Дело № 2-3059/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 ноября 2010г. Ленинский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Озерова А.Ю. при секретаре Ивакиной Е.А., с участием прокурора Щёлоковой Е.В., представителя администрации МО «Город Саратов» Бычковой В.В., представителя администрации Ленинского района МО «Город Саратов» Цопина А.А., третьих лиц Былинкиной Н.С., Майоровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах Макаровой Е.Ф. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействие незаконным, предоставлении другого жилого помещения Установил: Прокурор в интересах Макаровой Е.Ф. обратился в суд с иском, в котором просит признать бездействие администрации Ленинского района муниципального образования (далее МО) «Город Саратов», выразившееся в неисполнении полномочий в отношении муниципального жилого фонда, а также непринятии своевременных мер по обеспечению жилищных прав Макаровой Е.Ф., её дочери Майоровой Т.А. и внучки Былинкиной Н.С., проживающих в муниципальном жилом помещении, незаконными; признать бездействие администрации МО «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению Макаровой Е.Ф., её дочери Майоровой Т.А. и внучки Былинкиной Н.С. из жилого дома признанного непригодным для проживания незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан и обязать администрацию МО «Город Саратов» предоставить Макаровой Е.Ф., её дочери Майоровой Т.А., внучке Былинкиной Н.С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (44,4 кв.м.), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.Саратова. В обоснование своих требований прокурор указал, что семья Макаровой Е.Ф. проживает в <адрес>. Данный жилой дом серии К-7-2-4 построен по проекту инженера Лагутенко, признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома № 420 от 30.12.1983г., распоряжением Саратовского областного Совета народных депутатов от 25.10.1983г. № 988-р и постановлением администрации Ленинского района г.Саратова от 27.10.1997г. № 609. В соответствии с распоряжением Губернатора Саратовской области от 26.02.1997г. «О передаче объектов социально-культурного коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и муниципальную собственность» Главой администрации было постановлено создать комиссию по организации мероприятий, обеспечивающих переселение жильцов домов серии К-7-2-4, которой в срок до 15.09.1997г. представить мероприятия по расселению семей. Несмотря на это и неоднократные обращения граждан, расселение жителей из данного дома не произведено. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Ленинского района г.Саратова от 26.03.2003г. № 338-р и распоряжением администрации Ленинского района г.Саратова от 26.03.2003г. № 338-р данный жилой дом также был признан непригодным для проживания. Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002г. № 22-200 была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём граждан города Саратова, проживающих в ветхих, аварийных и построенных по проекту инженера Лагутенко жилых домах» на 2002-2010 годы. Целью программы была ликвидация до 2005г. включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2002г. 30.12.2008г. на заседании межведомственной комиссии вновь было принято решение о признании <адрес> непригодным и подлежащим сносу. Прокурор поддержал исковые требования и дал пояснения, аналогичные обстоятельствам изложенным в исковом заявлении, указав, что указанный жилой дом до настоящего времени не расселён, перспективы отселения Макаровой Е.Ф. с членами семьи не известны, а состояние дома создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья граждан. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» иск не признала и пояснила, что решением Исполнительного комитета Саратовского городского совета народных депутатов № 420 от 30.12.1983 года предприятия и другие организации, имеющие на своих балансах жилые дома серии К-7-3-4 обязаны были комиссионно до 30 марта 1984 года определить техническое состояние домов, принадлежащих каждой организации, и по результатам обследования подготовить предложения через соответствующие министерства и ведомства, включая осуществление мероприятий с целью обеспечения их последующей эксплуатации. Администрация муниципального образования «Город Саратов» считает неправомерным довод о том, что с 1983 года на исполком Ленинского районного Совета была возложена обязанность по предоставлению гражданам, проживающим в жилом <адрес> жилых помещений, т.к. решение Исполнительного комитета местного совета народных депутатов по спорному жилому помещению не принималось.. В соответствии с Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985г. № 529, действовавшего с 05.11.1985 года по 23.09.2003 года, ни на исполком Ленинского районного Совета, ни в дальнейшем на администрацию Ленинского района г. Саратова, не была возложена обязанность по обеспечению граждан проживающих в домах, построенных по проекту инженера Лагутенко жилыми помещениями. В настоящее время переселение граждан из аварийных жилых домов города Саратова осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21.02.2009 г. № 78 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2009-2010 годах». Исполнителем указанной программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Представитель администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» иск не признал и пояснил, что дом на балансе администрации Ленинского района г. Саратова никогда не находился. Аварийным дом не был признан в установленном порядке. Прокуратура Ленинского района ссылается на распоряжение Исполнительного комитета Саратовского областного совета народных депутатов от 25.10.1983 № 988-р, согласно пункту 1 которого Саратовскому горисполкому поручается вопрос о переселении граждан, проживающих в шести домах и одном общежитии серии К-7-3-4, находящимся на балансе местных Советов. <адрес> не был признан распоряжением Саратовского областного Совета народных депутатов от 25.10.1983 № 988-р аварийным и непригодным для проживания. Решением Исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов № 420 от 30.12.1983 г. предприятия и другие организации, имеющие на своих балансах жилые дома серии К-7-2-4, обязаны были комиссионно до 30.03.1984 г. определить техническое состояние домов, принадлежащих каждой организации, и по результатам обследования подготовить предложения через соответствующие министерства и ведомства, включая осуществление мероприятий, с целью обеспечения их последующей эксплуатации. Считает доводы истца неправомерными, т.к. решение Исполнительного комитета местного Совета народных депутатов по спорному жилому дому не принималось. В соответствии с Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 г. № 529, действовавшего с 05.11.1985 г. по 23.09.2003 г., ни на исполком Ленинского районного Совета, ни в дальнейшем на администрацию Ленинского района города Саратова, не была возложена обязанность по обеспечению граждан проживающих в домах, построенных по проекту инженера Лагутенко жилыми помещениями (дома серии К-7-3-4), была только обязанность по утверждению актов межведомственной комиссии, которая была выполнена администрацией Ленинского района в полном объеме после составления акта межведомственной комиссии № 38/1 от 16.12.2002 г. На администрацию района не были возложены дополнительные полномочия по предоставлению жилых помещений или по решению вопросов о предоставлении жилых помещений, поэтому действия администрации района полностью соответствовали действующему законодательству. В связи с вступлением в законную силу с 01.03.2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации, решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, согласно которому данный вопрос разрешается межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Постановлением администрации города Саратова от 29.01.2007 № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Согласно п. 1.4. комиссия осуществляет признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В компетенцию Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» не входят вопросы по принятию решений о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставление жилых помещений по договору социального найма. Считает, что прокуратурой не представлены доказательства бездействия со стороны администрации района, в чем конкретно они выразились. Майорова Т.А., Былинкина Н.С. согласны с иском прокурора, просят его удовлетворить. Макарова Е.Ф., представитель Комитета по управлению имуществом г.Саратова в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав стороны, третьих лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьёй 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Как следует из части 1 ст.27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища. В соответствии с частями 4 и 5 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона. В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения (ст.86 ЖК РФ), которым является администрация МО «Город Саратов», а не администрация Ленинского района МО «Город Саратов», а потому в иске к администрации Ленинского района МО «Город Саратов» следует отказать. В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Во всяком случае предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Судом установлено и подтверждено материалами гражданского дела, что нанимателем <адрес>, относящейся к муниципальному жилищному фонду, является Макарова Е.Ф. (л.д.14, 16). Вместе с ней в данном жилом помещении проживают внучка Былинкина Н.С. и дочь Майорова Т.А. Распоряжением Исполнительного комитета Саратовского областного Совета народных депутатов от 25.10.1983г. № 988-р Саратовскому горисполкому было поручено решить вопрос о переселении граждан, проживающих в аварийных домах серии К-7-3-4 (л.д.36), а решением Исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов № 420 от 30.12.1983г. была определена необходимость установления порядка по переселению граждан из жилых домов серии К-7-2-4 (инженера Лагутенко) (л.д.37). Постановлением администрации г.Саратова от 16.02.1994г. № 114 «О ходе расселения пятиэтажных крупнопанельных жилых домов серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко» установлено, что в г.Саратове было построено 36 таких домов, которые имеют конструктивные недостатки. За период эксплуатации все дома были обследованы и составлены технические заключения о необходимости расселения жильцов. По этим причинам 12 домов были снесены, а 24 дома находятся в аварийном состоянии, в связи с чем, предприятиям и организациям, имеющим на балансе жилые дома серии К-7-2-4 до 01.07.1994г. необходимо обследовать дома и представить предложения по их отселению (л.д.38). Постановлением администрации г.Саратова № 321 от 19.06.1995г. было определено, что срок эксплуатации домов серии К-7-2-4 (инженера Лагутенко) истёк, была запрещена приватизация квартир в данных домах. Городскому управлению жилищно-коммунального хозяйства и предприятиям и организациям, имеющим на балансе указанные жилые дома, было необходимо в срок 01.07.1995г. представить мероприятия, обеспечивающие нормальное проживание в данных домах, утвердить график проектирования и расселения семей (л.д.39). Постановлением администрации Ленинского района г.Саратова от 27.10.1997г. № 609 утверждено Положение «О порядке реализации «Программы обеспечения жильём граждан, проживающих в аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко в Ленинском районе». Основными целями данной программы являлись предоставление гражданам благоустроенной жилой площади с целью ликвидации аварийных домов, построенных по проекту инженера Лагутенко, в том числе переселению подлежали жители из <адрес> (л.д.40, 41-43). Распоряжением администрации Ленинского района г.Саратова № 338-р от 26.03.2003г. утверждены акты межведомственных комиссий о признании непригодными для проживания жилых домов серии К-7-2-4 и дом, в котором проживает истец признан непригодным для проживания (л.д.45). Согласно п.3.2 и п.3.5 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утверждённого приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985г. № 529, подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодными для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утверждённые исполкомами акты служат основанием для решения, в том числе, вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательством порядке. Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии от 30.12.2008г. № 3/Л <адрес> был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д.46-48). Таким образом, решение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания было принято ещё в 2003г. и уполномоченным на то органом. По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст.85-89 ЖК РФ обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, и в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления как наймодателя жилого помещения. При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию своевременных мер по отселению семьи истца из аварийного дома и о предоставлении им другого жилого помещения. Согласно сведениям технической инвентаризации занимаемое семьёй истца жилое помещение состоит из двух комнат и имеет общую площадь 44,4 кв.м., а потому жилое помещение должно быть предоставлено равнозначное ранее занимаемому. руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично. Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию мер по отселению Макаровой Е.Ф. и членов её семьи Майорову Т.А., Былинкину Н.С. из <адрес> незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить семье Макаровой Е.Ф., включая Майорову Т.А., Былинкину Н.С., благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 44,4 кв.м., состоящее не менее чем из двух жилых комнат, находящееся в черте г.Саратова. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Саратова. Судья