Дело № 2-2879/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 октября 2010 г. г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Терентьевой Н.А., при секретаре Пируевой О.Е. с участием представителей Поповой Э.Р., Киреевой Т.П. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове дело по исковому заявлению Аляткина Л.А. к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии за лечебную деятельность, о признании права на пенсию. У С Т А Н О В И Л : Аляткина Л.А. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; протокол УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа включить в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по возрасту период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации в ММУ «Больница №», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении - один год как один год и шесть месяцев, обязать УПФР в <адрес> включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по возрасту период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации в ММУ «Больница №», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении - один год как один год и шесть месяцев, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ Свои требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, так как она имеет более 30 лет стажа лечебной деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № УПФР в <адрес> ей было отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения из-за отсутствия требуемой продолжительности указанной деятельности. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в палате интенсивной терапии в больнице № не засчитан в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, так как вышеуказанная палата не предусмотрена перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не включил в льготный стаж, мотивируя тем, что включение этих периодов в этот стаж не предусмотрено ни Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, ни Правилами от ДД.ММ.ГГГГ №. Указывает, что с решением комиссии она не согласна, и считает, что данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, в льготном исчислении - один год работы как один год и шесть месяцев, поскольку палата реанимации и интенсивной терапии является структурным подразделением анестезиологии-реанимации, что подтверждается лицевыми счетами, штатным расписанием, тарификационными списками, исследованными в пенсионным органом в ходе проверки. Работодателем при приеме на работу сделана неточная запись в трудовой книжке о месте работы. Впоследствии работодателем внесены изменения в трудовую книжку, которые подтверждают ее работу в качестве медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации. Отделение анестезиологии-реанимации поименовано Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Согласно ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № медицинские работники не имеют права осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Обучение на курсах повышения квалификации оформлено приказом и командировочным удостоверением, на время обучения за Аляткина Л.А. сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд. В связи с этим отказ ответчика включить в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации является неправомерным. В судебное заседание Аляткина Л.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель Аляткина Л.А. по доверенности Киреева Т.П. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, пояснив, что периоды работы подтверждены трудовой книжкой. Считает не обоснованным решение комиссии по пенсионным вопросам при УПФ РФ в <адрес>, т.к. ими нарушено право Аляткина Л.А. на получение пенсии за 30 лет лечебной деятельности. Представитель УПФ РФ в <адрес> по доверенности Попова Э.Р. иск не признала и пояснила, что согласно Списку право на пенсию имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья при наличии условий - работы в определенных должностях и определенных учреждениях. Пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения устанавливается в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.28 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществляющим указанную деятельность не менее 30 лет. При определении права на данный вид пенсии пп.20 п.1 ст.28 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» применяется в совокупности с п.3 ст.28 указанного закона. Правительство Российской Федерации приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья» в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными нормативными актами применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости. Осуществляемая в иных организациях, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. В частности в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № Конституционный суд РФ отмечает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях, а лишь с такой выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности. После вступления в силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с ДД.ММ.ГГГГ) применяются Список и Правила, утвержденные указанным постановлением. Наряду с названными, применяется разъяснение Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в СССР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет». Стаж на соответствующих видах работ, рассчитанный в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П составляет 26 лет 5 месяцев 21 день. При исчислении специального стажа, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ и дающего право на пенсию за выслугу лет применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № и Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в палате интенсивной терапии городской клинической больнице № в городской клинической больнице №, не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, так как вышеуказанная палата не предусмотрена Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев. Согласно записям в трудовой книжке Аляткина Л.А. была принята в медсанчасть «Элмаш» в палату интенсивной терапии. В последствии в трудовую книжку вносились изменения, касаемые места работы Аляткина Л.А. Однако данные записи внесены с противоречием друг другу. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не засчитаны в специальный стаж, т.к. включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрены, "ни Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, ни Правилами от ДД.ММ.ГГГГ №, ни постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, ни разъяснением от ДД.ММ.ГГГГ №. Просит в удовлетворении исковых требований Аляткина Л.А. отказать в полном объеме. Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 7 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" Право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В Постановлении Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что в силу ст. 4 (ч.2) и 15 (ч.1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законом (ст.115, ч.1 и з Конституции РФ). В силу п. 11 ст. 28 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости. В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Из приведенного законодательства следует, что назначение льготной пенсии возможно при наличии двух условий: работа в определенной должности по выполнению лечебной деятельности и в определенном учреждении по охране и профилактике здоровья населения. При этом, право на досрочное назначение трудовой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (ст. ст. 27, 28 Закона). Дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 81-О. В судебном заседании, установлено, что Аляткина Л.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медсестры в ММУ « больница №» что подтверждается трудовой книжкой. Согласно решения комиссии по пенсионным вопросам при УПФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Аляткина Л.А. отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения из–за отсутствия требуемой продолжительности лечебной деятельности, а именно 30 лет стажа лечебной деятельности. Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в палате интенсивной терапии ММУ «Больница №» не засчитан в стаж в льготном исчислении в связи с тем, что указанная палата не поименована Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Спорный период, который УПФ РФ не включает в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, приходится на время действия Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с действовавшим в спорный период Постановлением СМ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения. В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный вышеуказанным Постановлением: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности засчитывалась в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Факт работы истицы в спорные периоды времени и осуществление лечебной деятельности подтверждаются трудовой книжкой, справкой, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимых для назначения льготных пенсий. В Постановлении Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что в силу ст. 4 (ч.2) и 15 (ч.1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законом (ст.115, ч.1 и з Конституции РФ). В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверки конституционного положений подпунктов 10,11, и 12 пункта 1 статьи 28 п. 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной <адрес>, Верховного суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда <адрес>, Елецкого городского суда <адрес>, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов <адрес>, а также жалобами ряда граждан, п. 3.3 установлено по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1); 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество-государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Приказом Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи» утверждены «Положение об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения» и «Штатные нормативы медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений». На основании этого приказа Министерства здравоохранения союзных и автономных республик обязаны организовать работу отделений анестезиологии-реанимации в соответствии с утвержденным Положением и устанавливать штаты медицинского персонала этих отделений с утвержденными штатными нормативами. «Положением об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения», утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрена организация в составе отделения анестезиологии-реанимации палаты для реанимации и интенсивной терапии в городских больницах на 500 и более коек при наличии в больнице не менее 70 коек хирургического профиля Таким образом, суд считает необходимым, включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации в ММУ «Больница №». Судом установлено, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в стаж работы Аляткина Л.А., необходимого для назначения пенсии. В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. К таким категориям работников относятся медицинские работники, поскольку систематическое прохождение курсов повышения квалификации является необходимым условием работы по специальности, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В связи с этим отказ ответчика включить в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации является неправомерным. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж Аляткина Л.А. Таким образом, у истицы на момент обращения за назначением пенсии имелось более 30 лет специального стажа. При таких обстоятельствах суд считает возможным признать право Аляткина Л.А. на назначение досрочной пенсии за выслугу лет с момента ее обращения ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконными решение УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, протокол УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Аляткина Л.А. включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры- анастезиста в отделении анестезиологии-реанимации ММУ «Больница №», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год 6 месяцев. Обязать УПФ РФ в <адрес> включить Аляткина Л.А. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры- анастезиста в отделении анестезиологии-реанимации ММУ «Больница №», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год 6 месяцев. Признать за Аляткина Л.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Саратова. Председательствующий /Терентьева Н.А./