о признании права на пенсию



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2010 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бронниковой Л.В.

при секретаре Вишнивецкой Н.В.

с участием представителя истца Аверина М.Ю., представителей ответчика Бивол Е.А., Шапкиной Е.В., Халяпиной Т.П., представителя третьего лица Военного комиссариата Саратовской области Тагирова И.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Новиков С.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (далее УПФ) о признании права на пенсию, указав следующее. Решением УПФ № 397 от 11 февраля 2010г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа работы в гражданской авиации.

В период рассмотрения дела Решением УПФ № 146 от 22 июня 2010г. указанное выше решение изложено в новой редакции. Основанием к отказу в назначении пенсии Новикову послужило отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа в гражданской авиации, отсутствие требуемой продолжительности стажа по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В связи с принятием УПФ решения в новой редакции истец уточнил исковые требования. В обоснование иска он указал, что в соответствии с законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15 мая 1990г., законом РСФСР от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию за выслугу лет имеют инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов, списки которых утверждены Советом Министров СССР или Министров РСФСР: мужчины по достижению 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. В соответствии с законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов сохраняют свое право на досрочное назначение трудовой пенсии. В период с 26 июня 1975г. по 15 июня 1999г. Новиков работал в Саратовском учебном авиационном центре им.Ю.А.Гагарина (Саратовский Аэроклуб им.Ю.А.Гагарина РОСТО) на должностях, списки которых утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987г. № 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации», Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от 12 сентября 1990г. № 370/16-53, Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, то есть выработал необходимый стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов. В соответствии с законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» истец был призван на действительную военную службу в составе Вооруженных сил СССР, которую проходил в период учебы в Калужском авиационном техническом училище с 30 августа 1972г. по 13 июня 1975г. В соответствии с приказом от 30 августа 1972г. ему было присвоено воинское звание - курсант и в связи с этим он приобрел статус военнослужащего. По приказу от 13 июня 1975г. Новиков был уволен с военной службы в Вооруженных силах СССР и в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ему устанавливаются предусмотренные данным законом социальные гарантии и компенсации, в том числе гарантия включения нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Таким образом, ко дню увольнения его общий страховой стаж и стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов составил 28 лет 04 месяца и 17 дней, то есть истцом были выполнены условия досрочного назначения пенсии, установленные указанными нормативными актами. 03 февраля 2010г. в возрасте 55 лет Новиков обратился в УПФ за назначением трудовой пенсии досрочно, но решением комиссии от 11 февраля 2010г. № 18 ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что Саратовский аэроклуб им.Ю.А.Гагарина согласно Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ относится к государственной авиации, в связи с этим отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа работы в гражданской авиации. В дальнейшем УПФ приняло новое решение от 22 июня 2010г. № 146, в соответствии с которым истец не имеет страхового стажа в гражданской авиации и стажа работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. В соответствии с Разъяснениями Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003г., Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 04 июня 2004г. № МЗ - 637, Постановлений и Определений Конституционного суда РФ придание обратной силы закону не допускается. В связи с этим подлежат применению вышеназванные нормативные акты, действовавшие в период работы в Саратовском УАЦ им.Ю.А.Гагарина. В спорный период времени Новиков так же как и другие работники авиационных организаций ДОСААФ (РОСТО) не мог работать в государственной авиации, в связи с отсутствием в данный период времени такой отрасли народного хозяйства, так как до вступления в законную силу 01 апреля 1997г. Воздушного кодекса РФ понятие государственной авиации в законодательстве отсутствовало. Существовала только одна отрасль народного хозяйства - гражданская авиация, виды деятельности которой ранее были определены Воздушным Кодексом СССР, включая виды деятельности, которые в соответствии с уставом ДОСААФ осуществляли авиационные организации ДОСААФ. В соответствии с Воздушным кодексом РФ авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно - оборонных задач, относится к государственной авиации. При этом государственное регулирование деятельности государственной авиации в соответствии с Воздушным Кодексом РФ и Указом Президента РФ от 08 августа 1998г. № 938 возложено на Министерство обороны РФ, а государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации в соответствии с Воздушным Кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 14 мая 1996г. № 583 возложено на Федеральную авиационную службу России. Саратовский аэроклуб им.Ю.А.Гагарина РОСТО в соответствии с уставом аэроклуба оказывает услуги различным организациям, в том числе Министерству обороны РФ. В соответствии с нормативными документами Федеральной авиационной службы России занимается видами деятельности, которые относятся к видам деятельности гражданской авиации. Таким образом, в период работы с 19 марта 1997г. по 15 июня 1999г. Новикова авиатехником в Саратовском Аэроклубе им.Ю.А.Гагарина РОСТО, данный клуб относился к гражданской авиации. Данное обстоятельство подтверждается: приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29 октября 1996г. № 87 «Об организациях выполнения Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996г. № 996 «Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения РФ», согласно которого авиационные организации РОСТО и их воздушные суда подлежат сертификации как субъекты авиации общего назначения, которая входит в состав гражданской авиации РФ, приказом Министерства обороны РФ от 08 октября 2000г. № 486, которым были утверждены правила регистрации воздушных судов и аэродромов РОСТО, а также письмом Центрального Совета РОСТО от 22 апреля 2008г. № 1/07-10/428, согласно которому до 02 декабря 1999г., даты принятия постановления Правительства РФ № 1329, авиация РОСТО (ДОСААФ) не относилась к государственной авиации. Право на досрочное назначении пенсии (по достижении мужчинами возраста 55 лет) имеют: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГД СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации (Постановление Совмина СССР от 11 декабря 1987г. № 1412, Постановление СМ РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459 и др.). Все указанные работники обладают правом на досрочное назначение пенсии (при наличии стажа работы для мужчин 25 лет, из которых 20 лет на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов), независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работали, а также независимо от формы собственности воздушных судов, работы по непосредственному обслуживанию которых они выполняли. Нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж либо частично). В связи с этим при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего до 31 декабря 2001г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, включая и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Право на получение пенсии законом предоставлено гражданам, условия труда которых свидетельствуют о длительном неблагоприятном воздействии на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. К этой категории граждан относятся также и инженерно-технические работники авиации. Решение ответчика об отказе в назначении Новикову досрочной трудовой пенсии по старости носит дискриминационный характер, так как допускает такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В судебном заседании представитель истца Аверин М.Ю., являющий также представителем Саратовского аэроклуба им.Ю.А.Гагарина РОСТО, исковые требования Новикова С.А. поддержал в полном объеме, просил суд признать решения УПФ об отказе в назначении пенсии от 11 февраля 2010г.№ 18 и 22 июня 2010г. № 146 незаконными, признать право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости по достижении им возраста 55 лет, обязать УПФ назначить пенсию со дня возникновения права на досрочное назначение пенсии с 03 февраля 2010г.

Ответчик исковые требования не признал, указав, что решение об отказе Новикову в назначении досрочной пенсии является законным. Также представитель УПФ Шапкина пояснила, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В соответствии с пп.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная пенсия назначается мужчинам по достижению возраста 55 лет, если она проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Таким образом, существенным обстоятельством по делу является установленная Законом продолжительность работы истца в организациях, относящихся к гражданской авиации. Однако, письменные доказательства, действовавшее и действующее законодательства опровергают доводы истца о принадлежности организации ДОСААФ к гражданской авиации. В соответствии со ст. 2, 3 Воздушного кодекса 1961г. кодекс определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания. Действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. В соответствии со ст. 12 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г. к гражданским воздушным судам не относятся суда Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Таким образом, Воздушные Кодексы исключают авиацию ДОСААФ из состава гражданской авиации. В ст.4 Воздушного кодекса 1961г., 1983г. определены цели гражданской авиации СССР: перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.); оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; проведения учебных, культурно-просветительских и спортивных мероприятий; проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий. В соответствии со ст.20 Воздушного кодекса РФ 1997 авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Статьей 21 данного Кодекса гражданская авиация определена как авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 20.08.1951г. №3060 основными задачами Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) являются: пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества и населения; подготовка членов общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны; военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском флоте; подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям; подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов и др. В соответствии с целями, определенными Уставом, Саратовский аэроклуб им. Ю.А.Гагарина РОСТО / Российская оборонная спортивно-техническая организация/ осуществляет подготовку военно-технических специалистов для Вооруженных сил и других войск Российской Федерации по их заказам, подготовки переподготовка кадров авиационных профессий, которые являются мобилизационным резервом особого периода. Таким образом, цели и задачи стоящие перед авиацией ДОСААФ не соответствуют целям и задачам гражданской авиации. Также необходимо отметить, что в соответствии со статьей 20 Воздушного кодекса РФ 1997г. авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Статьей 21 данного Кодекса гражданская авиация определена как авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, статьей 22 названного Кодекса отнесена к государственной. В соответствии со ст.10 Воздушного Кодекса Союза ССР 1961г., ст.ст.12,13 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г., ст. 33 Воздушного Кодекса РФ 1997г. воздушные суда подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских судов Союза ССР. По занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. №396 осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31 июля 2009г. № 3-497 авиация РОСТО не относится к гражданской авиации. Согласно письму Федерального агентства воздушного транспорта от 0 7августа 2009г. № 22-758 в Государственный реестр гражданских воздушных судов воздушные суда ДОСААФ не включались, свидетельства о регистрации воздушного судна гражданской авиации не выдавались. Таким образом, периоды работы истца в организациях ДОСААФ законно исключены из страхового стажа гражданской авиации. Доказательств отнесения авиации ДОСААФ к гражданской авиации истцом не представлено. В соответствии с п.2 ст.27 173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.п.«и» п.1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. № 459. Вместе с этим, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного суда РФ от 05 ноября 2002г. №320-О, от 06 марта 2003г. №107-О, постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П при определении права на досрочное пенсионное обеспечение подлежат применению нормативно-правовые акты действовавшие в спорный период, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 20 декабря 1958г. № 1372, от 11 ноября 1987г. № 1412. Указанными нормативными актами, в части регулирующей порядок исчисления стажа инженерно-технического состава, ДОСААФ не поименована в качестве организации, работа в которой дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п.15 ст.27 173-ФЗ. Кроме того, незаконны требования истца о включении в страховой стаж гражданской авиации периодов обучения в Калужском авиационном техническом училище как периода службы в Вооруженных силах. Призыв граждан на действительную военную службу проводится по приказу Министра обороны СССР. Истцу по состоянию на 30 августа 1972г. исполнилось 17 лет, в то время как в соответствии со ст.10 Закона СССР от 12 октября 1967г. «О всеобщей воинской обязанности» на действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. В соответствии со ст.23 Закона призыв граждан на действительную военную службу проводился по приказу Министра обороны СССР. Согласно военному билету истец в период с 1972 по 1975г.г. обучался в Калужском авиационно-техническом училище (КАТУ). В 1975 году прошел военную подготовку при КАТУ. Военную присягу принял 08 июня 1975г., т. е. после окончания обучения, в то время как в соответствии со ст.41 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца или по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов. Таким образом, период с 1972 по 1975гг. - период обучения, в течение которого имела место военная подготовка. В соответствии со ст. 11 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе. Однако доказательств отнесения Калужского авиационно-технического училища к военно-учебным заведениям истцом в суд не представлено. Кроме того, в Перечне военных образовательных учреждений … КАТУ не поименовано, а согласно ответу ВРИД НОУ Калужское авиационное училище является учреждением среднего профессионального образования и действует в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 г. №160. Таким образом, период обучения в КАТУ не может быть рассмотрен как период обучения в военном учебном заведении с зачетом в период действительной военной службы. Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушными движением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. № 459, как и ранее действующим законодательством не предусмотрено включение в страховой стаж в гражданской авиации периода обучения в средне-специальном учебном заведении. Наряду с этим не подлежит применению п.6 положения «О порядке исчисления сроков выслуги работников летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания для назначения пенсии за выслугу лет» (приложение № 2 к приказу Министра социального обеспечения РСФСР от 25.12.1958 года № 167), согласно которому в срок выслуги, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам летно-подъемного состава гражданской авиации засчитывалось время обучения в высшем авиационном училище, так как КАТУ не относится к высшему авиационному училищу. Полагаем незаконным и требование истца о включении периодов обучения в КАТУ в страховой стаж с применением льготного порядка исчисления. В соответствии со ст.12 ФЗ-173 исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. Прося исчислить страховой стаж в льготном порядке в соответствии с ранее действующим законодательством, истец необоснованно отождествляют институты страхового стажа и общего трудового стажа. Под страховым стажем, понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии. Понятие же "общий трудовой стаж" применяется в названных Федеральных законах для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (пункты 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Аналогичная правовая позиция определена Конституционным суда РФ в своих определениях от 05.11.2003 г. №343-О. 10.07.2003 г. №252-О.

Представитель Военного комиссариата Саратовской области Тагиров И.Ш. пояснил, что Калужское авиационно-техническое училище не является военным учебным заведением, Новиков на базе училища прошел курс военной подготовки с присвоением воинского звания офицера запаса. Запись в его военном билете о том, что в период с 1972 по 1975г.г. он проходил военную службу не соответствует первичным документам, находящимся в личном деле. Истец военную службу по призыву не проходил.

Новиков С.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, просил рассмотреть дело без его участия. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

03 февраля 2010г. истец Новиков С.А. обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с связи работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации.

Решением от 11 февраля 2010г. № 18 Новикову было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа в гражданской авиации.

Решением от 22 июня 2010г. № 146 указанное выше решение изложено в новой редакции. Основанием к отказу в назначении пенсии Новикову указано отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа в гражданской авиации, отсутствие требуемой продолжительности стажа по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Истцом в обоснование своих требований представлена трудовая книжка, являющаяся документом, подтверждающим трудовую деятельность.

Согласно трудовой книжке в период с 26 июня 1975г. по 28 марта 1992г. Новиков работал авиатехником в Саратовском учебном авиацентре ДОСААФ, с 29 марта 1992г. по 15 июня 1999г. авиатехником в Авиационно-спортивном учреждении Саратовском Аэроклубе им.Ю.А.Гагарина РОСТО.

УПФ, исключая указанные периоды из специального стажа, указывает, что Саратовский учебный авиацентр ДОСААФ и Саратовский Аэроклуб им.Ю.А.Гагарина РОСТО не относятся к учреждениям гражданской авиации.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

На основании пп.15 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

Таким образом, для назначения пенсии по данному основанию необходимо наличие одновременно двух условий: стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

В соответствии со ст.2 Воздушный кодекс Союза ССР 1961г. определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан.

Согласно ст.3 действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации и воздухоплавания авиационной промышленности, предназначенных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, а также авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту.

В 1983г. был принят новый Воздушный кодекс Союза ССР, который в соответствии со ст.3 определял порядок деятельности авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан и распространялся на всю гражданскую авиацию в пределах СССР.

Статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1961г. и статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г. устанавливали, что гражданская авиация СССР применяется для следующих целей:

1) перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

2) выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.);

3) оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий;

4) проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ;

5) проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий;

6) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий.

Согласно ст.10 Воздушного кодекса Союза ССР 1961г. находящиеся в ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, а также принадлежащие кооперативным и общественным организациям воздушные суда (по установленному перечню) подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР.

По занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна.

Статья 12 воздушного кодекса Союза ССР от 1983г. прямо предусматривала, что гражданскими воздушными судами СССР для целей настоящего Кодекса считаются воздушные суда, используемые в указанных в статье 4 настоящего Кодекса целях и занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР.

К гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

Гражданские воздушные суда СССР подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР.

По занесении воздушного судна в указанный реестр выдается свидетельство о его регистрации (ст.13 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г.).

Постановлением Совета Министров СССР от 20 августа 1951г. № 3060 «Об объединении ДОСАРМА, ДОСАВА И ДОСФЛОТА во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)» определены основные задачи ДОСААФ:

а) пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества и населения;

б) подготовка членов общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны;

в) военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском флоте;

г) подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям;

д) подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов;

е) развитие массового спорта: лыжного, стрелкового, самолетного, парашютного, планерного, радиолюбительского, автомобильного, мотоциклетного, конного, военно-морского и водного, а также авиационного и морского моделизма;

ж) развитие служебного собаководства.

Таким образом, цели и задачи гражданской авиации и ДОСААФ различны, что делает невозможным отнесение воздушных судов ДОСААФ к гражданской авиации.

Воздушный кодекс 1997г. разграничил авиацию по видам на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию, закрепив тем самым, что ДОСААФ не может относиться к гражданской авиации.

Согласно ст.21 Воздушного кодекса 1997г. авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации (ст.22).

Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (ст.23).

Таким образом, с момента введения в действие Воздушного кодекса РФ (01 апреля 1997г.) воздушные суда ДОССАФ относятся к государственной авиации не зависимо от принятия иных подзаконных актов, а также выполнения обязанными лицами действий по приведению в соответствие с действующим законодательством учредительных и других документов организации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что воздушные суда ДОССАФ с 1961г. не относились к гражданской авиации, регистрацию в качестве судов гражданской авиации не проходили, что подтверждается письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 07 августа 2009г. № 22-758. УПФР по Ленинскому району г.Саратова обоснованно установлено, что Новиков не имеет стажа работы в гражданской авиации, в связи право на пенсию по заявленным основаниям у него не возникло.

С 30 августа 1972г. по 13 июня 1975г. Новиков проходил обучение в Калужском авиационно-техническом училище ДОСААФ, где получил среднее специальное образование. Училище не относится к военным учебным заведениям. Во время обучения он прошел курс военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса.

Из личного дела офицера запаса Новикова следует, что он в Советской армии не служил, в срок действительной военной службы засчитан указанный период обучения.

Утверждение истца о том, что в этот период он проходил действительную военную службу по призыву, не основан на материалах дела. Соответствующая запись в военном билете Новикова не может являться подтверждением прохождения им военной службы, поскольку произведена при отсутствии оснований к этому

Действующим законодательством не предусмотрено включение в страховой стаж периода обучения в среднем специальном образовательном учреждении. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459. Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и также установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, работникам, занятых на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, и работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, применяются для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, в выслугу лет работникам летного состава засчитывается время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности.

Таким образом, указанными Правилами включение в страховой стаж в гражданской авиации периода обучения в средне - специальном учебном заведении и периода обучения, которому не предшествовала работа в гражданской авиации - не предусмотрено. Ранее действовавшим законодательством включение указанного периода в специальный стаж.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение УПФ об отказе Новикову в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации законно и обоснованно, оснований для признания его недействительным не имеется, поскольку истец право на досрочную пенсию не приобрел.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Новикову Сергею Анатольевичу в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья