Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июля 2010 года г.Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Бронниковой Л.В. при секретаре Вишнивецкой Н.В. с участием прокурора Бизяева А.Н., представителя истца Ножкиной Т.И., представителя Администрации Ленинского района МО «Город Саратов» Николаевой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крайновой Натальи Владимировны к Обществу с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк», обществу с ограниченной ответственностью «Исра», администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», муниципальному унитарному предприятию «Дорстрой» о возмещении вреда здоровью, У С Т А Н О В И Л: Крайнова Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» о возмещении вреда здоровью. В обоснование своих требований она указала, что 08 марта 2009г. примерно в 18.30 час. проходила мимо офиса ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», расположенного по адресу ..., ..., .... Поскользнувшись на неочищенном от наледи тротуаре, она упала, получив телесные повреждения. На машине скорой помощи Крайнова была доставлена в травмпункт Ленинского района, а оттуда госпитализирована в МУЗ «Городская клиническая больница № 6», где проходила лечение с 08 марта 2009г. по 27 марта 2009г. Там же 19 марта 2009г. ей была проведена операция - остеосинтез правой голени по Илизарову. После выписки из больницы истица проходила амбулаторное лечение в травмпункте Ленинского района до 15 сентября 2009г. Здоровью Крайновой был причинен значительный вред. На протяжении всего времени болезни она испытывала физические и нравственные страдания, сильные боли в области перелома. Долгове время истица не могла самостоятельно передвигаться, нуждалась в посторонней помощи. Вред здоровью был причинен в результате ненадлежащей уборки тротуара. В ходе рассмотрения дела в качестве ответчиков были привлечены ООО «Исра», администрация муниципального образования «Город Саратов», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», МУП «Дорстрой». В судебном заседании представитель истца Ножкина Т.М. исковые требования поддержала и просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 200000 руб., возмещение расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 руб. Представитель администрации Ленинского района г.Саратова Николаева Н.А. исковые требования не признала, указывая, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» хозяйствующие субъекты обязаны производить регулярную уборку своих территорий и осуществлять вывоз мусора, отходов производства и потребления. На хозяйствующие субъекты (владельцев земельных участков) возлагается обязанность уборки территории, прилегающей непосредственно к земельному участку, при условии согласования с хозяйствующим субъектом конкретных границ прилегающей территории путем составления схематических карт прилегающей территории. В соответствии с п.8.10 Правил при входах в здания должны быть площадки с усовершенствованными видами покрытия. Размещение площадок при входах в здания предусматривается в границах территории определенного участка. Согласно п.3.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда уборка …дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами. Управление многоквартирным домом ... ... осуществляет Ассоциация ТСЖ Ленинского района. Кроме того, обязанность по уборке прилегающей территории должна осуществляться ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», как пользователем помещения. Условие правил о согласовании границ земельного участка практически невыполнимо, поэтому независимо от этого все хозяйствующие субъекты обязаны убирать прилегающую территорию. Администрация района не может нести ответственность за вред, причиненный Крайновой, поскольку со своей стороны выполнила все обязательства. По результатам аукциона на размещение муниципального заказа, муниципальный контракт от 31 декабря 2008г. на работы по содержанию тротуаров, в.ч. по проспекту Строителей, был заключен с ООО «Прана», которое не приступило к исполнению своих обязанностей. По этим основаниям 20 января 2009г. указанный муниципальный контракт был расторгнут. В связи с отказом ООО «Прана» от исполнения своих обязательств, муниципальные контракты на уборку тротуаров были заключены на основании результата размещения муниципального закона путем проведения запроса котировок с ООО «Благоустройство-С» и МУП «Дорстрой». Однако в перечне улиц, которые должны содержаться силами указанных организаций, нет проспекта Строителей из-за ограниченного объема денежных средств. Истец, представители МО «Город Саратов», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ООО «Исра», МУП «Дорстрой», АТСЖ Ленинского района, Комитета по финансам МО «Город Саратов» в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса. Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит частичному удовлетворению, суд приходит к следующему. Российская Федерация в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьями 2 и 7, является социальным государством, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. 08 марта 2009г. примерно в 18.30 час. Крайнова Н.В., проходя по тротуару около ... по проспекту Строителей в ..., поскользнулась на неочищенном от наледи тротуаре и упала, получив телесные повреждения. Данные обстоятельства подтверждены объяснениям истицы, показаниями свидетеля ФИО11., сопроводительным листом врача скорой помощи о месте с которого была доставлена Крайнова (в мед. карте № 3189), и ответчиками не опровергнуты. На машине скорой помощи она была доставлена в травмпункт Ленинского района, а оттуда госпитализирована в МУЗ «Городская клиническая больница № 6», где проходила лечение с 08 марта 2009г. по 27 марта 2009г. Затем истица проходила амбулаторное лечение в травмпункте Ленинского района до 15 сентября 2009г. Данные обстоятельства подтверждаются листками нетрудоспособности, медицинскими документами. Из заключения эксперта № 2696 следует, что у Крайновой имелся закрытый перелом нижней и средней трети костей право голени, возник 08 марта 2009г. от действия тупого твердого предмета или при ударе о таковой, причинил тяжкий вред здоровью по признаку утраты общей трудоспособности не менее чем на 1/3. Имевшиеся у Крайновой повреждения могли образоваться могли образоваться при падении с высоты собственного роста при обстоятельствах, указанных в описательной части решения. Ответственность за вред, причиненный здоровью истицы, должна быть возложена на администрацию Ленинского района МО «Город Саратов», которая является надлежащим ответчиком по делу, оснований для возложения ответственности на ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ООО «Исра», администрацию МО «Город Саратов», МУП «Дорстрой» судом не установлено. При этом суд исходит из следующего. В соответствии с Уставом города Саратова, принятого Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005г. № 67-649 местное самоуправление в городе осуществляется в соответствии с правовыми актами на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина (ст.5) Согласно ст.6 Устава к вопросам местного значения города относятся: Решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009г. № 36-398 утверждено Положение об администрации Ленинского района МО «Город Саратов». В соответствии с положением Администрация района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами (п.1.1). В соответствии с п.4.1 Положения Администрация района является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета в соответствии с законодательством, печать со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки, выступает истцом и ответчиком в суде, от своего лица совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрация района несет ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, законодательства Саратовской области и муниципальных правовых актов муниципального образования "Город Саратов" (п.4.12.1). Согласно п.2.1 Положения основными задачами администрации района, связанными с решением вопросов местного значения, являются: 2.1.1. Участие в формировании, исполнении бюджета города и контроле за исполнением бюджета города. 2.1.2. Владение, пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности. 2.1.4. Участие в дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района, а также осуществлении иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.1.9. Организация благоустройства и озеленения территории района. Администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает следующими полномочиями: 3.1. Полномочия, связанные с решением вопросов местного значения: 3.1.1. В сфере формирования, исполнения бюджета города и контроля за исполнением бюджета города: - осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города; - осуществляет функции главного администратора по видам доходов, предусмотренным решением о бюджете города; - осуществляет функции муниципального заказчика в соответствии с законодательством и принимаемыми в соответствии с ним решениями городской Думы; 3.1.4. В сфере сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района и осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации: - осуществляет функции заказчика по ремонту и содержанию дорог местного значения на территории района в соответствии с разграничением зон ответственности. Согласно п.3.4 Положения об администрации границы полномочий администрации района и структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношении деятельности, предусмотренной настоящим разделом, определяются постановлениями главы администрации муниципального образования "Город Саратов". Постановлением администрации г.Саратова от 11 октября 2007г. № 894 на администрации районов возложены функции заказчика по организации содержания территорий, занятых зелеными насаждениями и указанный в приложениях №№2,3. В приложении 3 закреплен перечень тротуаров, организация содержания которых закреплена за администрациями районов города Саратова, в п.258 указанного приложения назван и тротуар по проспекту Строителей. Таким образом, администрация Ленинского района была обязана в 1 квартале 2009г. организовать надлежащее содержание тротуара по проспекту Строителей. 31 декабря 2008г. по результатам аукциона на размещение муниципального заказа между администрацией Ленинского района и ООО «Прана» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию тротуаров в Ленинском районе г.Саратова в 1 квартале 2009г. Соглашением от 20 января 2009г. названный контракт расторгнут в связи с неисполнением ООО «Прана» принятых на себя обязательств. Впоследствии муниципальные контракты по очистке и вывозу снега с тротуаров по результатам проведения запроса котировок были заключены с МУП «Дорстрой» и ООО «Благоустройство-С». Однако проспект Строителей не поименован в контрактах как место выполнения работ по очистке тротуаров. Таким образом, на 1 квартал 2009г. отсутствовал муниципальный контракт на содержание и уборку тротуара по проспекту Строителей г.Саратова. С учетом изложенного следует вывод о бездействии администрации Ленинского района, выразившимся в неисполнении возложенных на нее функций муниципального заказчика по организации содержания и уборке тротуара по проспекту Строителей г.Саратова. Доводы администрации о том, что уборка тротуаров не осуществлялась не по их вине, поскольку ООО «Прана» отказалось от выполнения муниципального контракта, а муниципальные контракты по результатам запроса котировок могли быть заключены на сумму не более 500000 руб. (ст.42 ФЗ от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), в силу ст.401 ГК РФ не могут служить основанием для освобождения от ответственности за причинение вреда. Ссылку администрации района на Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007г. № 20-185 суд также считает несостоятельной. Собственником нежилого помещения, расположенного на первом этаже ... по проспекту Строителей в ... является ООО «Исра». ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» пользуется указанным помещением на основании договора аренды от 26 июня 2007г. № САР-А-02. Согласно п.3.5 Правил благоустройства хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования "Город Саратов", обязаны производить регулярную уборку территорий хозяйствующих субъектов и осуществлять вывоз мусора, отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности, с целью их утилизации и обезвреживания в установленном порядке. На хозяйствующие субъекты (владельцев земельных участков) возлагается обязанность уборки территории, прилегающей непосредственно к земельному участку, при условии согласования с хозяйствующим субъектом конкретных границ прилегающей территории (ширина не более 5 метров и не включает проезжую часть), путем составления схематических карт прилегающей территории. По изложенным основаниям у владельца нежилого встроенного помещения не было обязанности по уборке прилегающей к помещению территории, которая является местом общего пользования (тротуаром), поскольку границы прилегающей территории не были согласованы. Более того, обязанность по организации содержанию тротуара по проспекту Строителей прямо возложена на администрацию района. Обязанность по уборке тротуара не может быть возложена и на АТСЖ Ленинского района. Из технического паспорта жилого дома следует, что усадебный участок ... включает только участок, занимаемый самим домом (адрес Вольский тракт,6, по состоянию на 1967г. соответствует проспекту ...л.д.118). На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии причинной связи между бездействием муниципального образования, выразившимися в ненадлежащим исполнением его обязанностей, и вредом, причиненном истцу, по причине отсутствия надлежащего содержания тротуаров. Ответственность органов государственной власти за причинение убытков гражданину или юридическому лицу предусмотрена статьями 16, 1069 ГК РФ. Закрепив в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип, согласно которому возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, законодатель в статье 125 ГК РФ определил, кто конкретно выступает ответчиком в суде по иску о возмещении убытков, в которой говориться, что от имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При разъяснении вопросов, связанных с применением первой части Гражданского кодекса Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 12 Постановления от 1 июля 1996 г. N 6/8 указали, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. В данном случае таковым является администрация Ленинского района МО «Город Саратов». Судом установлено, что вред здоровью Крайновой причинен в результате неправомерного бездействия администрации Ленинского района. Администрацией Ленинского района не представлено доказательств отсутствия вины в причинении вреда, т.е. надлежащего выполнения своих функций, закрепленных уставом и нормативными документами. Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст.151 ГК РФ). Согласно ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Крайнова, получив травму в результате падения, бесспорно испытывала нравственные и физические страдания С учетом обстоятельств дела, степени нравственных страданий истицы, степени вины ответчика суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 70000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с муниципального образования «Город Саратов» в лице Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Крайновой Натальи Владимировны компенсацию морального вреда в размере 70000 руб. Крайновой Н.В. в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк», обществу с ограниченной ответственностью «Исра», администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальному унитарному предприятию «Дорстрой» о возмещении вреда здоровью отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья