1.5 (см. выше) указанного документа ставится на классификационный учет филиала Речного Регистра. Постановка на учет теплохода «Алмаз», проект 839, 1958 года постройки, в ГИМС в качестве прогулочного, используемого в целях мореплавания является неправомерной поскольку, в соответствии с проектной документацией судно проекта 839 имеет класс «О 2,0», что определяет районы и условия эксплуатации - «судно предназначается для перевозки пассажиров по внутренним водным путям, относящихся к разряду «О» и «Р» на пригородных и местных линиях с длительностью рейса в одном направлении не более 4 часов» (№839-08-9 «Информация об остойчивости и непотопляемости»); суда данного проекта, в том числе и теплоход «Алмаз» строились под техническим наблюдением Речного Регистра для эксплуатации по внутренним водным путям; теплоход «Алмаз», с постройки стоял на учете Речного Регистра и имел назначение - пассажирское. В 2000 году судно было переоборудовано под надзором Речного Регистра с изменением назначения на служебно-разъездное с районом эксплуатации - внутренние водные пути разряда «О 2,0», при нахождении на судне не более 12 человек, мощностью 220 кВт, валовой вместимостью 91т. Судно «Алмаз» не может являться катером. Понятие «катер» применяется при классификации судов в ГИМСе. В соответствии с действующим на территории РФ нормативным документом ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования», п.1.2 наибольшая длина катера лимитирована в пределах 3,0...5,5 метров. Теплоход «Алмаз», с наибольшей длиной 29,54 метра, согласно данного ГОСТа не попадает под тип судна «катер». Также не может быть данное судно «маломерным». В соответствии с действующими «Правилами плавания по внутренним водным путям РФ», утвержденными приказом Министерства транспорта от 14.10.2002 №129, понятие «Маломерное судно» - самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов).» В соответствии с документом РРР - Руководство Р.017-2006 «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов» - «Прогулочное судно - судно внутреннего плавания длиной менее 25 метров с количеством людей на борту не долее12 человек, используемое на некоммерческой основе и предназначенное для отдыха на воде.». Если теплоход «Алмаз» строился бы под техническим наблюдением другого классификационного органа, он, возможно, мог бы иметь назначение «прогулочное». Произошло изменение типа и назначения судна путем простой перерегистрации, при таких обстоятельствах судно «Алмаз» «прогулочным» стать не может. Для изменения типа и назначения судна необходимо разработать индивидуальный проект, согласовать его с Речным Регистром, выполнить переоборудование под техническим наблюдением Речного Регистра, оформить судовые документы с новым назначением судна. Судно «Алмаз» строилось под техническим наблюдением Речного Регистра. Построечный класс «О 2,0» определяет разрешенные для него районы плавания - внутреннего водного пути разряда «Л», «Р» и «О» с высотой волны до 2,0 метра и не определяет возможность его плавания в морях. Если оно эксплуатируется на ВВП, его регистрация должна осуществляться в Государственном судовом регистре РФ, согласно ч.2 ст. 17 КВВТ РФ. Эксплуатационной документацией судна пр. 839 эксплуатация в целях мореплавания не предусматривается, указано в разделе информации об остойчивости и непотопляемости. При ветро-волновых морских режимах судно может потерять устойчивость и быть потоплено, что приведет к гибели судна и людей. На судна, используемые в целях мореплавания, распространяются требования ст.6 и 23 Кодекса торгового мореплавания РФ и постановление Правительства РФ от 31.01.2001г. №74 «О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами» в части государственного надзора за соблюдением международных договоров и законодательства РФ в области охраны человеческой жизни на море и мореплавания с использованием спортивных и прогулочных судов. Данное судно не может быть признано годным к эксплуатации, поскольку, согласно акта внеочередного освидетельствования от 09.10.2009 года, конструктивно переоборудовано без технического надзора и наблюдения определяемых законодательством РФ органами, то есть, без технического наблюдения. В связи с этим данное судно представляет собой опасность судоходству, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности грузов, предотвращению загрязнения. Извещенное о времени и месте рассмотрения дела Волжское Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. В ранее представленном суду отзыве Волжского Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта указано, что судно внутреннего плавания «Алмаз», идентификационный номер В-03-281, зарегистрировано Государственной судоходной инспекцией АО по Волжскому бассейну в Государственном судовом реестре РФ 29.10.2001 года, судовладельцу Кофтину В.В. выданы свидетельство о праве собственности РТ -II №007435, свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ РТ-II №007433. 12 мая 2010 года в Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратился Кудлатов Д.А., представитель Кофтина В.В. и Кофтина В.П. по доверенности, с заявлением о переходе права собственности т/х «Алмаз», в связи с продажей судна, так как по договору купли-продажи от 14.10.2009 года Кофтин В.В. продал судно «Алмаз» Кофтину В.П., и о предоставлении ему выписки из Государственного судового реестра РФ для регистрации судна в ГИМС МЧС России по Московской области. Волжским УГМРН Ространснадзора оформлен переход права собственности и выдана выписка из Государственного судового реестра РФ для предоставления в Центр ГИМС МЧС России по Московской области. При переходе судна для регистрации в другой бассейн, морской порт, ГИМ судовладельцу достаточно обратиться в орган государственной регистрации с заявлением о снятии с учета, документов о технической характеристике судна при этом не требуется. При регистрации судов орган государственной регистрации обязан потребовать от судовладельца документы РРР или РМРС (Центры ГИМС технические характеристики судна определяют самостоятельно- приказ №500 МЧС РФ от 29.06.2005 г. «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов…»; приказ №501 МЧС РФ от 29.06.2005 года «Об утверждении правил технического надзора за маломерными судами…»). Статья 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяет орган, осуществляющий государственную регистрацию судов по его техническим характеристикам. Соответственно, именно орган, регистрирующий судно, несет ответственность за действия по регистрации судна. Выслушав прокурора, ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования законными обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), введенным в действие 07.03.2001 г., судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. По смыслу пунктов 1, 3 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года № 500 (в редакции приказа от 21.07.2009) государственной регистрации в судовой книге в качестве маломерных судов подлежат: - самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; - прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания. В соответствии с ч. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов. Согласно п. 14 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 26.09.2001 года № 144 (в редакции от 08.02.2010) государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре РФ осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов (п. 1 ст. 17 КВВТ РФ). Органы государственной регистрации судов осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре РФ прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн (п. 2 ст. 17 КВВТ РФ). Из копии свидетельства о праве собственности на судно от 29.10.2001 года, а так же представленного Кофтиным В.П. суду на обозрение проекта теплохода «Алмаз» следует, что судно «Алмаз» строительный номер 511, типом и назначением разъездное, классом судна О, проект № 839, 1958 года постройки, длиной 29,54м, шириной 5,08м, осадкой в полному грузу 1,2м, наибольшей высотой с надстройками 4,56м, пассажировместимостью 12, двигателем 12ЧСП15/18 зарегистрировано на праве собственности за Кофтиным Виталием Викторовичем в Государственном судовом реестре РФ под номером записи В-03-281 в Волжском управлении государственного морского и речного надзора ФСНСТ РФ. Указанная информация также содержится в выписке из Государственного судового реестра по судну от 19.01.2010 года, письме Волжского управления государственного морского и речного надзора ФСНСТ РФ от 19.01.2010 года № 05-10/55р. Из свидетельства о годности к плаванию формы РР-1.1., выданном Средне-Волжским филиалом Российского Речного Регистра на теплоход «Алмаз» регистровый № 007084, строительный № 511, 1958 года постройки строительный проект № 839, класса «О» следует, что указанное судно имеет специальное назначение, валовую вместимость 257 куб.м., полное водоизмещение 77 т., пассажировместимость 12 чел., длину 29,54 м, ширину 5,08 м, главные машины (стационарный двигатель) мощностью 220 квт, ранее имело назначение пассажирское, впоследствии измененное на разъездное. Из раздела «Постановка судна учет и снятие с учета» указанного свидетельства следует, что теплоход «Алмаз» дважды снимался с классификационного учета Средне-Волжского филиала Российского речного регистра 29.06.2009 года по коду 10 (причина - не предъявление к освидетельствованию более двух лит при отсутствии мотивированной просьбы судовладельца), а также 09.10.2009 года по коду 08 (причина - передислокация к новому месту приписки в зоне деятельности другой инспекции). В свидетельстве также имеются ссылки на акты ежегодных освидетельствований судна, в соответствии с которыми разъездной теплоход «Алмаз» освидетельствовался Средне-Волжской инспекцией Российского речного регистра. Согласно ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Технический надзор за прогулочными парусными судами независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, другими прогулочными судами и спортивными судами (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивными и прогулочными самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивными и прогулочными несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Технический надзор за судами, не указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется иными государственными организациями, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации. Органы технического надзора и классификации судов Российской Федерации издают утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила о проектировании, постройке, ремонте и об эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться технический надзор, и правила об изготовлении материалов и изделий для установки на судах. Органы технического надзора и классификации судов Российской Федерации имеют право при невыполнении указанных в пункте 4 настоящей статьи правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и технических средств, а также не выдавать или аннулировать ранее выданные ими разрешающие эксплуатацию судов документы. Изложенное позволяет суду сделать вывод, что государственная регистрация снятие с учета в данном случае (теплохода «Алмаз») должны осуществляться Волжским управлением государственного морского и речного надзора ФСНСТ РФ. Актами внеочередного освидетельствования судна формы РР-3.1 от 8 октября 2009 года, от 9 октября 2009 года установлено, что разъездной теплоход «Алмаз», проект № 839 предъявлялся речному регистру к классификационному освидетельствованию 22.09.2005 года с оценкой технического состояния годное, срок действия документов на годность к плаванию установлен до 10.04.2006 года, после этого судно эксперту регистра не предъявлялось, и в соответствии с правилами РРР судовые документы речного Регистра на годность к плаванию потеряли свою силу, из-за длительного непредъявления судна к освидетельствованию приказом по Средне-Волжскому филиалу Российского речного Регистра № 18-п от 29.06.2009 года теплоход «Алмаз», регистровый № 7084 снят с классификационного учета РРР по коду 10, осмотром всех элементов судна отмечается, что на судне выполнены конструктивные изменения корпуса и надстройки, механизмов и электрооборудования без технического наблюдения эксперта Речного Регистра. Из акта внеочередного освидетельствования судна от 9 октября 2009 года следует, что 08.10.2009 года теплоход «Алмаз» восстановлен на классификационном учете Средне-Волжского филиала Российского речного Регистра (код 05), осмотром всех элементов судна отмечается, что на судне выполнены конструктивные изменения корпуса и надстройки, механизмов и электрооборудования без технического наблюдения эксперта Речного Регистра. В акте также указано, что собственник судна Кофтин В.В. обратился с заявкой о снятии с классификационного учета теплохода «Алмаз» в связи с намерением передислокации судна в зону деятельности другого филиала Российского речного Регистра - г. Москва, в связи с чем, судно снято с классификационного учета по коду 08. Актами внеочередного освидетельствования судна от 8 октября 2009 года, от 9 октября 2009 года Кофтину В.В. предписано предоставить согласованный проект переоборудования судна, сертификаты на примененные материалы и оборудование, акты отдела технического контроля производителя работ, выполнить анализ соответствия существующей конструкции судна согласованному проекту переоборудования, предъявить судно к первоначальному освидетельствованию, по прибытию к новому месту приписки теплоход «Алмаз» регистровый № 7084 поставить на классификационный учет Российского речного регистра. При этом, судно признано негодным к плаванию в районах, указанных в классификационном свидетельстве. То есть, в полном соответствии с ч.5 ст.35 КВВТ РФ. Кофтиным В.П. представил суду изготовленный по договору с ЗАО «Минибот» проект переоборудования двигателя для теплохода «Алмаз», предусматривающий замену двигателя на двигатель ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Довод Кофтина В.П. о том, что данный проект позволяет изменить назначение судна с разъездного на прогулочное, используемое в целях мореплавания и позволяет зарегистрировать теплоход «Алмаз» как маломерное судно, опровергается содержанием пояснительной записки к проекту, где указанно, что проект выполнен в соответствии с правилами Российского Речного Регистра. Проект оставляет назначение судна разъездным для плавания по внутренним водным путям. Проект не содержит сведений, позволяющих сделать вывод о том, что при его соблюдении возможна эксплуатация теплохода «Алмаз» в качестве прогулочного маломерного судна в целях мореплавания. Кроме того, данный проект не содержит сведений о переоборудовании корпуса и надстройки, электрооборудования как это отражено в актах внеочередного освидетельствования судна от 8 октября 2009 года, 9 октября 2009 года, что является основным доводом прокурора и представителя третьего лица по иску. Рассматривая представленное ГИМС МЧС РФ по Московской области копии документов, на основании которых произошла регистрация теплохода «Алмаз»: регистрационную карточку - заявление судовладельца, договор купли-продажи от 14 октября 2009 года б/н, судовой билет маломерного судна суд приходит к выводу об отсутствии оснований у ГИМС МЧС РФ по Московской области регистрации указанного судна как тип «катер» по следующим причинам. В соответствии с требованиями Государственного стандарта ГОСТ 19105-79, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.11.1979 года № 4579, введенного в действие 01.01.1983 года, переизданного в марте 1998 года с изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в июле 1985 года, июне 1987 года, августе 1995 года «Суда прогулочные, гребные и моторные», рекомендуемая применяемость длины катера составляет предел от 3 до 5,5м, длина менее 3 м и более 5, для катеров 5 применяется в обоснованных случаях (п.1.2 ГОСТ). При этом, преамбулой указанного ГОСТ установлено, что он не применяется к судам, поднадзорным речному Регистру. Теплоход «Алмаз» с 1958 года, то есть с момента постройки стоял на учете Речного Регистра и имел назначение - пассажирское. В 2000 году судно переоборудовано под надзором Российского Речного Регистра с изменением назначения на служебно-разъездное с районом эксплуатации - внутренние водные пути разряда «О 2,0» при нахождении на судне не более 12 человек, мощностью 220 квт, вместимостью 91 т. Длина судна составляет 29,54 м, что позволяет сделать вывод о невозможности применения к указанному судну типа «катер». Суд также отклоняет как необоснованный довод ответчика Кофтина В.П. об отсутствии в настоящее время в классификации Российского Речного Регистра типа прогулочных судов, так в соответствии с Руководством Российского Речного Регистра Р.017-2006 «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов» прогулочным является судно внутреннего плавания длиной менее 25 метров с количеством людей на борту не более 12 человек. Теплоход «Алмаз» с длиной 29,54м при таких обстоятельствах не может являться судном прогулочного типа. Ответчиками суду не представлено документов, подтверждающих обоснованное изменение типа и назначения судна: разработанный индивидуальный проект, согласованный с органами Российского Речного Регистра, документы, подтверждающие выполненное переоборудование судна под техническим наблюдением Российского Речного Регистра, позволяющих сделать вывод о том, что судно «Алмаз» является прогулочным маломерным судном, используемым в целях мореплавания. Одним из документов, представленных на государственную регистрацию судна в качестве маломерного в ГИМС МЧС РФ по Московской области, является свидетельство о государственной регистрации права собственности на судно, где отражены характеристики судна, позволяющие отнести его к судам, подлежащим освидетельствованию Российским Речным Регистром и регистрации в Государственному судовом реестре РФ в соответствии с требованиями ст. 17 КВВТ РФ, Положением о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания», утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 01.11.2002 года № 136, п. 14 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 26.09.2001 года № 144. Таким образом, судом установлено, что судно «Алмаз» представляет собой самоходное судно внутреннего плавания типом и назначением - разъездной теплоход, классом судна О, проект № 839, 1958 года постройки, длиной 29,54м, шириной 5,08м, осадкой в полному грузу 1,2м, наибольшей высотой с надстройками 4,56м, пассажировместимостью 12, вместимостью 91т со стационарным двигателем ЯМЗ-238 (зав. № 4443) мощностью 240 л.с. или 176 квт, а, соответственно, самоходным судном вместимостью более 80т с мощностью главных двигателей более 55 квт. С учетом того, что судно построено по проекту № 839, к данному судну применяется Информация об остойчивости и непотопляемости для судов проекта № 839-08-9, в соответствии с который суда указанного строительного проекта предназначены для плавания по внутренним водным путям. Доказательств обратного ответчиками суду не представлено. Вышеприведенные характеристики судна однозначно свидетельствуют о необходимости регистрации судна в Государственном судовом реестре РФ, однако должностными лицами ГИМ МЧС РФ по Московской области принято незаконное и необоснованное решение о регистрации судна в качестве маломерного, чем необоснованно изменен режим и требования безопасности плавания судна, предусмотренные КВВТ РФ. Кроме того, суд соглашается с доводами представителя истца о том, что при государственной регистрации судна в качестве маломерного также нарушены требования п.п. 18, 27 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года № 500. Судно «Алмаз» неправомерно, без каких-либо оснований было зарегистрировано в качестве маломерного без его исключения из Государственного судового реестра РФ (регистрация судна в ГИМ МЧС РФ по Московской области произведена 21.10.2009 года, в то время как, согласно выписки из Государственного судового реестра РФ по состоянию на 19.01.2010 года судно числилось в нем), что также является основанием для признания регистрации маломерного судна недействительной. Согласно выписки от 14.05.2010 года Волжского управления государственного морского и речного надзора, судно «Алмаз» снято с учета в связи с изменением собственника судна, а не исключено из Государственного судового реестра РФ. При таких обстоятельствах, согласно п. 1 ст. 35 КВВТ, п. 1.5 «Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания», утвержденного приказом министерства транспорта РФ от 01.11.2002 года № 136, технический надзор и классификация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, осуществляется органами технического надзора и классификации судов (Российский Речной Регистр). Технический надзор включает в себя регулярное техническое освидетельствование судов, оценку их технического состояния, подтверждение соответствия технических характеристик судна району и условиям плавания, осуществление технического наблюдения при изменении проекта судна, его перестройке, дооборудовании и др. По результатам освидетельствования судна органами Российского Речного Регистра выдается свидетельство о годности судна к плаванию, подтверждающее техническую безопасность эксплуатации судна в разрешенных районах плавания, при разрешенных условиях плавания. Ответчики не представили суду каких-либо доказательств, подтверждающих техническое освидетельствование теплохода специалистами Центра ГИМС по Московской области. Ни Кофтин В.П. в своих пояснениях суду не сослался на такие документы и не представил их суду, ни ГИМС МЧС по Московской области в своем отзыве не указала в перечне представленных Кофтиным для регистрации судна документов, характеризующих техническое состояние судна, безопасность его эксплуатации после переоборудования в установленном законом порядке. Указанное является нарушением требований КВВТ РФ, отрицательно влияет на техническую безопасность судоходства, поскольку в ГИМС отсутствует техническая документация, определяющая требования к самоходным судам с главными двигателями мощностью 55 киловатт. Пунктом 1.3 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, утвержденного приказом Минтранса РФ от 1 ноября 2002 года № 136 (далее - Положение) установлено, что целью классификационной деятельности Речного Регистра является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, предотвращения загрязнения с судов. Снятие указанного судна с классификационного учета Российского Речного Регистра исключает возможность осуществления технического надзора за безопасной эксплуатацией данного судна на внутренних водных путях, что может повлечь транспортные происшествия, гибель судов, экипажа, грузов. Незаконной регистрацией данного судна в качестве маломерного нарушены интересы неопределенного круга лиц в части несоблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, направленного на обеспечение надлежащего надзора за технической безопасностью эксплуатации судов и безопасностью судоходства государственными органами в лице Волжского управления государственного морского и речного надзора, иных судовладельцев, членов экипажей судов, отдыхающих в акватории Волгоградского водохранилища, которые могут пострадать в результате транспортных происшествий с судном, не отвечающим требованиям технической безопасности в отсутствие ежегодных освидетельствований органами Российского Речного Регистра. Кроме того, органами Российского Речного Регистра указанное судно признано негодным к плаванию. Указанное заключение компетентного органа не опровергнуто ответчиками. При таких обстоятельствах эксплуатация указанного судна Кофтиным В.П. подлежит запрещению до получения положительных результатов освидетельствования судна Российским Речным Регистром. Таким образом, суд пришел к выводу, что исковые требования Саратовского транспортного прокурора подлежат удовлетворению в части. Необходимо признать недействительной регистрацию разъездного теплохода «Алмаз», регистровый №007084, проект №839, 1958 года постройки, в качестве прогулочного маломерного судна с присвоением бортового номера Р67-67МО Государственной инспекцией по маломерным судам ГУ МЧС России по Московской области, необходимо обязать ГИМС МЧС по Московской области снять с регистрационного учета разъездной теплоход «Алмаз», регистровый номер 007084, проект №839, 1958 года постройки в качестве прогулочного маломерного судна с присвоенным бортовым номером Р67-67МО, необходимо так же запретить Кофтину Виктору Петровичу эксплуатацию разъездного теплохода «Алмаз», регистровый номер №007084, проект №839, 1958 года постройки до получения положительных результатов освидетельствования судна Российским речным регистром. Вместе с тем суд, с учетом того, что Кофтин В.В. собственником судна не является, согласно договора купли-продажи от 14 октября 2009 года право собственности на указанное судно перешло от Кофтина В.В. к Кофтину В.П., учитывая, что ответчик Кофтин В.В. эксплуатацию судна «Алмаз» в качестве маломерного не осуществляет, в удовлетворении заявленных требований к Кофтину В.В. Саратовскому транспортному прокурору необходимо отказать. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействительной регистрацию разъездного теплохода «Алмаз», регистровый №007084, проект №839, 1958 года постройки, в качестве прогулочного маломерного судна с присвоением бортового номера Р67-67МО государственной инспекцией по маломерным судам ГУ МЧС России по Московской области, обязать ГИМС МЧС по Московской области снять с регистрационного учета разъездной теплоход «Алмаз», регистровый номер 007084, проект №839, 1958 года постройки в качестве прогулочного маломерного судна с присвоением бортового номера Р67-67МО, запретить Кофтину Виктору Петровичу эксплуатацию разъездного теплохода «Алмаз», регистровый номер №007084, проект №839, 1958 года постройки до получения положительных результатов освидетельствования судна Российским речным регистром. Саратовскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований к Кофтину Виталию Викторовичу отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Саратова. Судья: