Дело Номер обезличен г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 августа 2010 г. г.Саратов Ленинский районный суд г. Саратова В составе председательствующего: судьи Ионовой А.Н. при секретаре Акимове Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалаевой Веры Васильевны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Саратова о признании права на досрочную пенсию, включении в специальный стаж периодов работы, УСТАНОВИЛ: Шалаева В.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Саратова с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова о признании за ней права на досрочную пенсию с 15 апреля 2010 г. и включении в специальный стаж периодов работы: с 19.08.1993 г. по 30.04.1996 г. в должности врача акушера-гинеколога в Клиническом родильном доме Номер обезличен г. Караганды, с 30.04.1998 г. по 29.06.1998 г. в должности врача акушера-гинеколога в Карагандинской областной клинической больнице, с 01.05.1996 г. по 14.10.1996 г. в должности акушера-гинеколога в Амбулаторно-терапевтическом объединении «Юго-Восток» г.Караганды и в Региональном медицинском объединении Номер обезличен с 15.10.1996 г. по 29.04.1998 г. в должности врача акушера-гинеколога женской консультации в «Региональном медицинском объединении Номер обезличен» г. Караганды; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 16.05.2000 г. по 30.06.2000 г., с 16.05.2005 г. по 25.06.2005 г. с 30.11.2009 г. по 30.11.2009 г. и с 14.12.2009 г. по 25.12.2009 г. В судебное заседание Шалаева В.В. не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме. Представитель истца Киреева Т.П. поддержала исковые требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные описанным в исковом заявлении обстоятельствам, подтвердив, что в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность, необходимую для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и ее функциональные обязанности, соответствовали требованиям законодательства о досрочном пенсионном обеспечении граждан. Представляющая по доверенности интересы Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Саратова Бивол Е.А. считает исковые требования Шалаевой В.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, в подтверждение своих возражений изложила следующее. Период работы с 19.08.1993г. (дата введения в действие основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) по настоящее время включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии ее выполнения в учреждениях, обладающих статусом юридического лица, а также в структурных подразделениях, предусмотренных в Правилах к Спискам. Федеральный Закон от 30.11.1994г. №54-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» не установил требование о необходимости приведения правового статуса учреждений, созданных до даты введения в действие главы 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, т.е. До 08.12.1994г., в соответствии с нормами главы 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В связи с этим, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не могут предъявлять требование о регистрации или перерегистрации к учреждениям, образованным до 08.12.1994г. И продолжающими функционировать по настоящее время. До 08.12.1994г. Данный вопрос решался в рамках Гражданского кодекса РСФСР, который не содержал указаний на необходимость государственной регистрации юридического лица. Правовой статус организации закреплялся ее уставом. Все учреждения созданные после 08.12.1994г., должны иметь статус юридического лица, и к ним при оценке пенсионных прав застрахованных лиц должно предъявляться требование об их регистрации. Пенсионный фонд принимая решение об отнесении организационно-правовых структур, в которых гражданин имел стаж работы, к числу учреждений, исходят из наличия признаков юридического лица, которые определены в ст.48 ГК РФ. Периоды работы с 01.05.1996г. по 14.10.1996г. в качестве врача акушера - гинеколога в Региональном медицинском объединении №1, с 15.10.1996г. по 29.04.1998г. в должности врача акушера - гинеколога в Региональном медицинском объединении №2 не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ так как Амбулаторно - терапевтическое объединение «Юго-Восток» г.Караганды и Региональное медицинское объединение не поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением СМ РСФСР №464 от 06.09.1991 г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающей право на пенсию за выслугу лет». Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, пенсионное дело, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, изложенными в судебном заседании, поскольку они опровергаются материалами дела, исследованными в судебном заседании, и не основаны на нормах права, которые подлежат применению при рассмотрении данного дела. В соответствии со ст.ст. 2,7,8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого было ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом. Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, гражданам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включаются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.2999 г. №1066, а с 12.11.2002 г. - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. В спорные периоды назначение досрочной трудовой пенсии по старости регулировалось Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, которым утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Этим Списком поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности. В толковании, данном в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (oрганизации), тождественности выполняемых истцом функций, условий, характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей а задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999г. и дающего право на пенсию за выслугу лет применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, с учетом Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377 и Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, трудовую деятельность, является трудовая книжка установленного образца - указано в ч.1 ст.66 ТК РФ. В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что истица в спорные периоды занимала должности врача акушера-гинеколога. Работа в данной должности дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной деятельности. В период с 19.08.1993 г. по 30.04.1996 г. она работала в Клиническом родильном доме №4 г. Караганды, с 30.04.1998 г. по 29.06.1998 г. в Карагандинской областной клинической больнице, с 01.05.1996 г. по 14.10.1996 г. в Амбулаторно-терапевтическом объединении «Юго-Восток» г.Караганды и в Региональном медицинском объединении №1, с 15.10.1996 г. по 29.04.1998 г. в женской консультации «Регионального медицинского объединения №2» г. Караганды. Из наименования учреждений, в которых истица осуществляла лечебную деятельность в спорные периоды, усматривается, что ничем иным, кроме как учреждениями здравоохранения, они быть не могут. В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 03.11.1999 г. №395 в числе учреждений здравоохранения поименованы родильный дом, женская консультация, областная больница, амбулаторно-поликлинические учреждения. Женская консультация может быть организована как самостоятельное учреждение или являться структурным подразделением родильного дома, поликлиники или амбулатории. Лечебно - профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. Учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Утверждение ответчика о том, что указанные учреждения не обладают статусом юридического лица, суд считает, не обоснованным: доказательств, подтверждающих отсутствие статуса учреждения у Клинического родильного дома Номер обезличен г. Караганды, Карагандинской областной клинической больницы, Амбулаторно-терапевтического объединения «Юго-Восток» г. Караганды, Регионального медицинского объединения Номер обезличен и «Регионального медицинского объединения Номер обезличен» г. Караганды им не представлено. В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 03.06.2004 г. Номер обезличенП по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при обращении лиц, осуществлявших лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10. 11. 12 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, суд считает, что подобные наименования связаны с особенностями общественной и политической системы 90-х годов. Как указывает представитель истца, условия, содержание и характер труда у работников учреждений здравоохранения после преобразования государственных предприятий и объединений, в структуру которых они входили, в акционерные общества не претерпели каких-либо существенных изменений; кроме того, до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" педагогические, медицинские, творческие работники независимо от того, в каком учреждении - государственном, муниципальном или частном - они работали, имели право на получение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста: им устанавливалась пенсия за выслугу лет; оспариваемые же положения названного Федерального закона, не позволяя учитывать при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, время работы в иных, помимо государственных или муниципальных, учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, имевшей место в период до 1 января 2002 года, лишают граждан ранее приобретенных пенсионных прав и, следовательно, нарушают требования статей 1, 2, 7, 8 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 18, 35 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3), 41 (часть 2), 43 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.05.2000 г. по 30.06.2000 г., с 16.05.2005 г. по 25.06.2005 г. с 30.11.2009 г. по 30.11.2009 г. и с 14.12.2009 г. по 25.12.2009 г., по мнению суда, также должны быть зачтены в специальный стаж. Во время нахождения на курсах повышения квалификации истице продолжали выплачивать заработную плату и за ней сохранялось место работы. В силу статьи 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В силу статьи 112 КЗоТ РФ, при направлен работников для повышения квалификации с отрывом производства за ними сохраняется место работы и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, суд считает, что данные периоды подлежат включению в стаж в календарном порядке. Кроме того, систематическое прохождение курсов повышения квалификации является необходимым условием работы по специальности, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Согласно ст.54 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. №5487-1, медицинские работники не имеют права осуществлять свою деятельность без прохождения курсов повышения квалификации. В связи с тем, что с учётом спорных периодов у истицы на момент обращения в пенсионный орган, то есть, 15.04.2010г. был необходимый стаж (более 30 лет) для назначения досрочной пенсии, то данная пенсия должна быть назначена истице именно с даты обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Представитель истца при вынесении решения просит не взыскивать с ответчика по расходы по оплате государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Саратова включить в календарном исчислении в специальный стаж работы Шалаевой Веры Васильевны, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы с 19.08.1993г. по 30.04.1996г. в должности врача акушера - гинеколога в Клиническом родильном доме Номер обезличен г.Караганды, с 01.05.1996г. по 14.10.1996г. в должности врача акушера - гинеколога в Региональном медицинском объединении Номер обезличен, с 15.10.1996г. по 29.04.1998 г. в должности врача акушера - гинеколога в Региональном медицинском объединении Номер обезличен г.Караганды, с 30.04.1998г. по 29.06.1998г. в должности врача акушера - гинеколога в Карагандинской областной клинической больнице, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.05.2000г. по 30.06.2000г., с 16.05.2005г. по 25.06.2005г., с 30.11.2009 по 30.11.2009г., с 14.12.2009г. по 25.12.2009г., признать право Шалаевой Веры Васильевны на досрочную пенсию с 15 апреля 2010г. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья: