о признании бездействий незаконными



Дело Номер обезличен г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2010 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего: судьи Ионовой А.Н.,

при секретаре Акимове Д.С.,

с участие прокурора Бранова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Стальконструкция» о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Саратова в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Стальконструкция», просит признать незаконным бездействие ЗАО «Стальконструкция», выразившееся в не разработке паспортов опасных отходов и положения о производственном и экологическом контроле, просит обязать к Закрытое акционерное общество «Стальконструкция» разработать и согласовать в установленном порядке паспорта опасных отходов, разработать и утвердить в установленном порядке положение о производственном и экологическом контроле.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района г.Саратова проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности ЗАО «Стальконструкция». В ходе проверки было установлено, что ЗАО «Стальконструкция» осуществляет деятельность по изготовлению и монтажу металлоконструкций и изделий из металла, в результате чего образуются ртутные лампы, лом и отходы, мусор от бытовых помещений и т.п.. У Закрытого акционерного общества «Стальконструкция» отсутствую паспорта опасных отходов и положение о производственном и экологическом контроле. Указывает, что указанные нарушения действующего законодательства в деятельности ЗАО «Стальконструкция», нарушают права человека на благоприятную окружающую среду, а также не позволяют в полной мере отслеживать степень негативного воздействия на окружающую среду, что влечет нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и города Саратова.

В судебном заседании прокурор Бранов М.А. поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Прокуратурой Ленинского района г.Саратова была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности ЗАО «Стальконструкция».

В ходе проверки было установлено, что ЗАО «Стальконструкция», осуществляет деятельность по изготовлению и монтажу металлоконструкций и изделий из металла. л.д. 13-27).

При осуществлении данной деятельности образуется отходы ртутные лампы, лом и отходы, прочие коммунальные отходы (мусор от бытовых помещений) и другие виды отходов, однако нормативно-разрешительная документация по отходам отсутствует.

На момент проведения проверки на предприятии отсутствовали и не были разработаны в установленном порядке паспорта опасных отходов. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями инженера по охране труда Знобина В.С..

Извещенные о времени и месте рассмотрения дела ответчик ЗАО «Стальконструкция», третье лицо комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в судебное заседание не явились, заявлений об уважительных причинах неявки, об отложении слушания дела суду не представили.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29.12.2000г., 10.01.2003г., 22.08.2004г., 29.12.2004г., 09.05.2005г.) отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Согласно п. 4 ст.18 указанного закона Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержденных Постановлением Правительства от 16.06.2000г. №461: индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами (далее именуются - индивидуальные предприниматели и юридические лица), на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.

Статья 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основании следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровья граждан; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, платность негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст.3 ФЗ « Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области окружающей среды; запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой, не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, исковые требования прокурора Ленинского района г. Саратова основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными бездействие ЗАО «Стальконструкция», выразившееся в не разработке и согласовании в установленном порядке положения о производственном экологическом контроле, паспортов опасных отходов.

Обязать ЗАО «Стальконструкция» разработать и согласовать в установленном порядке паспорта опасных отходов; разработать и утвердить в установленном порядке Положение о производственном и экологическом контроле.

Взыскать с ЗАО «Стальконструкция» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья