Дело № 2-2677/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 октября 2010 года г.Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бронниковой Л.В. при секретаре Вишнивецкой Н.В. с участием истца Гришковой О.В., представителя ответчика Поповой Э.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришковой Ольги Викторовны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию, У С Т А Н О В И Л: Гришкова О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (далее УПФ) о признании права на пенсию по следующим основаниям. Истец обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 20 мая 2010г. № 93 ей отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Из трудового стаже были исключены период работы в должности медсестры цеха № 7 «комплекс здоровья и физической культуры» Саратовского электроагрегатного производственного объединения с 14 сентября 1979г. по 04 апреля 1980г., а также нахождение на курсах повышения квалификации с 14 сентября 2004г. по 14 октября 2004г. Согласно Трудовому Кодексу РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. № 5487-1 закреплено, что медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995г. № 610 четко предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Таким образом, курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников. Кроме того, направление на курсы усовершенствование были оформлены командировочными удостоверениями, при этом за время нахождения на курсах за истцом сохранялось место работы, и производились отчисления в пенсионный фонд. В ходе рассмотрения дела Гришкова уточнила свои требования и просила суд В судебном заседании истец Гришкова О.В. поддержала уточненные исковые требования и просила суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течении 30 лет лечебной деятельности № 93 от 20 мая 2010г., обязать назначить досрочную пенсию по старости с 12 мая 2010г. с учетом включения в стаж периода работы с 15 февраля 2010г. по 11 мая 2010г. в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории в ООО «МСЧ СЭПО», периода нахождения на курсах повышения квалификации с 14 сентября 2004г. по 14 октября 2004г. Представитель УПФ Попова Э.Р. исковые требования считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Также Попова пояснила, что Гришкова обратилась в УПФ за назначением досрочной пенсии по старости. Решением комиссии по пенсионным вопросам от 20 мая 2010г. № 93 ей было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности лечебной деятельности. При назначении пенсий УПФ руководствуется нормами законодательства РФ, действующего на момент обращения за назначением пенсии. Пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельность по охране населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения устанавливается в соответствии с законом РФ от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществляющим указанную деятельность не менее 30 лет. Правительство РФ приняло постановление от 29 октября 2002г. № 781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной данными нормативными актами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением от 11 июля 2002г. № 516. Согласно списку право на пенсию имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья при наличии условий - работы в определенных должностях и определенных учреждениях. Период нахождения на курсах повышения квалификации с 14 сентября 2004г. по 14 октября 2004г. не может быть включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как включение указанного периода в этот стаж не предусмотрено ни постановлением от 29 октября 2002г. № 781, ни правилами от 11 июля 2002г. № 516. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление досрочного пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной деятельности, а лишь с которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации явно не относятся к периодам повышенной профессиональной нагрузки. Период работы с 15 февраля 2010г. по 11 мая 2010г. в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории в ООО «Медико-санитарная часть СЭПО» не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как согласно правилам от 29 октября 2002г. № 781, деятельность медицинских работников может быть засчитана в стаж на соответствующих видах работ только в учреждениях здравоохранения. В целях определения права на досрочную пенсию изначально определена единственная организационно-правовая форма - учреждение. ООО «Медико-санитарная часть СЭПО» не является по своей организационно-правовой форме учреждением. Согласно ст.48 ГК РФ юридические лица могут быть образованы в виде хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, государственных и муниципальных учреждений, общественных и религиозных организаций. Однако законодателем в целях определения права на досрочную пенсию изначально определена единственная организационно-правовая форма - учреждение. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Вопрос о соответствии Конституции норм закона и соответствующих списков, регулирующих пенсионное обеспечение педагогических и медицинских работников неоднократно был предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ, в Конституционном Суде РФ. В частности, в определении от 19 июня 2007г. № 436-О-О Конституционный суд РФ отмечает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях, а лишь с такой выполнение которой сопряжено с повышением психофизических нагрузок, обусловленными характером профессиональной деятельности. Определением же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства РФ. Конституцией РФ определены гарантии предоставления пенсий в случаях, предусмотренных законом. В этой связи деятельность педагогических и медицинских работников в организациях с иной правовой формой не может быть засчитана в стаж на соответствующих видах работ при досрочном установлении пенсии. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела Гришковой О.В., суд приходит к следующему. 12 мая 2010г. истец Гришкова О.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением УПФ от 20 мая 2010г. № 93 Гришковой было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности лечебной деятельности, при этом в специальный стаж не были засчитаны следующие периоды: В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст.7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (ст.28 закона). Как следует из трудовой книжки, Гришкова в период с 15 февраля 2010г. по 11 мая 2010г. работала лаборантом клинико-диагностической лаборатории ООО «Медико-санитарная часть СЭПО» УПФ, возражая против включения указанного периода в специальный стаж, указывает, что ООО МСЧ СЭПО не является учреждением здравоохранения. Однако этот вывод не соответствует требованиям закона. В п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005г. № 25 разъяснено, что решение вопроса о праве конкретного гражданина на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должно осуществляться исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности, направления деятельности организации, в которой он работал и т.п.) Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781) поименованы лаборанты и медико-санитарные части. Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781) в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Из представленных суду документов следует, что ООО МСЧ СЭПО зарегистрировано в качестве юридического лица. Из устава организации следует, что основным видом ее деятельности является предоставление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению. ООО МСЧ СЭПО имеет лицензию на осуществление лечебной деятельности. Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004г. № 11-П норма пп.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данная норма не позволяет засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающихся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действующим законодательством признана противоречащей Конституции РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ изложенной в указанном Постановлении, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом. Судом бесспорно установлено, что характер и условия работы Гришковой полностью соответствовали характеру и условиям работы, дающим право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью, что ответчиком не оспаривалось, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж. Также из стажа истца исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с 14 сентября 2004г. по 14 октября 2004г. в период работы в ММУ «Медико-санитарная часть «Сокол». УПФ указало, что включение данных периодов в стаж не предусмотрено нормативными актами ни действующими в настоящее время, ни действующими в спорные периоды работы. Суд считает, что указанный период подлежит включению в стаж, поскольку на время прохождения курсов повышения квалификации за истцом сохранялось место работы и заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. С учетом изложенного, решение УПФ об отказе в назначении пенсии удовлетворению вынесено без достаточных оснований, поэтому не может быть признано законным. Судом установлен факт работы Гришковой в должностях, работа в которых дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение, на момент обращения за назначением пенсии она имела необходимый 30-летний специальный стаж, поэтому пенсия по указанным основаниям ей должна быть назначена со дня первоначального обращения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать решение государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» от 20 мая 2010г. № 93 об отказе Гришковой Ольги Викторовне в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным. Обязать Государственного учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» включить в трудовой стаж Гришковой Ольги Ивановны, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды работы с 15 февраля 2010г. по 11 мая 2010г. лаборантом клинико-диагностической лаборатории ООО «Медико-санитарная часть СЭПО», а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 14 сентября 2004г. по 14 октября 2004г. Признать за Гришковой Ольгой Ивановной право на досрочную трудовую пенсию с 12 мая 2010г. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья
включить в стаж лечебной деятельности период работы с 15 февраля 2010г. по 11 мая 2010г. в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории в ООО «МСЧ СЭПО», период нахождения на курсах повышения квалификации с 14 сентября 2004г. по 14 октября 2004г.