Дело № 2-3070/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 ноября 2010г. г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Желонкиной Г.А. при секретаре Грачевой Е.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Синицыной С.В. к Комитету по управлению имуществом г.Саратова о признании права пользования жилым помещением, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании права пользования жилым помещением, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации мотивируя тем, что с 1999 года и по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, где занимает отдельную комнату на первом этаже площадью 16,1 кв. м. Заселение в данное помещение произведено на основании распоряжения генерального директора ОАО «Саратовский институт стекла» от 06.12.1999 года, которое арендовало здание общежития у ООО «Саратовское отделение Волгоградпромжелдортранс». Факт правомерного занятия жилого помещения в общежитии по существующему в то время адресу: г.Саратов, 3-я Дачная, общежитие «ППЖТ» подтверждается оплатой коммунальных услуг и жилья предоставленного в общежитии, а также регистрацией с 14.12.1999 года произведенной отделом УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г.Саратова. В 2006г. зданию общежития присвоен почтовый адрес: <адрес>, <адрес> оно было построено и сдано в эксплуатацию в 1982г. Как установлено вступившим в законную силу Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда Саратовской области от 31 мая 2006г. право на владение и пользование данным зданием с 31 мая 2006г. у Саратовского отделения «Волгоградпромжелдортранс» прекращено и с 2006г. эксплуатацию здания осуществляют жильцы по спискам фактически проживающих в здании лиц, т.е. здание утратило статус общежития, каждая проживающая семья имеет свое обособленное помещение, состоящее из нескольких жилых комнат, в некоторых обособленных помещениях имеются кухни и санузлы. У здания отсутствует собственник, а бывший собственник здания в нарушения закона не передал его в муниципальную собственность и жильцы домовладения вынуждены осуществлять его эксплуатацию самостоятельно на основании договоров заключенных на подачу света и воды Ленинским МУ ДЕЗ. Здание давно утратило статус общежития. В ее блоке имеется согласно инвентарному паспорту жилая комната № площадью 16,1 кв.м., проживает в данной комнате одна. Заключить договор социального найма на жилое помещение не имеет возможности, поскольку здание в муниципальную собственность не передано. В соответствии со ст. 19 ЖК РФ общежития относятся к жилищному фонду. Здание, в котором проживает, как объект жилищного фонда, подлежало передаче в муниципальную собственность после принятия Верховным Советом РФ Постановления № 3020-1 от 27.12.1991г., согласно п.2 которого объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность. Здание построило и в 1982 году сдало в эксплуатацию Волгоградское государственное предприятие «Промжелдортранс», которое после акционирования также не выполнило Постановления Правительства РФ № 235 от 07.03.1995г., которым предписывалось всем предприятия, независимо от того, приватизировались они или нет, передать объекты коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность. Распоряжением Правительства РФ №1453-р от17.10.2002г. всем федеральным государственным предприятия, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, предписывалось до 31 декабря 2004г. передать их в муниципальную собственность. Администрацией г. Саратова издано распоряжение № 210-р от 10 октября 2006г., в соответствии с которым Комитету по управлению имуществом г.Саратова предписывалось рассмотреть вопрос совместно с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом о передаче общежития по адресу: <адрес> в собственность муниципального образования. Этим же распоряжением объект был принят на обслуживание МУ «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова» и это же муниципальное учреждение должно было обеспечить изготовление технического паспорта на жилой дом. Таким образом, бездействие органов власти и предприятия, построившего здание и не исполнявших закон о разграничении государственной собственности, ограничивает ее права, предусмотренные Конституцией РФ, хотя в свою очередь производит оплату коммунальных платежей по промышленным тарифам непосредственно поставщикам электроэнергии, т.к. здание присоединено к электросетям юридического лица, покупающего электроэнергию для промышленных целей. За подачу воды оплачивает ООО «Саратовское отделение Волгоградпромжелдортранс», за подачу тепла – ООО СЭПОЗЭМ, т.е. оплачивает юридическому лицу, приобретающему воду по промышленным тарифам. Оплату коммунальных платежей производит наличными средствами исходя из показаний счетчиков на электроэнергию и воду, поставленных в здании за счет проживающих граждан. Распределение затрат производится в равных долях согласно занимаемых комнат. Фактическую оплату за занимаемую комнату до 2006г. производила в Институт стекла, а с 2006 года через книгу сдачи денежных средств Никишонковой О.А., выбранной на собрании жильцов. Задолженность по оплате услуг отсутствует. Распоряжением администрации Ленинского района г. Саратова № 931-р от 14.08.2006г. зданию присвоен почтовый адрес, а распоряжением № 2780-р от 02.12.2009 г. присвоены номера квартир в здании и номера комнат в коммунальных квартирах. За личные средства проживающих в здании граждан изготовлен технический паспорт на все здание и жилые помещения в коммунальной <адрес> Здание уже более 11 лет утратило статус специализированного жилого фонда (общежития), не является в настоящее время ни объектом федеральной собственности, ни объектом муниципальной собственности, ни собственности Саратовской области, не находится и в реестре собственности города. Право собственности ООО «Волгоградпромжелдортранс» прекращено по решению суда. Здание никому не принадлежит и принято на обслуживание МУ «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г.Саратова» только после распоряжения администрации г. Саратова № 210-р. Снабжение дома коммунальными услугами производится по договорам, заключенным ДЕЗ по Ленинскому району, поскольку жители дома не могут заключить договора от своего имени. Лишена возможности поставить вопрос о заключении договора социального найма, вопрос о праве пользования указанными комнатами в коммунальной квартире может быть разрешен только в судебном порядке. Также не имеет возможности реализовать право на приватизацию занимаемого жилого помещения хотя ранее в приватизации не участвовала и в силу ст.11 Закона РФ от 04.07.1991г.№ 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обладает таким правом. Согласно техническому паспорту проживает в помещениях за № этажа здания по адресу: <адрес>, <адрес>. Данному этажу согласно распоряжению № 931 от 14.08.2006г. присвоен номер <адрес>, а ее жилой комнате присвоен порядковый номер № в данной коммунальной квартире. Поскольку договор найма ввиду отсутствия собственника и балансодержателя не заключен, применение ст.135 ГК РФ считает правомерным. Здание утратило статус специализированного жилого фонда. В соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42 и положения об общежитиях утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР № 328 от 11.08.1988г. а также анализ жилищного законодательства устанавливают, что признаки общежития это: - нахождения жилого фонда у хозяйствующего субъекта -укомплектование помещений мебелью и другими предметами быта -наличие обслуживающего персонала и т.д., но этого ничего нет. Домовладение по <адрес> не является в настоящее время ни объектом федеральной собственности, ни объектом муниципальной собственности, ни объектом собственности Саратовской области, не находится и в реестре собственности Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области. В соответствии со ст.7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах принадлежащих государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. Статьей 35 Конституции РФ, ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предоставляют право на приобретение жилых помещений в собственность. В соответствии со ст.8 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений вправе обратиться в суд. Просит признать за ней право пользования в порядке найма жилой комнатой за инвентарным номером № площадью 16,1 кв.м., почтовый адрес: комната <адрес> в коммунальной <адрес> а также право собственности в порядке приватизации жилой комнатой за инвентарным номером № площадью 16,1 кв.м., почтовый адрес: комната <адрес> в коммунальной <адрес> В судебном заседании Синицына С.В. и её представитель по доверенности Федорова Н.В. исковые требований поддержали в полном объеме, просят удовлетворить, пояснив, что данное общежитие было предоставлено в связи с трудовыми отношениями в 1999г. ОАО «Саратовский институт стекла», которое арендовало помещения у Саратовского дочернего отделения АООТ «Волгоградпромжелдортранс»( ныне ООО), имеет регистрацию по месту жительства. Заключить договор социального найма не имеет возможности, так как здание не передано в муниципальную собственность, и утратило статус специализированного жилого фонда. Производит оплату коммунальных платежей, содержит жилое помещение. Ранее проживала с 22.12.1988г. по 27.08.1997г., с 23.10.1997г. по 20.11.1999г в <адрес> на территории Свердловского МО, участия в приватизации не принимала. Ответчик Комитет по управлению имуществом г.Саратова, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, возражений не представил, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Третьи лица администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом на территории Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со ст.2 указанного Закона, право на приватизацию имеют граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ; жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст.6 названного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В силу ст.11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда 1 раз. В судебном заседании установлено, что спорное здание по договору аренды общежития № 257 от 14 сентября 1998 года было передано Саратовским дочерним отделением АООТ «Волгоградпромжелдортранс» в аренду ОАО «Саратовский институт стекла», часть комнат осталась в пользовании АООТ «Волгоградпромжелдортранс» (л.д. 11). Истец как работник ОАО «Саратовский институт стекла» (л.д. 154-157) по согласованию с руководством по ее письменному заявлению была вселена в комнату № коммунальной <адрес> площадью 16,1 кв.м. <адрес>, имеет в ней регистрацию согласно паспортным данным с 14.12.1999г. (л.д. 12) и проживает до настоящего времени. Согласно техническому паспорту ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» комната, в которой проживает истец, находится на первом этаже, площадью 16,1 кв.м. (л.д. 21-28). Истец с 1999г. проживает в данной комнате по настоящее время, что подтверждается расчетами оплаты коммунальных услуг за электроэнергию, воду и отопление, квитанциями и расчетными листками (л.д. 40-89, 91-153, 158-159). Согласно справке № 191 от 08.10.2010г. Синицына С.В. ранее была зарегистрирована в <адрес>, участия в приватизации не принимала (л.д. 90) Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1. и ФИО2 соседи истца, подтвердили, что Синицына С.В. занимает одну комнату № в коммунальной <адрес> на первом этаже здания по <адрес> они работали вместе с ней в ОАО «Саратовский институт стекла» с 1999г. и им также как и ей были предоставлены комнаты в данном общежитии, заходили в гости. Проживает Синицына до настоящего времени в коммунальной <адрес>, занимает комнату за №. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 31 мая 2006 года ООО «Саратовское отделение Волгоградпромжелдортранс» было отказано в иске о признании права собственности на здание общежития, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 13-17). В постановлении указано, что истцы мотивировали свои требования тем, что Саратовское дочернее отделение АООТ «Волгоградпромжелдортранс» создано в процессе приватизации Волгоградского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта, которое в 1999 году было реорганизовано в ООО «Саратовское отделение Волгоградпромжелдортранс». Решением комитета по управлению имуществом Волгоградской области № 171 от 09.03.1993 года о преобразовании Волгоградского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта в АООТ «Волгоградпромжелдортранс» переданы объекты недвижимости, в том числе, спорное здание общежития (Литер А) общей площадью 631,5 кв.м., построенное в период времени 1982 года. Распоряжением администрации Ленинского района г.Саратова от 14.08.2006 года № 931-р общежитию, литер А, общей площадью 631,5 кв.м., расположенному по адресу: <адрес> присвоен почтовый адрес: <адрес> Распоряжением администрации Ленинского района г.Саратова от 02.12.2009г. № 2780-р квартирам и комнатам в общежитии присвоены индивидуальные номера (л.д. 19-20) В соответствии со ст. 19 ЖК РФ, общежития относятся к жилищному фонду. Спорное здание, как объект жилищного фонда подлежало передаче в муниципальную собственность после принятия Для исключений Федерации Постановления № 3020-1 от 27 12.1991 года. Согласно п. 2 данного Постановления, объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся должны быть переданы в муниципальную собственность. Согласно п.2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов российской федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий". Согласно указанному пункту Указа Президента, нежилые и жилые помещения не могут быть включены в состав приватизируемого имущества. До настоящего времени предприятие, в ведении которого находилось спорное здание общежитие, не выполнило обязанность по передаче указанного здания в муниципальную собственность. В соответствии со ст. 7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. Распоряжением администрации г.Саратова от 10 октября 2006 года № 210-р, муниципальному учреждению «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова» указано до 10 октября 2006 года принять на обслуживание спорное здание, производить его обслуживание и изготовить технический паспорт. Данным распоряжением комитету по управлению имуществом города Саратова предписывалось обратиться в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области с предложением о рассмотрении вопроса о передаче спорного общежития в собственность муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 18). Согласно справки комитета по управлению имуществом г.Саратова, домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре объектов муниципального жилищного фонда города на уровне учета домов, в которых все жилые помещения находятся в собственности муниципального образования «Город Саратов», не значится и ранее не значилось (л.д. 36). Из справки МУ «ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова» от 29.06.2009г., 20.04.2009г. (л.д. 29-30) следует, что <адрес> <адрес> на балансе не находится, граждане, проживающие в нем, оплачивают коммунальные услуги поставщикам, что подтверждается договорами на отпуск питьевой воды (л.д. 31-34), на снабжение тепловой энергией и горячей водой (л.д. 35), на энергоснабжение (л.д. 38). По данным ГУ УФРС по Саратовской области в ЕГРП отсутствует запись о регистрации права собственности на основании договора передачи жилой площади в собственность данного гражданина (л.д. 39) Суд считает, что не передача спорного здания общежития, являющегося федеральной собственностью, в муниципальную собственность не может ограничивать права граждан, поскольку реализация их прав не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующими предприятиями и органами власти. Указанное обстоятельство не может ограничивать права граждан, проживающих в данном общежитии по сравнению с правами граждан, проживающих в зданиях общежитий государственных и муниципальных предприятий и переданных в ведение органов местного самоуправление, на отношения пользования которых жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма и которые в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» вправе прибрести их в собственность. Согласно п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Истец не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения по указанным выше причинам, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации. То обстоятельство, что право муниципальной собственности на комнату, занимаемую истцом, не зарегистрировано, не может являться препятствием к ограничению законного права истца на приватизацию. Право на приватизацию жилого помещения предоставлено истцу в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». За пользование жилым помещением истец ежемесячно вносит плату за коммунальные услуги, при этом задолженности по оплате не имеется. В связи с этим, суд считает, что неопределённость в собственнике спорного жилого помещения нарушает права истца на приватизацию данного жилого помещения, ставит предусмотренное законом право на приватизацию в зависимость от решений вопроса о передаче жилого дома в муниципальную собственность. Таким образом, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Синицыной С.В. право пользования в порядке найма жилой комнатой за инвентарным номером № площадью 16,1 кв.м. по почтовому адресу г<адрес> в коммунальной квартире <адрес>. Признать за Синицыной С.В. право собственности на жилую комнату за инвентарным номером № площадью 16,1 кв.м., почтовый адрес комната № коммунальная <адрес> Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья