Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июля 2010 года г.Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бронниковой Л.В. при секретаре Вишнивецкой Н.В. с участием представителя истца Доценко Т.В., представителя ответчика Бивол Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаченко Ивана Ивановича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию, У С Т А Н О В И Л: Казаченко И.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (далее УПФ) о признании права на пенсию по следующим основаниям. Истец по достижению 56-летнего возраста обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 03 июня 2010г. № 133 ему отказано в назначении досрочной пенсии в виду отсутствия требуемой продолжительности стажа в районах Крайнего Севера, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с указанием на его стаж - 11 лет 11 месяцев 28 дней. Истец считает, что решение об отказе в назначении пенсии является незаконным, поскольку он имеет стаж работы в районах Крайнего Севера более 12 лет - с 04 августа 1981г. по 06 августа 1993г., что подтверждается его трудовой книжкой. На основании п.12 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002г. применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ, то есть до 01 января 2002г. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 мая 2001г., придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях несовместимо с Конституцией РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Следовательно, при подсчете специального трудового стажа за период с 04 августа 1981г. по 07 августа 1990г. следует руководствоваться Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972г. № 590. Согласно Положению при исчислении пенсии по старости на льготных условиях работа в 1981г. - 1990г. в районах Крайнего Севера может быть засчитана как один год работы за один год и шесть месяцев при определении права на досрочное назначение пенсии. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П по делу о проверки конституционности отдельных положений ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признано конституционным, производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002г., по нормам ранее действующего законодательства. Законом СССР от 15 мая 1990г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается в стаж работы для назначения и исчисления пенсий из расчета один год работы за один год стажа. Согласно закону РФ от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта). Расчет специального трудового стажа Казаченко за период работы в районах Крайнего Севера при назначении пенсии необходимо производить с учетом ранее действовавшего законодательства. В судебном заседании представитель истца Доценко Т.В., уточнив исковые требования Казаченко, просила суд признать незаконным решение УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова № 133 от 03 июня 2010г. об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, обязать назначить Казаченко досрочную пенсию по старости с 27 мая 2010г., при подсчете трудового стажа для назначении пенсии период работы с 04 августа 1981г. по 15 мая 1990г. в районах Крайнего Севера исчислить из расчета один год работы за один год и шесть месяцев стажа, при подсчете трудового стажа для назначении пенсии период работы с 15 мая 1990г. по 19 февраля 1993г. в районах Крайнего Севера исчислить из расчета один год работы за один год стажа, при подсчете трудового стажа для назначении пенсии период работы с 19 февраля 1993г. по 06 августа 1993г. в районах Крайнего Севера исчислить в полуторном размере, взыскать с УПФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., сумму, уплаченную за юридические услуги в размере 1000 руб. Представитель УПФ Бивол Е.А. исковые требования считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Также Бивол пояснила, что Казаченко обратился в УПФ за назначением досрочной пенсии по старости. Решением комиссии по пенсионным вопросам от 03 июня 2010г. № 133 ему было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы на работах Крайнего Севера. Согласно пп.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 лет календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 07 лет 06 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Федерального закона. Таким образом, мужчине в возрасте 56 лет досрочная трудовая пенсия старости назначается при наличии страхового стажа 25 лет и не менее 12 лет работы в районах Крайнего Севера. На дату подачи заявления Казаченко в возрасте 56 лет имеет страхового стажа 29 лет 03 месяца 20 дней, стажа работы в районах Крайнего Севера 11 лет 11 месяцев 28 дней. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972г. (с последующими изменениями и дополнениями) регулировало вопросы назначения пенсии в совокупности с Законом СССР «О государственных пенсиях» 1956г. до принятия Закона «О государственных пенсиях в РСФСР». Пункт 16 вышеуказанного Положения предусматривал право на назначение пенсии на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Мужчинам пенсия назначалась в возрасте 55 лет при стаже работы не менее 25 лет. Эта льгота установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Исчисление 20 календарных лет в районах Крайнего Севера производится без применения льгот по исчислению стажа. Однако при определении права на пенсию по старости общий стаж исчисляется с применением льгот, установленных в пп. 110,111 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. В 20 календарных лет, дающих право на получение пенсии по старости на льготных условиях, включается любая работа, которая засчитывается в стаж при назначении государственных пенсий. Пункт 108 Положения определяет понятие общего стажа работы - это суммарная продолжительность работы в качестве рабочего или служащего и иной деятельности, включение которой в общий трудовой стаж предусмотрено действующим законодательством. Наличие определенного стажа работы является необходимым условием для назначения пенсии по старости. Между тем, пункт 110 Положения говорит о том, что работа в районах Крайнего Севера с 1 марта 1960г. засчитывается в стаж в полуторном размере. Порядок предоставления льгот лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, установлен Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26 сентября 1967г. « О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», а также Инструкцией о порядке предоставления льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967г. № 530/П-28. В соответствии с п. 43 Инструкции общий трудовой стаж, дающий право на получение пенсий по закону о государственных пенсиях, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера в следующем порядке: для пенсий по старости по инвалидности - за период с 1 марта 1960г. один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев работы лицам, указанным в пп 2,3 и 4 Инструкции. Льготы по исчислению стаж предоставлялись работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в РКС из других местностей страны при условии, что указанные работники заключили трудовые договоры о работе в этих районах на срок пять лет. Таким образом, оснований для исчисления стажа в РКС в льготном исчислении не имеется. Закон РСФСР № 340-1 от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР» выделяет общий и специальный трудовой стаж, правовая природа которых различна. Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, с наличием которой этот Закон связывает право на получение пенсии по старости на общих основаниях. Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (службы) либо по определенному роду профессии, либо в особых условиях труда, либо в особых климатических условиях, при наличии которой возникает право на получение пенсии по старости, за выслугу лет на льготных или особых условиях. Право на льготы в пенсионном обеспечении (необусловленность достижением определенного возраста, более ранний возраст выхода на пенсию, меньшая продолжительность общего трудового стажа, повышенный размер пенсии и др.) предоставляет только работа, включаемая в специальный трудовой стаж. С принятием Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера определенное число календарных лет, приобрели право на назначение и выплату пенсии, увеличенной на районный коэффициент к заработной плате, независимо от места проживания и времени обращения за ней. Статья 94 (абзац шестой части первой) Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержит положения о том, что период работы в районах Крайнего Севера не может быть исчислен в полуторном размере при одновременном определении как общего трудового стажа, так и стажа с особыми условиями труда. Однако в Указании Министерства социального обеспечения Российской Федерации от 16 июля 1991г. № 1-76-У установлено, что для увеличения размера пенсии за общий трудовой стаж сверх требуемого в случаях его исчисления в полуторном размере стаж работы по Спискам N 1 и N 2 в районах Крайнего Севера, включенный в него, исчисляется календарно. С 01. января 2002г. в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утратил силу Закон РФ от 20 ноября 1990г. № 340-1, а все другие федеральные законы, принятые до 01 января 2002г. и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, с 01 января 2002г. применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону. Статья 1 пункт 1 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» говорит о том, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем вынесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Из этого следует, что если нормы регулирующие вопросы представления трудовых пенсий, закрепляются в иных законодательных актах, то они не могут применяться вплоть до внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ. В новом законодательстве понятие "общий трудовой стаж" заменено понятием "страховой стаж". Одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж. Однако категория страховой стаж не применима к правоотношениям, возникшим до вступления в силу закона № 173-ФЗ. Пункт 4 статьи 30 вышеуказанного закона определяет для этих целей такой термин как трудовой стаж, т.е. суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002г., учитываемая в календарном порядке. Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (иной) деятельности, в течении которого уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. На основании п.1 ст.10 выше названного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации. В ст.11 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ перечислены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Порядок исчисления страхового стажа предусмотрен в ст.12 названного закона, согласно п. 1 данной статьи исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. Таким образом, исковые требования Казаченко И.И. удовлетворению не подлежат. Казаченко И.И. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, просил рассмотреть дело без его участия. На основании ст.167 дело рассмотрено в отсутствие истца. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. 27 мая 2010г. Казаченко И.И. обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера. Решением УПФ от 03 июня 2010г. № 133 Казаченко было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности работы в районах Крайнего Севера. Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В силу ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет (ст.28 указанного ФЗ). Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статье 7 настоящего федерального закона на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Истцом в подтверждение своих требований представлена трудовая книжка, являющаяся документом, подтверждающим трудовую деятельность. В трудовой книжке Казаченко зафиксированы следующие периоды его работы в районах Крайнего Севера: 04 августа 1981г. - 14 августа 1982г. - нормировщиком на карьере «Невский» ПРИИСК «ПОБЕДА» комбината «Индгирзолото» МЦМ СССР Оймяконского района Якутсткой АСССР. 14 января 1982г. - 26 марта 1986г. - в различных должностях в комбинате «Индигирзолото» объединения Якутзолото МЦМ СССР 26 марта 1986г.- 01 июля 1986г. - электросварщиком в центральных ремонтно-строительных мастерских комбината «Индигирзолото» 02 июля 1986г. - 17 октября 1986г. - контрольным бурильщиком, горным гормировщиком на ПРИИСКЕ им.Фрунзе Сусуманского горнообогатильного комбината 23 октября 1986г. - 26 августа 1991г. в различных должностях в комбинате «Индигирзолото» объединения Якутзолото МЦМ СССР 26 августа 1991г. - 13 апреля 1992г. мастером РСУ, зам.начальника Индигрского продснаба УРСа «Якутзолото» 14 апреля 1992г. - 06 августа 1993г. в различных должностях в Государственной налоговой инспекции по Оймяконскому району, республики Саха (Якутия). Таким образом, в календарном исчислении Казаченко проработал в районах Крайнего севера 11 лет 11 месяцев и 28 дней, соответственно право на пенсию у него возникает с 27 сентября 2010г. в возрасте 56 лет и 4 мес. Доводы истца о том, что согласно ст.28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» исчисление периодов его работы в районах Крайнего Севера следует исчислять в полуторном размере, а не в календарном, основан на неправильном толковании норм материального права. Согласно п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с п.1 ст.12 указанного Федерального закона исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. Пунктом 2 ст.31 Федерального закона предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В статье 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта). Как указано в п.3.2 постановления Конституционного Суда от 29 января 2004г. № 2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4). Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002г. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный, исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке, независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление, Норма п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с п.2 ст.31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). На основании изложенного, суд считает, что ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г.Саратова правомерно отказало в назначении пенсии Казаченко, поскольку на 27 мая 2010г. у него не возникло право на досрочную трудовую пенсию по заявленным основаниям. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Казаченко Ивану Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья