дело № 2-2660/2010 решение от 22.10.2010



Дело № 2-2660/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 октября 2010 года              г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бронниковой Л.В.

при секретаре Вишнивецкой Н.В.

с участием истца Смирновой Т.А., ее представителя Ровнова В.В., представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Степанова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Татьяны Анатольевны к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, понуждении к рассмотрению по существу заявления о предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», указав, что в 2008г. она обратилась в Комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании месту размещения автостоянки по адресу <адрес>. 08 сентября 2008г. Комитет по архитектуре и градостроительству г.Саратова выдал ей акт о выборе земельного участка для строительства площадью 37746 кв.м. 24 сентября 2008г. Комитетом по управлению имуществом Саратовской области было отправлено обращение № Т-6668 в Комитет по земельным ресурсам г.Саратова о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения автостоянки по адресу <адрес>, в <адрес>. Позднее к ранее поданным документам истицей был приобщен проект границ земельного участка, согласованный Управлением ветеринарии Саратовской области, Комитетом по архитектуре и градостроительству <адрес>, а также Комитетом по земельным ресурсам г.Саратова (№ 4328 от 13 октября 2008г.) 29 апреля 2009г. истица приобщила к указанному заявлению информирование о предоставлении земельного участка, размещенное в газете «Саратовская панорама». 05 мая 2009г. Смирнова обратилась в Комитет по архитектуре и градостроительству г.Саратова с заявлением об уточнении вида разрешенного использования земельного участка, на которое 12 мая 2009г. получила ответ о том, что разрешенный вид использования рассматриваемого земельного участка соответствует п.3 из группы видов разрешенного использования по постановлению Правительства Саратовской области от 02 апреля 2009г. № 121-П. 18 мая 2009г. Комитетом по управлению имуществом Саратовской области вынесено распоряжение № Т-1274-р об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и о предварительном согласовании истице места размещения автостоянки на земельном участке из земель населенных пунктов, относительно адресных ориентиров: <адрес>,б/н, <адрес>, площадью 37746 кв.м., в границах, указанных в прилагаемом в распоряжению проекте границ земельного участка. Во исполнение названного распоряжения 28 октября 2009г. Смирновой получен кадастровый паспорт земельного участка с присвоением участку кадастрового номера 23 ноября 2009г. она обратилась в Администрацию МО «Город Саратов» и в Комитет по земельным ресурсам г.Саратова с заявлением о предоставлении ей права аренды на 49 лет на спорный земельный участок для размещения автостоянки. К заявлению были приложены кадастровый паспорт земельного участка, копия санитарно-эпидемиологического заключения, выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и другие документы. 01 марта 2010г. комитет по земельным ресурсам г.Саратова направил в комитет по архитектуре и градостроительству запрос, на который 09 марта 2010г. получил ответ о что, что последний считает возможным предоставление в аренду на 49 лет земельного участка площадью 37746 кв.м. по адресу <адрес>,б/н для размещения автостоянки. Согласно п.5,6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка должен принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. А договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п.5 настоящей статьи решения. Поскольку кадастровый паспорт земельного участка был предоставлен Смирновой 23 ноября 2009г., администрация МО «Город Саратов» должна была предоставить ей право аренды на земельный участок не позднее 07 декабря 2009г., и заключить договор аренды не позднее 14 декабря 2009г. Однако до настоящего времени ответчиком решение по заявлению истицы не принято.

В судебном заседании Смирнова Т.А., ее представитель Ровнов В.В. исковые требования поддержали, уточнив их, и просили признать незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов» по непринятию решения по заявлению Смирновой о предоставлении права аренды земельного участка, обязать администрацию в двухнедельный срок принять решение по заявлению истицы от 23 ноября 2009г. о предоставлении земельного участка в аренду.

Представитель администрации МО «Город Саратов» Степанов А.А. иск не признал, пояснив, что из положений ст.31 ЗК РФ следует, что гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. На территории муниципального образования «Город Саратов» нормативным актом, устанавливающим градостроительные условия использования земельных участков, являются Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2009г. № 27-280. При согласовании схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления рассматривает ее на предмет соответствия документам территориального планирования города, а также документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории, что свидетельствует о специфике и сложности процедуры согласования и выдаче схем земельных участков. В соответствии с Положением о комитете по земельным ресурсам г.Саратова комитет осуществляет информирование о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, изготавливает, согласовывает, утверждает в пределах своих полномочий и выдает утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Поэтому администрация, получив заявление Смирновой, перенаправила его в комитет по земельным ресурсам для принятия решения о согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка. В соответствии с положением о комитете по архитектуре и градостроительству г.Саратова комитет подготавливает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте муниципального образования, за исключением схем, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, для предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ст.36 ЗК РФ. Таким образом, утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории в обязательном порядке проходят согласование в указанных структурных подразделениях администрации МО «Город Саратов». Администрация, получив заявление Смирновой своевременно перенаправила его в комитет по земельным ресурсам, который в свою очередь направил его в комитет по архитектуре и градостроительству. Обратно в администрацию на утверждение оно не поступало. Таким образом, у администрации МО «город Саратов» отсутствовала возможность принять решение по заявлению Смирновой.

Представители комитета по земельным ресурсам г.Саратова, комитета по архитектуре и градостроительству г.Саратова, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В статье 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

23 ноября 2009г. Смирнова Т.А. обратилась в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении права аренды на земельный участок по адресу <адрес>, б/н в <адрес> для размещения автостоянки. К заявлению она приложила кадастровый план земельного участка, копию санитарно-эпидемиологического заключения, сведения об информировании органом местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок.

Письмом от 04 августа 2010г. администрация сообщила Смирновой о том, что длительное рассмотрение заявления о предоставлении права на земельный участок обусловлено тем, что в период принятия решения вступили в силу нормативные правовые акты, регулирующие процедуру оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования «город Саратов», в том числе внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». В настоящее время проект постановления, подготовленный в соответствии с заявлением находится на согласовании в структурных подразделениях администрации муниципального образования «город Саратов», который истица сможет получить после подписания и регистрации.

Однако до момента рассмотрения дела судом решение по заявлению Смирновой не принято, хотя установленный законом срок рассмотрения истек.

Согласно ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен в ст.30 ЗК РФ:

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Как установлено в ч.1,2 ст.32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В п.13.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008г. № 27-280 установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос.

Из приведенных выше нормативных правовых актов следует, что администраций муниципального образования заявление Смирновой о предоставлении земельного участка в аренду должно быть разрешено в течение двух недель, т.е. до 08 декабря 2009г.

Таким образом, судом установлено бездействие администрации по нерассмотрению в определенный законом срок заявления гражданина о предоставлении права на земельный участок.

Доводы администрации о том, что бездействия с ее стороны не допущено, поскольку заявление проходит согласования в структурных подразделения администрации, суд считает несостоятельными.

Из ст.32 ЗК РФ видно, что в определенный в ней срок должно быть принято решение по заявлению гражданина о предоставлении либо отказе в предоставлении права на испрашиваемый земельный участок, т.е. необходимые в данном случае согласования должны быть получены в указанный срок. Отсутствие этих согласований свидетельствует о ненадлежащей организации работы администрации и ее структурных подразделений по заявлениям граждан о предоставлении прав на земельный участок, и не может служить основанием к отказу в защите прав граждан.

Кроме того, из представленных документов следует, что комитетом по земельным ресурсам г.Саратова был подготовлен проект постановления о предоставлении Смирновой в аренду спорного земельного участка, который до 18 октября 2010г. находился на согласовании в администрации. С марта 2010г. дополнительные документы по вопросу о возможности предоставления земельного участка Смирновой уполномоченными органами не запрашивались (л.д.22,24). 18 октября 2010г. проект постановления возращен по неустановленным причинам для доработки в комитет по земельным ресурсам.

Поскольку заявление Смирновой поступило в администрацию МО «Город Саратов», на которой лежала обязанность по его рассмотрению, именно администрация должна принять решение по этому заявлению в установленный законом срок независимо от внутреннего порядка прохождения и согласования документов структурными подразделениями администрации.

С учетом изложенного, суд находит требования Смирновой обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению в установленный срок заявления Смирновой Татьяны Анатольевны от 23 ноября 2009г. о предоставлении права аренды земельного участка по адресу <адрес>, б/н, кадастровый номер .

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Смирновой Татьяны Анатольевны от 23 ноября 2009г. о предоставлении права аренды земельного участка по адресу <адрес>, б/н, кадастровый номер , в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья