Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 августа 2010 года г.Саратов Ленинский районный суд г. Саратов в составе: председательствующего судьи Терентьевой Н.А., с участием прокурора Щелоковой Е.В. при секретаре Пируевой О.Е. с участием представителей Николаевой Н.А., Бычковой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Гавришевой Е.Н. к Администрации Муниципального образования «Город Саратов», Администрации Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконными, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Гавришевой Е.Н. к Администрации Ленинского района г. Саратова, Администрации г. Саратова о признании незаконным бездействия, предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма, обосновывая требования тем, что в прокуратуру Ленинского района г. Саратова поступило обращение жителей дома № 8 по ул. Телеграфной г. Саратова, в том числе Гавришевой Е.Н. о нарушении жилищных прав. Решением облисполкома от 22.10.1987 года № 307 и решением горисполкома от 22.10.1987 года № 330 жилой дом № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова признан непригодным для проживания. Была получена информация по выписке из сводной ведомости учета зарегистрированных жилых домов в государственном и общественном жилищном фонде № 03-6 от 02.04.1996 года. Законом Саратовской области от 28.11.2007 года № 266-ЗСО «О внесении изменений в приложение 6 к Закону Саратовской области «Об областных целевых программах» в Приложении 7 утвержден перечень многоквартирных жилых домов, признанных до 01.01.2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В данный перечень включен жилой дом № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова, с указанием, что он признан решением исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов 22.10.1987 года № 305. Однако повторно жилой дом № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова был признан аварийным 30.12.2008 года решением межведомственной комиссии, о чем имеется протокол и заявление. В соответствии с Жилищным кодексом РФ обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. Полагает, что поскольку решение о признании жилого дома непригодным для проживания принималось органами местного самоуправления, осуществление мероприятий по отселению граждан, из жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, и предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления. Жители вышеуказанного дома неоднократно обращались в органы местного самоуправления для решения вопроса об отселении, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах переписка. Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002 г. № 22-200 была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах» на 2002-2010 года. Целью вышеуказанной программы была ликвидации до 2005 года включительно существующего в то время аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года, т.е. в том числе и жилого дома № 8 по ул. Телеграфной г. Саратова. В соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании заключения, орган местного самоуправления принимает и издает распоряжение о сроках отселения физических и юридических лиц. Согласно информации Администрации муниципального образования «город Саратов» распоряжения до настоящего времени не принято. Таким образом, до настоящего времени сроки отселения жителей из жилого дома № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова неизвестны. Администрация муниципального образования «город Саратов» осуществляя права и обязанности собственности по отношению к жилому многоквартирному дому бездействует, не выполняла указанные положения законодательства. В муниципальной собственности находятся практически все жилые помещения названного жилого дома. Это не соответствует п.п. 8,9 п. 1 ст. 14 ЖК РФ, в котором указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствие жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно п. 2.1.14 Постановления мэра города Саратова от 07 декабря 2005 г. № 620 «О наделении администраций районов города Саратова полномочиями наймодателя жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и найма жилых помещений» администрациям районов предписано обеспечить выполнение ряда функций, в том числе подготовка документов на межведомственную комиссию о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. При чем в данном постановлении указано, что оно принято на основании ст. 14 ЖК РФ. Таким образом, в п. 2.1.14 именно предписано как обязанность, а не как право осуществлять подготовку документов на межведомственную комиссию о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Однако, в информации администрации МО «Город Саратов» № 01-02-23/4640 от 17.11.2009 г. указано, что распоряжение во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 №Об утверждении Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» о сроках отселения не издано в связи с тем, что отсутствуют необходимые документы. Таким образом, в результате бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» жилой дом № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова, признанный непригодным для проживания в 1987 года до настоящего времени не расселен, перспективы и сроки отселения неизвестны. В то же время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается обращениями жителей, а также актами обследования жилого дома и фотографиями, полученными в рамках проверки. В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилые помещения на условиях социального найма предоставлялись гражданам, жилое помещение которых грозит обвалом. Таким образом, условия о предоставлении жилого помещения жителям дома № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему ЖК РСФСР и но новому ЖК РФ, действовавшему с 01.03.2005 года. Семья Гавришевой Е.Н. в составе двух человек проживает в муниципальной квартире, площадью 44,4 кв. м., обратилась в прокуратуру с заявлением о защите нарушенных жилищных прав в судебном порядке. Просят признать бездействие Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», неисполнение полномочий в отношении муниципального жилого фонда, а также непринятию своевременных мер по обеспечению жилищных прав Гавришевой Е.Н. и ее сына Никулина С.Н., проживающих в муниципальном жилом помещении, незаконным. Признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» по неприятию своевременных мер по отселению Гавришевой Е.Н. и ее сына Никулина С.Н. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Гавришевой Е.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (44,4 кв.м.), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова. Помощник прокурора Щелокова Е.В., Гавришева Е.Н. в судебном заседании в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили исковые требования и просили признать бездействие Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», неисполнение полномочий в отношении муниципального жилого фонда, а также непринятию своевременных мер по обеспечению жилищных прав Гавришевой Е.Н. и ее сына Никулина С.Н., проживающих в муниципальном жилом помещении, незаконным. Признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» по неприятию своевременных мер по отселению Гавришевой Е.Н. и ее сына Никулина С.Н. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Гавришевой Е.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, то есть 2-х комнатной квартиры, общей площадью 44,4 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова. Представитель Администрации Муниципального образования «Город Саратов» Бычкова В.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, и пояснила, что считает не доказанными обстоятельства, подтверждающие незаконность бездействия администрации МО «Город Саратов». В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям. Постановлением администрации г. Саратова от 29.01.2007 № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Согласно п. 1.4. комиссия осуществляет признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с Положением секретарем комиссии является представитель администрации соответствующего района. В данном случае секретарем является Власов А.А. Проект распоряжения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным в администрацию муниципального образования «Город Саратов» не поступал. Все документы межведомственной комиссии, включая документы по передаче в Администрацию МО «Город Саратов» от 30.12.2008 года относительно дома № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова, заключения комиссии, включая проекты распорядительных документов администрации города по данному дому, сведения о направлении протоколов в администрацию МО «Город Саратов» хранятся в межведомственной комиссии. Считает, что таким образом, решение о признании спорного жилого дома непригодным к проживанию, о предоставлении жильцам другого жилого помещения, установлении сроков их отселения не принималось. В связи с чем, прокурором неверно сделан вывод о бездействии администрации муниципального образования «Город Саратов». Ссылки прокурора Ленинского района г. Саратова на ст.ст. 14, 30 ЖК РФ об обязанности администрации МО «Город Саратов» осуществлять контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда неприменима к рассматриваемым правоотношениям по обеспечению жильем истцов. Представитель Администрации Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть в их отсутствие. Третьи лица Никулин Н.С., представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В силу ч.1 ст. 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права. В судебном заседании установлено, что Гавришева Е.Н. является нанимателем квартиры № 4 дома № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова, относящейся к муниципальному жилищному фонду. Вместе с Гавришевой Е.Н. по указанному адресу зарегистрированы и проживает сын - Никулин Н.С. л.д. 19). В судебном заседании также установлено, и не оспаривалось сторонами, что Гавришева Е.Н. и ее сын Никулин Н.С. проживают в квартире в д. 4 в д. № 8 по ул. Телеграфная г. Саратове с 1990 года. Решением Саратовского областного Совета народных депутатов № 305 от 22.10.1987 года дом № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова признан аварийным и непригодным для постоянного проживания и подлежащим ликвидации до 2000 года.л.д.28). Администрацией Ленинского района г. Саратова по состоянию на 15.05.2003 года был составлен список домов, находящихся на балансе МУ ДЕЗ Ленинского района г. Саратова в который входит дом по ул. Телеграфная д. № 8. Из материалов дела следует, что в апреле 2009 года имелось обращение жильцов дома № 8 по ул. Телеграфная в г. Саратове в т.ч. Огурцовой к прокурору Ленинского района г. Саратова об аварийном состоянии дома. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что многоквартирный жилой дом № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова 1954 года постройки. Дом имеет износ здания - 70%, состояние характеризуется ветхим, ремонту не подлежит. Из ответа Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Гавришевой Е.Н. от 16.04.2007 года следует, что д. № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова включен в программу «Обеспечение жильем граждан города Саратова проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах». Кроме того, из ответа прокурору Ленинского района г. Саратова от 24.03.2009 года, следует, что в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, комитет по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» был направлен список аварийного жилого фонда ( в том числе жилые дома № 8, 12 по ул. Телеграфная г. Саратова). л.д.99). В силу ст. 37 ЖК РСФСР, действующей, на период признания дома аварийным, вне очереди жилые помещения на условиях найма предоставлялись гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий (как правило аварийные дома) или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для постоянного проживания, а также гражданам, жилое помещение которых грозит обвалом. Согласно статье 39 ЖК РСФСР, которая действовала в период спорных правоотношений, до 01 марта 2005 года, сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен. Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством Союза ССР. Решением Исполнительного Комитета № 330 от 11.12.1987 года № 330 о ликвидации жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда, непригодных для постоянного проживания, утверждено задание по ликвидации жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда, непригодных для постоянного проживания на период до 2000 года, согласно приложению № 1. л.д.102). В соответствии с данным решением была создана городская межведомственная комиссия для работы по определению пригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания. Согласно протокола заседания городской межведомственной комиссии для работы по определению пригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания от 30.12.2008 года, в доме № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова признаны непригодными для проживания помещения и многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, в судебном заседании установлено, что решение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания было принято еще в 1987 году, уполномоченным органом. Постановлением Администрации Ленинского района от 27.10.1997 г. №609 утверждено Положение «О порядке реализации «Программы обеспечения жильем граждан, проживающих в аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко в Ленинском районе». Основными целями указанной программы являлись - предоставление гражданам благоустроенной жилой площади с целью ликвидации аварийных домов, построенных по проекту инженера Лагутенко. Согласно п. 3.2, п.3.5 Положения по оценке по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года № 529 подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения, в том числе, вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательством порядке. Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, дом № 8 по ул. Телеграфной г. Саратова является муниципальной собственностью, за исключением нескольких квартир, собственниками которых являются граждане, в связи, с чем суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Муниципальное образование «Город Саратов», а не Администрация Ленинского района Муниципальное образование «Город Саратов», которая является структурным подразделением муниципального образования. Довод представителя Администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что ими не были приняты меры, ввиду не предоставления межведомственной комиссией заключения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку Постановлением администрации города Саратова от 29.01.2007 № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Согласно пункту 1.4 комиссия осуществляет признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется в настоящее время Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47. В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям. Согласно пункту 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Согласно заключению Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу № 3/Л от 30.12.2008 г., которая была назначена Постановлением Администрации г. Саратова от 08.08.2006 г., дом № 8 по ул. Телеграфной в г. Саратове признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что дом №8 по ул. Телеграфная г. Саратова был признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, что подтверждается материалами дела. В судебном заседании установлено, что до настоящего времени отселение жильцов из дома № 8 по ул. Телеграфная не производилось. В соответствии с ч. 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (в ред.Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ). Статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Также в соответствии с жилищным Кодексом Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. Решением Саратовской Городской Думы от 2002 года №22-200 была принята муниципальная программы «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах» на 2002-2010 годы, целью, которой была ликвидация до 2005 года, включительно, существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года. Исполнителем данной программы значилась Администрация г. Саратова и целью программы было улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, относящихся к категории «аварийные» и «ветхие». Постановлением администрации Муниципального Образования «Город Саратов» от 21.02.2009 г. № 78 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2009-2010 годах». Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, дом № 8 по ул. Телеграфная является муниципальной собственностью, за исключением нескольких квартир, собственниками которых являются граждане, в связи, с чем суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Муниципальное образование «Город Саратов». Законом Саратовской области от 28.04.2008г. № 89-ЗСО «О внесении изменений в закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» признан утратившим силу пункт 10 части 1 статьи 1 закона Саратовской области от 25.04.2005г. №39-ЗСО, определено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, если они проживают на территории Саратовской области: а) в жилых помещениях государственного жилищного фонда области, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и в многоквартирных домах государственного жилищного фонда области, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу; б) в жилых помещениях независимо от формы собственности, признанных до 01марта 2005г. в установленном порядке непригодными для проживания; в) в жилых помещениях независимо от формы собственности, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и в многоквартирных домах независимо от формы собственности, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащие сносу в результате природных катаклизмов (оползни, наводнения), ошибок при проектировании зданий, построенных на основании проектной документации, разработанной и утвержденной по 1993 год включительно. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 04.03.2008 N 85-П "О подготовке областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" В ходе реализации программы планируется строительство (приобретение) 54,7 тысячи квадратных метров площади жилых помещений для отселения из домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, что позволит расселить 1138 семей. Разрешая исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова о признании бездействия Муниципального образования «Город Саратов» и Администрации Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» незаконными, суд полагает, что исковые требования должны быть удовлетворены в части признания бездействия Муниципального образования «Город Саратов» по непринятию мер по расселению жильцов дома № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова из аварийного жилья незаконным, так как именно на муниципальное образование возложена нормативно-правовыми актами такая обязанность. Так согласно пункту 3.2 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 г. № 529, действовавшим с 05.11.1985 г. по 23.09.2003 г., подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, управления пожарного надзора. Согласно части 2 пункта 3.5 указанного выше приказа, утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. В связи с тем, что на администрацию района не были возложены дополнительные полномочия по предоставлению жилых помещений или по решению вопросов о предоставлении жилых помещений, оснований для признания бездействий незаконными не имеется. Не подлежат удовлетворению требования истца о признании бездействия Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер к расселению жилого дома № 8 по ул. Телеграфной г. Саратова незаконными, поскольку судом установлено, что Администрацией Ленинского района г. Саратова издавалась распоряжение о созданию межведомственной комиссии, в соответствии с актом которой от 08.06..2006 года № 212Аадминистрации Ленинского района г. Саратова от 26.03.2003г. № 338-р, жилой дом № 8 по ул. Телеграфной г. Саратова повторно был признан непригодным. В соответствии с нормами ЖК РФ ст.ст. 85-89, обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, и в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления. Действующими нормативно-правовыми актами, на администрацию Ленинского района Муниципального образования «Город Саратов» не была возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в доме № 8 по улице Телеграфной. При этом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании бездействия Муниципального образования «Город Саратов» в части непринятия мер по расселению граждан из спорного жилого помещения и не предоставления жилого помещения по договору социального найма должны быть удовлетворены. Решением Саратовской Городской Думы от 2002 года №22-200 была принята муниципальная программы «Обеспечение жильем граждан города Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах» на 2002-2010 годы, целью которой была ликвидация до 2005 года, включительно, существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2002 года. Исполнителем данной программы значилась Администрация г. Саратова и целью программы было улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, относящихся к категории «аварийные» и «ветхие». Данной программой были определены дома, в том числе и находящиеся в Ленинском районе г. Саратова, которые относятся к аварийным и ветхим, в том числе и дом № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова. Исполнителем настоящей программы являлась Администрация г. Саратова (пункт 7). Таким образом, включая в данную программу дома непригодные для проживания Саратовская Городская Дума принимала решение с учетом того, что они уже признаны аварийными, не подлежат восстановлению и реконструкции. В пункте 8.1 указано, что в результате реализации Программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 01 января 2002 г. в аварийном жилищном фонде, должны быть переселены. Судом установлено, что до настоящего времени жильцы спорного дома не выселены из дома, который признан непригодным для проживания, поскольку Муниципальным Образованием «Город Саратов» не были приняты соответствующие меры для разрешения данного вопроса, не осуществлялся должный контроль за исполнением принятой Программы. Не включение жилого дома № 8 по ул. Телеграфная в муниципальную программу на 2002-2010 годы по обеспечению граждан, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах, из-за отсутствия своевременно оформленных протоколов общих собраний свидетельствует о бездействии Администрации Муниципального образования «Город Саратов». Кроме того, нормативно-правовыми актами, действовавшими, как до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, так и после, установлено, что вопросы отселения граждан из муниципального фонда - относятся к компетенции Администрации Муниципального образовании «Город Саратов». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца в части признания бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер к расселению граждан, в том числе Гавришевой Е.Н. и ее сына Никулина Н.С. из аварийного жилого дома № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова незаконными, нарушающими права и законные интересы граждан, по непринятию решения и не изданию распоряжения о сроках отселения физических и юридических лиц из дома № 8 по ул. Телеграфная г. Саратова подлежат удовлетворению. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования об обязании Администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставлении благоустроенного жилого помещения Гавришевой Е.Н. и ее сыну Никулину Н.С., не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», неисполнение полномочий в отношении муниципального жилого фонда, а также непринятию своевременных мер по обеспечению жилищных прав Гавришевой Е.Н. и ее сына Никулина С.Н., проживающих в муниципальном жилом помещении, незаконным. Признать бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» по неприятию своевременных мер по отселению Гавришевой Е.Н. и ее сына Никулина С.Н. из жилого дома, признанного непригодным для проживания, незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Гавришевой Е.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, то есть 2-х комнатной квартиры, общей площадью 44,4 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения. Судья: