Дело № 2-2928/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 ноября 2010 года г. Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Бабуриной И.Н., при секретаре Горбуновой Е.И., с участием истца Арушаняна С.Г., представителя истца Бабаева Э.Х., представителя ответчика Цопина А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арушаняна С.Г. к администрации Ленинского района МО «Город Саратов» о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма, признании решения администрации Ленинского района МО «Город Саратов» незаконным, об обязании администрации Ленинского района МО «Город Саратова» о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении УСТАНОВИЛ: Арушанян С.Г. является инвалидом 2-й группы, получил ранение во время прохождения срочной службы в составе ограниченного контингента ВС СССР, во время боевых действий в Демократической республике Афганистан. Вместе со своей семьей, состоящей из матери – ФИО5, 1929 года рождения, супруги ФИО6, двух несовершеннолетних детей ФИО7, 1994 года рождения, ФИО7, 1995 года рождения, истец проживает в комнате площадью 17,8 кв.м. (общежитие) по адресу: <адрес>. 08.02.2010 г. в администрацию Ленинского района МО «Город Саратов» истцом было подано заявление о принятии его на учет, как инвалида 2-й группы, в целях предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда. 08.07.2010 г. администрация Ленинского района г. Саратова вынесла решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся истца и членов его семьи в жилом помещении, пояснив, что по договору социального найма с 01 марта 2005 г. жилые помещения предоставляются только малоимущим гражданам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях. Сам факт наличия инвалидности не является достаточным основанием для принятия на учет. С указанным решением Арушанян С.Г. не согласен, считает его незаконным и необоснованным, в связи с чем, вынужден обратиться в суд. Просит признать решение администрации Ленинского района МО «Город Саратов» от 08.07.2010 г. незаконным. Признать его нуждающимся в жилом помещении предоставляемого по договору социального найма. Обязать администрацию Ленинского района МО «Город Саратов» принять Арушаняна С.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида 2-ой группы по основаниям, предусмотренным ст. 17 ФЗ № 181 «О социального защите инвалидов в РФ», а также с учетом положений п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 52 ЖК РФ. В судебном заседании истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил обязать администрацию Ленинского района МО «Город Саратов» принять Арушаняна С.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида 2-ой группы по основаниям, утвержденными Правилами к Постановлению Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901. В остальной части истец, его представитель исковые требования поддержали, дали пояснения аналогичные исковому заявлению. Представитель ответчика Цопин А.А. считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку законодательство не относит инвалидность к самостоятельному основанию для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Истец не был признан малоимущим, к категории граждан определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации истец не относится. На основании изложенного, исковые требования Арушаняна С.Г. необоснованны и удовлетворению не подлежат. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления является создание условий осуществления гражданами права на жилище, что установлено ст. 40 ч. 2 Конституции РФ. В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище… на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе и распоряжаться ими. В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, ст. 3 Закона РФ «О свободе граждан РФ на передвижение и выбор места жительства в пределах РФ» каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. То есть свобода передвижения и выбора места жительства является правом каждого гражданина, свободного выбора жилого помещения для проживания, в том числе и в качестве нанимателя, собственника. Ч. 1 ст. 3 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В судебном заседании установлено, что Арушанян С.Г. является инвалидом 2-й группы, получил ранение во время прохождения срочной службы в составе ограниченного контингента ВС СССР, во время боевых действий в Демократической республике Афганистан, данное обстоятельство подтверждается справкой из пенсионного фонда, и сторонами не оспаривалось. Вместе со своей семьей, состоящей из матери – ФИО5, 1929 года рождения, супруги ФИО6, двух несовершеннолетних детей ФИО7, 1994 года рождения, ФИО7, 1995 года рождения, проживает в комнате площадью 17,8 кв.м. (общежитие) по адресу: <адрес>. Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренным законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что заявитель относится к той категории граждан, право которой на получение жилого помещения, в том числе, из муниципального жилищного фонда не установлено специальным федеральным законом, а определяется ЖК РФ. В «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г.» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) (Извлечение)) указано, что части первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется. Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. С 01 марта 2005 г. основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма устанавливаются Жилищным кодексом РФ, при признании гражданина малоимущим и нуждающиеся в жилом помещении. То же указано и в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 N 180-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждански ФИО2 на нарушение ее Конституционных прав ч. 4 ст. 49 ЖК РФ», которой решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами кассационной и надзорной инстанций, гражданке М.А. Калюк было отказано в удовлетворении искового требования о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как страдающей тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с нею в одной квартире невозможно. При этом суд руководствовался тем, что заявительница в установленном порядке не была признана малоимущей. Судом установлено, что 08.02.2010 г. в администрацию Ленинского района г. Саратова истцом было подано заявление о принятии его на учет, как инвалида 2-й группы, в целях предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда. 08.07.2010 г. администрация Ленинского района г. Саратова вынесла решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся истца и членов его семьи в жилом помещении, пояснив, что по договору социального найма с 01 марта 2005 г. жилые помещения предоставляются только малоимущим гражданам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях. Положением об администрации Ленинского района МО «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 г. № 36-398, администрация района наделена полномочиями по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Арушанян С.Г. малоимущим гражданином в установленном законом порядке не был признан. Довод представителя истца о том, что при разрешении требования Арушаняна С.Г. о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, несостоятелен. Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Поскольку часть третью статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е. малоимущим и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 N 1563-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 ЖК РФ и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. С учетом изложенного, а также принимая во внимание все обстоятельства дела, у суда нет оснований для удовлетворения исковых требований Арушаняна С.Г. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Арушаняна С.Г. к администрации Ленинского района МО «Город Саратов» о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма, признании решения администрации Ленинского района МО «Город Саратов» незаконным, об обязании администрации Ленинского района МО «Город Саратова» о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд.