Дело №2-2936/2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 октября 2010г. г. Саратов Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Ионовой А.Н., при секретаре Акимове Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пащенко И.К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова о признании права на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, УСТАНОВИЛ: Пащенко И.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова, просит признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, просит обязать ответчика включить Пащенко И.К. в специальный стаж лечебной деятельности период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет без сохранения заработной платы с 27 января 1990 года по 04 апреля 1990 года; период работы в должности медсестры в клинике факультетской педиатрии в Клиническом городке Саратовского медицинского института с 19 августа 1993 года по 03 мая 1994 года, и назначить досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения за ней, то есть с 11 августа 2010 года; взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя. В обоснование иска указано, что отказ ответчика включить Пащенко И.К. в специальный стаж лечебной деятельности период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет без сохранения заработной платы с 27 января 1990 года по 04 апреля 1990 года является незаконным в силу следующего. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П «по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а так же Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования. До вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», то есть до 06.10.1992 года, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. То есть, период нахождения Пащенко И.К. в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет: с 27 января 1990 года по 04 апреля 1990 года, имел место до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Кроме того, в указанный период действовало постановление Совмин СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п.2 которого предусматривал, что с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а так же в стаж работы по специальности. В соответствии с п.15 Постановления Пленума от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости». Отказ ответчика включить Пащенко И.К. в стаж лечебной деятельности период с 19 августа 1993 года по 03 мая 1994 года так же незаконный, указано в иске. Пащенко И.К. выполняла функции медсестры в клинике факультетской педиатрии в Клиническом городке Саратовского медицинского института. В соответствии с п.1 Временного положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении, утвержденного приказом Минздрава РФ от 29 сентября 1993 года №228 «Клиническим является лечебно- профилактическое учреждение (ЛПУ), в составе которого работают клинические подразделения (кафедры, отделы, лаборатории) медицинских вузов, научно-исследовательских институтов, факультетов институтов усовершенствования врачей, медицинских факультетов университетов, оказывающие медицинскую помощь, осуществляющие подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, разработку и внедрение в практику новых медицинских технологий, а согласно п.7 примечания к приложению Приказа Минздрава и соцразвития РФ от 07.10.2005 года №627 «об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями». В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а так же Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшие до введения нового правового регулирования. Таким образом, следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмин РСФСР от 06.09.1991 года №464, действовавший по 13 ноября 2002 года, в п.1 которого указаны «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиолгических учреждений всех форм собственности». В период с 19 августа 1993 года по 03 мая 1994 года Пащенко И.К. работала в должности медсестры (средний медицинский персонал) в клинике факультетской педиатрии в Клиническом городке Саратовского мединститута. Кроме того, согласно Приказу № 11-а от 04 мая 1994 года по клинической больнице № 3 Саратовского медицинского университета наименование клинического городка было приведено в соответствие со Списком учреждений здравоохранения и он стал именоваться клинической больницей № 3 Саратовского государственного медицинского университета без изменения целевого назначения. Таким образом, на момент обращения в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова у Пащенко И.К. имелся стаж требуемой продолжительности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Пащенко И.К., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст.167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие истца. Лиходаев Е.Г., представитель истца, полностью поддержал исковые требования, просит признать незаконным отказ ответчика включить в специальный стаж Пащенко И.К. период по уходу истца за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а так же период с 19 августа 1993 года по 03 мая 1994 года, когда Пащенко И.К. выполняла функции медсестры в клинике факультетской педиатрии в Клиническом городке Саратовского медицинского института, по изложенным в иске основаниям; кроме того, в исковом заявлении допущена опечатка: период по уходу за ребенком оканчивается 01.04.1990 года, а не 04.04.1990 года, Лиходаев Е.Г. так же уточнил, что истец просит суд не назначить пенсию, а признать право истца на досрочную пенсию по старости с 11 августа 2010 г.: с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, кроме того, истец не настаивает на взыскании с ответчика судебных расходов. Представитель ответчика Бивол Е.А. иск не признала, пояснила, что с требованиями Пащенко И.К. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Кроме того, пояснила Бивол Е.А., 26.10.2010 года отменено решение комиссии об отказе Пащенко И.К. во включении в стаж лечебной деятельности период с 27 января 1990 года по 01 апреля 1990 года по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Так же, представитель ответчика сообщила, что на основании протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.10.2010г. № 3537 период работы с 27 января 1990 года по 01 апреля 1990 года - дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет включен в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Представитель ответчика Бивол Е.А. пояснила, что Пащенко И.К. обратилась в УПФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения устанавливается в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществляющим указанную деятельность не менее 30 лет. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29.10.2002г. № 781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и постановление от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с перечисленными нормативными актами в стаж на соответствующих видах работ может быть засчитана не любая медицинская деятельность, а только работа в должностях и учреждениях, поименованных в соответствующем Списке. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление досрочного пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной деятельности, а лишь с которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. При исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999г. и дающего право на пенсию за выслугу лет применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, с учетом Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377 и Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395. Период работы 19.08.1993 по 03.05.1994г. в должности медсестры клиники факультетской педиатрии в Клиническом городке Саратовского медицинского института, не может быть засчитан в стаж так как клиника факультетской педиатрии не являлась учреждением, то есть не обладала статусом юридического лица, а так же не может быть засчитана в стаж на соответствующих видах работ по п.1 Правил исчисления сроков выслуги лет. Согласно номенклатуре, п. 1.8.1. предусматривает Клинику высшего медицинского образовательного учреждения. Клиники - лечебно - профилактические учреждения, входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, научно-практических центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются их структурным подразделением. Истцом предоставлено штатное расписание за 1993,1994г.г. медицинского персонала клиник Саратовского медицинского института, в котором указаны клиники, в том числе и факультетской педиатрии, что является подтверждением того, что клиники были структурными подразделениями медицинского института и не имели статуса самостоятельного учреждения. Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, пенсионное дело истца, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в части. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст.ст. 2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого было ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом. Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно п. 9 ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 01.01.2013г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно ст. ст.12, 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. По данной категории дел бремя доказывания лежит на органе, чьи действия обжалуются. Судом установлено, что 11.08.2010 года Пащенко И.К. обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, что подтверждается материалами пенсионного дела. Пащенко И.К. в обоснование своих требований представлена трудовая книжка, копии штатных расписаний, лицевые счета по начислению зарплаты, приказы по личному составу по Клинической больнице № 3, приказы по Клиническому городку, справки, тарификационный список работников Клинического городка СГМУ. Истец в период 19. 08.1993 г. по 03.05.1994 г. работала в должности медсестры в клинике факультетской педиатрии в Клиническом городке Саратовского медицинского института. Решением Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова №189 от 19.08.2010 года (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №2741 от 19 августа 2010 года) Пащенко И.К. отказано в назначении досрочной пенсии в виду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как исключены из стажа период дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет с 27.01.1990 года по 01.04.1990 года и период работы с 19.08.1993 года по 03.05.1994 года в должности медсестры в клинике факультетской педиатрии в Клиническом городке СМИ. В удовлетворении искового требования Пащенко К.И. о включении периода с 27.01.1990г. по 01.04.1990 г. – дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет следует отказать, поскольку решением комиссии от 26.10.2010 года (протокол №3537) указанный период включен в стаж истца на соответствующих видах работ. Указанное решение находится в пенсионном деле истца, суд его обозревал. Согласно Приказу № 11-а от 04 мая 1994 года по клинической больнице № 3 Саратовского медицинского университета наименование клинического городка было приведено в соответствии со Списком учреждений здравоохранения и он стал именоваться клинической больницей № 3 Саратовского государственного медицинского университета без изменения целевого назначения. В соответствии с Приказом министерства здравоохранения от 03.06.2003 г. № 229 лечебно-профилактические учреждения, используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями. В соответствии п. 9 Постановления Пленума от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П установлено, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1.01.2002 года могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования. Постановлением Правительства от 22.09.1999 года № 1066 утверждены Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены нормативные акты, касающиеся порядка и оснований назначения досрочной пенсии за осуществление лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, а именно, Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с п. 1 п.п. 11 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения пенсии, в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в разделе наименований должностей указан «средний медицинский персонал», а в разделе наименование учреждений, под пунктом один, указаны «больницы всех наименований». В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. .., в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений.... При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений на их клинический профиль, ведомственную или территориальную принадлежность, не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В пункте 6 Правил установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях, работа в должностях, указанных в Списке в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, а также лечебно- профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединениях. Пащенко И.К. с 19 августа 1993 года по 3 мая 1994 года работала в должности медсестры в клинике факультетской педиатрии в Клиническом городке Саратовского медицинского института. Указанный период необходимо включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, в силу следующего. Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что медицинский институт не поименован Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, а также то, что клинический городок не предусмотрен перечнем структурных подразделений медицинских учебных заведений содержащемся в п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение пенсии. Приказом Минздрава РФ от 29 сентября 1993 № 228 утверждено временное положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении(далее ЛПУ). Первым его разделом определено, что в составе ЛПУ работают клинические подразделения (кафедры, отделы, лаборатории) медицинских вузов, отказывающие медицинскую помощь, разработку и внедрение в практику новых медицинских технологий. В соответствии с Приказом Министерства Здравоохранения от 03.06.2003 года № 229 лечебно-профилактические учреждения, используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями. Из Положения о клинической больнице № 3 (клиническом городке) СГМУ, зарегистрированного Администрацией Октябрьского района г. Саратова 16 мая 1994 года следует, что клиническая больница № 3 (клинический городок) является структурным подразделением СГМУ. Клиника пользуется по доверенности университета частично правами юридического лица. Кроме того, в Положении указано, что целями деятельности клинической больницы является удовлетворение потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи, использование кадровых, финансовых ресурсов, научного потенциала, проведение научных исследований, разработка методов профилактики, диагностики, лечение и реабилитация больных. В разделе № 4, Положения указаны структурные подразделения в виде: факультетских клиник, детской хирургической клиники, клиники болезней уха, горла, носа, клиники госпитальной педиатрии, клиники анестезиологии и реанимации на 125 коек, хирургия ЭХО-2, и т.д. При этом в п. 4.1 данного раздела указаны поликлинические подразделения Саратовского государственного медицинского университета(далее СГМУ), в п. 4.2 - подразделения, оказывающие лечебную (стационарную) помощь и в соответствии с занимаемым местом расположения клиник в зданиях (помещениях), состоящих из девяти корпусов клинического учреждения (городка) и наименование подразделения, расположенного в 7 корпусе, как клиника анестезиологии и реанимации, хирургическое отделение, указано правильно. Из Устава Саратовского государственного медицинского института, действовавшего в период 1986 года по 1991 гг.(раздел 6) следует, что институт имеет в своем составе: факультеты и соответствующие кафедры, учебно-вспомогательные учреждения, административно-управленческие учреждения и отделы, клиники: клинический городок, главных болезней, кожно-венерических болезней, профпатологии и гематологии. Изложенное свидетельствует о том, что клинический городок Саратовского государственного медицинского института является клиникой оказывающей медицинскую помощь населению. При исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, за периоды работы до 1 ноября 1999 года может применяться Список от 6 сентября 1991 года № 464, в пункте 1 которого были названы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. Кроме того, согласно приказу № ПО-а от 04.05.1994 года, наименование клинического городка было приведено в соответствие со Списком учреждений здравоохранения и стал именоваться клинической больницей №3 СГМУ без изменения целевого назначения. Приказом Министерства здравоохранения РФ № 395 от 03.11.1999 года была утверждена номенклатура учреждений здравоохранении, на момент обращения истца о назначении пенсии и ныне действует приказ Минздрава РФ № 627 от 7 октября 2005 года, признавший утратившим силу приказ № 229 от 3.06.2003 года, и в единой номенклатуре предусмотрены в качестве больничных учреждений – городская больница и больница скорой медицинской помощи, а также клиники. Приказом Минздрава № 377 от 15.10.1999 года было утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения (действует с изменениями на 5 сентября 2006 года) и среди отделений в стационаре названо «хирургическое» отделение, хирургическое торакальное и экстренной помощи. Пунктом 3.3.5.3 предусмотрены должности «средний медицинский персонал» (в том числе и операционные медсестры) всех наименований отделений экстренной помощи. В силу пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, при определении права истца на досрочную пенсию, суд учитывает ее деятельность, а также специфику, условия осуществления истцом работы, ее нагрузку, с учетом целей, задач, а также направление деятельности учреждения, в которых она работала. С учетом включенного судом спорного периода работы в стаж лечебной деятельности, истец ко дню обращения за пенсией имела необходимую продолжительность работы, что позволяет удовлетворить требования истца о назначении пенсии досрочно. Суд также считает, что пенсия истцу должна быть назначена с момента подачи заявления о назначении пенсии, то есть, с 11 августа 2010 года, поскольку в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ (п.23) указано, что при рассмотрении дел необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ). Следовательно, необходимо удовлетворить требование Пащенко И.К. о признании за ней с 11 августа 2010 года права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности. Представитель истца при вынесении решения не настаивает о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины и оплате труда представителя, а потому данные расходы судом с ответчика не взыскиваются. Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова в назначении Пащенко И.К. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова включить Пащенко И.К. в специальный стаж лечебной деятельности период работы в должности медсестры в клинике факультетской педиатрии в Клиническом городке Саратовского медицинского института с 19 августа 1993 года по 03 мая 1994 года. Признать право Пащенко И.К. на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 11 августа 2010 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Пащенко И.К. отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья: