о признании действий незаконными



Дело Номер обезличен г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2010 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего: судьи Ионовой А.Н.,

при секретаре Акимове Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора Фрунзенского района г.Саратова в интересах Российской Федерации к Акционерному коммерческому Банку «Газнефтьбанк» (открытое акционерное общество) о признании незаконными действий Акционерного коммерческого Банка «Газнефтьбанк» (открытое акционерное общество) по непредставлению сведений по запросу прокурора и обязании ОАО «Газнефтьбанк» предоставить запрашиваемую информацию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фрунзенского района г.Саратов обратился с заявлением в интересах Российской Федерации, просит признать незаконными действия Акционерного коммерческого Банка «Газнефтьбанк» (открытое акционерное общество) по непредставлению сведений по запросу прокурора о заключенных государственными служащими и членами их семей (супруга (супруги) несовершеннолетних детей) в банке кредитных договорах и поручительстве по кредитным договорам, наличии лицевых счетов, просит обязать Акционерный коммерческий Банк «Газнефтьбанк» (открытое акционерное общество) предоставить прокуратуре Фрунзенского района г.Саратова по запросу №25-2010 от 11 мая 2010 года сведения о заключенных в банке кредитных договорах государственными служащими и членами их семей ( по предъявленному списку), являются ли они поручителями по кредитным договорам, открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефть банк».

В обоснование иска указано, что прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», планом работы прокуратуры Фрунзенского района г.Саратова на 2 квартал 2010г. по выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции, информационного письма заместителя прокурора Саратовской области Маслова Т.В. от 25.03.2010г. №86-04-2010 «Об организации проверок исполнения законодательства, регламентирующего представление государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» во втором квартале 2010 года проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения ограничений и запретов при приеме на службу и ее прохождении во Фрунзенском районном отделе судебных приставов г.Саратова ГУ ФССП по Саратовской области. Проверкой установлено, что в нарушение законодательства справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (наличия недвижимого имущества, транспортных средств, о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях) сотрудниками Фрунзенского районного отдела судебных приставов г. Саратова ГУ ФССП по Саратовской области представлены в кадровую службу с нарушением установленного порядка. По выявленным нарушениям законодательства о государственной службе руководителю ГУ ФССП по Саратовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным государственным служащим в соответствии с законодательством РФ.

В рамках проверки прокуратурой района так же был направлен запрос № 25-2010 от 11.05.2010 г. и в ОАО «Газнефтьбанк» о предоставлении сведений следующего характера: заключали ли в банке кредитные договора или являются ли поручителями по кредитным договорам государственные служащие и члены их семей (по представленному списку), открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефтьбанк». Письмом председателя правления ОАО «Газнефтьбанк» Ведменского А.А. от 18.05.2010 г. №2517 в предоставлении запрашиваемой информации отказано со ссылкой на п. 1 ст.857 ГК РФ и ст.26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Не предоставление председателем ОАО «Газнефтьбанк» Ведменским А.А. запрашиваемых на основании полномочий прокурора, определенных законодательством о противодействии коррупции, государственной гражданской службе, прокуратуре РФ, сведений препятствует прокуратуре района возложенных на неё функций по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ. В связи, с чем прокурор Фрунзенского района г.Саратова в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением.

Прокурор Ксенофонтова О.Ю. полностью поддержала изложенные в исковом заявлении доводы по иску, просит удовлетворить исковые требования, так как не предоставление ответчиком запрашиваемых сведений препятствует выполнению прокуратуре Фрунзенского района г.Саратова в возложенных на неё законодательством надзорных функций, а так же указаний заместителя прокурора Саратовской области..

Морковина А.С., представляющая интересы Акционерного коммерческого Банка «Газнефтьбанк», суду пояснила, что ответчик иск не признает, что 18 мая 2010 г. (исх. № 2517) ОАО «Газнефтьбанк» Прокуратуре Фрунзенского района г.Саратова на запрос № 25-2010 был дан ответ, согласно которому Банк сообщил о невозможности предоставления запрашиваемой информации, так как данная информация является банковской тайной. В своих пояснениях представитель ответчика ссылается на ст. 857 ГК РФ предусматривающей, что в федеральных законах должны быть прямо установлены случаи и порядок предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну; на ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующую порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, которая содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. Морковина А.С. указала, что органы Прокуратуры РФ и их должностные лица не указаны в данном перечне; что Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации», не содержит норм, предоставляющих органам Прокуратуры РФ и их должностным лицам получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне. В пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П, пояснила Морковина А.С., указано, что «из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении».

Также в пункте 3 вышеуказанного Постановления Конституционного Суда РФ говорится, что «по смыслу Конституции РФ институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников; одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией РФ интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан».

В пункте 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П указано, что «согласно ГК РФ, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции РФ в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (статья 857 ГК РФ)».

Таким образом, Банковская тайна, пояснила Морковина А.С., означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента; предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, включая тайну банковского вклада, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, ГК РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Исходя из норм ст.857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации», а также Постановления Конституционного Суда РФ, органы Прокуратуры РФ не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну. Согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и контроля, а также руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Однако, при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры руководствуются установленным законодательством порядком, что прямо предусмотрено абз. 3 п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Сведения, которые запрашивались Прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова, а конкретно о кредитных договорах, поручительствах, наличии лицевых счетов, считает Морковина А.С., содержат сведения о клиентах Банка, отнесенные действующим законодательством к банковской тайне.

Предоставление ОАО «Газнефтьбанк» Прокуратуре Фрунзенского района г. Саратова подобной информации могло бы повлечь судебные споры с клиентами Банка, а также повлекло бы непосредственное нарушение положений законодательства о банковской тайне и прав клиентов ОАО «Газнефтьбанк».

Гражданско-правовая ответственность банков за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, установлена п. 3 ст. 857 ГК РФ, согласно которому в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, ст. 183 УК РФ установлена уголовная ответственность.

Разглашение банком сведений, составляющих банковскую тайну, в том числе предоставление их государственным органам, которые не обладают правом их получения, или предоставление таких сведений в объеме большем, чем предусмотрено законодательством, может негативно отразиться на репутации банка.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Институт банковской тайны является составной частью неприкосновенности частной жизни.

В соответствии с пп. б п. 3 Положения «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 №559, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются по утвержденным формам справок государственными служащими, замещающими должности государственной службы ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным.

Согласно Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Так же ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией предлагается понимать следующее: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ст.2. Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции", правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Федеральным законом от 25.12.2008 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31.03.2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возложена также на судебных приставов.

Прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова во втором квартале 2010 года проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения ограничений и запретов при приеме на службу и ее прохождении во Фрунзенском районном отделе судебных приставов г.Саратова ГУ ФССП по Саратовской области. Проверка проведена в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», с планом работы прокуратуры Фрунзенского района г.Саратова на 2 квартал 2010г. по выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции; с информационным письмом заместителя прокурора Саратовской области Маслова Т.В. от 25.03.2010г. №86-04-2010 «Об организации проверок исполнения законодательства, регламентирующего представление государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В связи с чем, на основании ст.ст.6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратурой района были направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации о предоставлении сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих и членов их семьи (супруга (супруги) несовершеннолетних детей). Проверкой установлено, что в нарушение законодательства справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудниками Фрунзенского районного отдела судебных приставов г. Саратова ГУ ФССП по Саратовской области представлены в кадровую службу с нарушением установленного порядка.

В рамках данной проверки прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова также был направлен запрос №25-2010 от 11.05.2010г. в ОАО «Газнефтьбанк», г. Саратов, пр-т 50 лет Октября, 118-А, о предоставлении сведений следующего характера: заключали ли в банке кредитные договоры или являются ли поручителями по кредитным договорам государственные служащие и члены их семей (по предъявленному списку), а также открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефтьбанк».

В предоставлении запрашиваемой информации прокурору отказано письмом за подписью председателя Правления ОАО «Газнефтьбанк» от 18.05.2010г. №2517 следующего содержания. В соответствии со ст.26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности'' запрашиваемая информация является банковской тайной. Согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Указанная статья содержит исчерпывающий перечень органов, которым законодательными актами об их деятельности предоставлено право получать информацию, содержащую сведения, составляющие банковскую тайну, который расширению не подлежит. В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Действительно, согласно статье 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Однако, согласно п.1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

В силу п.З ст.67 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п.6 ст.20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 6 ст.5 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Одной из мер по профилактике коррупции ч.3 ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции» является проверка в установленном порядке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы.

Таким образом, запрос прокурора Фрунзенского района г.Саратова от 11 мая 2010 года за исх. №25-2010 связан с возложенными на прокурора законом функциями по надзору за исполнением законодательства в части соблюдения ограничений и запретов при приеме на службу и ее прохождении во Фрунзенском районном отделе судебных приставов г.Саратова ГУ ФССП по Саратовской области: достоверности, полноты предоставленной информации об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Непредставление же председателем правления ОАО «Газнефтьбанк» Ведменским А.А. запрашиваемых на основании полномочий прокурора, определенных законодательством о противодействии коррупции, государственной гражданской службе, прокуратуре Российской Федерации, сведений не только препятствует прокуратуре района осуществлению возложенных на нее функций государственного надзора за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, но и нарушает интересы Российской Федерации, т.к. приводит к невозможности осуществления контроля за соблюдением государственными служащими законодательства о государственной службе, так как бесконтрольное поведение государственных служащих может способствовать проявлениям коррупции и создать благоприятную почву для дальнейшего нарушения законодательства Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, суд находит исковое заявление прокурора Фрунзенского района г.Саратова обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконными действия ОАО «Газнефтьбанка» по не предоставлению по запросу прокурора Фрунзенского района г.Саратова №25-2010 от 11 мая 2010 года сведений о заключенных государственными служащими и членами их семей (супруг (супруги) несовершеннолетних детей) в банке кредитных договорах и поручительстве по кредитным договорам наличии лицевых счетов содержателей пластиковых карт в ОАО «Газнефтьбанк»; обязать ОАО «Газнефтьбанка» предоставить прокурору Фрунзенского района г.Саратова по запросу №25-2010 от 11 мая 2010 года сведения о заключенных в банке кредитных договорах государственными служащими и членами их семей (по предъявленному списку), являются ли они поручителями по кредитным договорам, открыты ли ими лицевые счета держателя пластиковой карты в ОАО «Газнефтьбанк».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Саратова.

Судья: