дело № 2-2643/2010 решение от 21.10.2010



Дело № 2-2643/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

           21 октября 2010 года        г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Бронниковой Л.В.

при секретаре Вишнивецкой Н.В.

с участием истца Занкиной В.А., представителя истцов Зайцевой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Занкиной Валентины Андреевны, Занкина Юрия Николаевича, Занкина Николая Николаевича к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Федеральному государственному унитарному дорожному эксплуатационному предприятию № 299 о признании права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Занкины В.А., Ю.Н., Н.Н. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Федеральному государственному унитарному дорожному эксплуатационному предприятию № 299 (далее - ФГУ ДЭП № 299) о признании права собственности на жилое помещение по следующим основаниям. Занкина В.А. вместе с сыновьями Занкиным Ю.Н., Занкиным Н.Н. проживают по адресу <адрес>. Данная квартира была предоставлена истцам в пользование ФГУ ДЭП № 299 в связи с трудовыми отношениями по договору найма в 1991г. Занкины обратились с заявлением в ФГУ ДЭП № 299 с целью приватизации квартиры, в которой они проживают, на что конкурсный управляющий ответил, что жилой дом по адресу <адрес>, снят с баланса данной организации и не передан в муниципальную собственность. В письме Комитета по управлению имуществом г.Саратова от 28 июля 2009г. сообщается, что <адрес>, расположенный по адресу <адрес>, в реестре объектов муниципального жилищного фонда города на уровне учета домов не значится. Указанный жилой дом не является федеральной и государственной собственностью. В настоящее время жилой дом, ранее принадлежавший ФГУ ДЭП № 299, нигде не значится, с баланса ФГУ ДЭП № 299 снят. Данные обстоятельства являются препятствием при оформлении права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Занкина В.А., представитель истцов Зайцева Н.И. иск поддержали, просили признать за Занкиной В.А., Занкиным Ю.Н., Занкиным Н.Н. право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/3 доли каждому на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.

Занкин Ю.Н., Занкин Н.Н., представители Администрации МО «Город Саратов», ФГУ ДЭП № 299 в заседание не явились, о слушании дела извещены. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и участниками процесса не оспорено, что в 1991г. Занкиным по договору найма была предоставлена квартира по адресу <адрес>.

Из справки ФГУ ДЭП № 299 от 22 июля 2009г. следует, что в жилом помещении зарегистрированы Занкина Л.В., Занкина В.А., Занкин Н.Н., Занкин Ю.Н.

Решением Ленинского районного суда г.Саратова от 31 марта 2010г. у Занкиной Л.В. признано отсутствие права пользования <адрес>.

Истцы обращались в ФГУ ДЭП № 299 с заявлением о передаче в общую долевую собственность спорной квартиры по 1/3 доли каждому в порядке, однако им было в этом отказано. Причиной отказа послужило списание данного жилого дома с баланса организации 23 августа 2004г.

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества жилой дом по адресу <адрес> отсутствует. Комитет по управлению имуществом МО «Город Саратов» сообщил, что спорная квартира не значится в реестре объектов муниципального жилищного фонда города на уровне учета домов. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, а также Комитет по управлению имуществом Саратовской области сведениями об объекте недвижимости не располагают.

Данные обстоятельства являются препятствием при оформлении права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

На основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд, независимо от того на чьем балансе он находился, подлежал передаче в муниципальную собственность.

Согласно п.2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов российской федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 235 от 07 марта 1995г., передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993г. № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий". Согласно данному Указу нежилые и жилые помещения не могут быть включены в состав приватизируемого имущества.

Исходя из анализа приведенных нормативных документов, спорное жилое помещение следует признать находящимся в муниципальной собственности.

В силу ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность

граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

На основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.6 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст.4 этого Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

В соответствии с п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 8 от 24.08.1993г. (с последующими изменениями и дополнениями) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

По смыслу закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст.8 названного Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В связи с изложенным, суд приходит к убеждению, что истцы не могут реализовать право на приватизацию жилого помещения по независящим от них причинам. Суд считает, что не выполнение уполномоченными лицами обязанности по передаче спорного здания в муниципальную собственность не может ограничивать права граждан, поскольку реализация их прав не может быть поставлена в зависимость от недобросовестного исполнения обязанностей соответствующими предприятиями и органами власти.

Ранее истцами право на приватизацию жилого помещения не использовано. Иных препятствий в приватизации жилого помещения судом не установлено.

Учитывая, что приватизация является бесплатной передачей в собственность граждан занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, суд считает возможным признать за истцами право собственности на спорное жилое помещение.

          Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право собственности Занкиной Валентины Андреевны, Занкина Юрия Николаевича, Занкина Николая Николаевича на 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу <адрес>, за каждым.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья