23285/2010 решение от 29.11.2010 г.



Дело №2-3285/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2010 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ионовой А.Н.,

при секретаре Акимове Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Т.А. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова о признании права на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Калинина Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова, просит признать решение ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова от
30.09.2010 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости
и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова от
30.09.2010 г. незаконными в части отказа в назначении досрочной трудовой
пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа
периода её (истца) работы с 29.05.1987 г. по 31.08.1990 г. в должности воспитателя
в детском комбинате ; просит обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период её (истца) работы с 29.05.1987 г. по 31.08.1990 г. в должности воспитателя в детском комбинате , и признать её (Калининой Т.А. ) право на досрочную трудовую пенсию по старости с 22.09.2010 г..

В обоснование иска указано, что истец считает действия УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова необоснованными и незаконными, нарушающими конституционное право истца на пенсию, т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, предусмотрена должность: «воспитатель», а также пунктом 1.8. раздела «Наименование учреждений» предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские ясли-сады, детские сады. Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, который действовал в спорный период работы 1987 - 1990 гг., также предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли) и должность «воспитатель». Указанным постановлением было определено, что в стаж засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Калинина Т.А. полностью поддержала свои доводы по иску, считает, что ей незаконно было отказано в назначении пенсии, просит защитить её нарушенное право, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

Попова Э.Р., представитель ответчика, считает, что Калининой Т.А. обоснованно отказано в назначении пенсии, поскольку отсутствует необходимый для этого стаж. При назначении пенсий ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова руководствуется нормами законодательства РФ, действующего на момент обращения за назначением пенсии. Досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается в соответствии с пп. 10. п. 1. ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-Ф3 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При определении права на данный вид пенсии пп. 10. п. 1. ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» применяется в совокупности с п. 3 ст.28 указанного Закона. Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29.10.2002г. № 781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными нормативными актами применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516. Стаж на соответствующих видах работ, рассчитанный в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П составляет 23 года 02 месяца 03 дня. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001г. К таким нормативным правовым актам, в частности, относились Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановление Правительства РФ от22.09.1999г.№ 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, регулировавшие пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 1 ноября 1999г. и после указанной даты, соответственно. При этом после вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 (с 12.11.2002г.) применяются Список и Правила, утвержденные указанным постановлением. Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004г. № 2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. Калинина Т.А. не могла рассчитывать на включение в трудовой стаж периода работы с 29.05.1987г. по 31.08.1990г. в качестве воспитателя в детском комбинате, поскольку вышеуказанное учреждение не было предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением СМ от 06.09.1991 г. № 463. Согласно Списку право на пенсию за выслугу лет как педагогическому работнику предоставляется при наличии работы в определенной должности в общеобразовательном учреждении для детей. Раздел «Наименования учреждения» не содержит указание на организацию «детский комбинат». Иного вывода управление в сложившейся ситуации сделать не могло. В трудовой книжке Калинина Т.А. имеется запись о том, что она была в спорный период принята в детский комбинат, о чем свидетельствует и архивная справка от 06.10.2004г. (лист дела ) и акт проверки факта работы Калининой Т.А. в спорный период. В представленных на обозрение специалиста управления документах (книгах приказов, лицевых счетах, иных документах) наименование учреждения звучит именно как детский комбинат. В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 17.12.2004г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией при наличии всех необходимых документов. В связи с тем, что на день обращения за назначением пенсии у Калининой Т.А. не было всех необходимых документов, подтверждающих право на досрочную пенсию, назначение ей пенсии с 22.09.2010г. неправомерно. Взыскание с УПФР в Ленинском районе г. Саратова государственной пошлины в сумме 200 рублей считаю незаконным и необоснованным по следующим основаниям: согласно ст. 17 ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета и доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. Расходование этих средств осуществляется соответственно: страховых взносов на выплату в дальнейшем страховой части трудовой пенсии лицам, уплатившим взносы; средств федерального бюджета - на выплату базовой части трудовой пенсии; доходов от инвестирования -на выплату накопительной части трудовой пенсии. Таким образом, все поступившие в Пенсионный фонд РФ средства являются индивидуально возмездными обязательными платежами, то есть принадлежат и зачисляются на индивидуальный лицевой счет лиц, уплативших эти платежи. Следовательно, расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату сумм, которые бюджетом не предусмотрены, фактически ведет к тому, что эти суммы органы Пенсионного фонда РФ должны выплачивать за счет средств других граждан, уплаченных ими в бюджет Пенсионного фонда РФ в счет страховых взносов и которые должны быть направлены на выплату пенсии этим гражданам. Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение - расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке (ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001. № 167-ФЗ). Попова Э.Р. возражает против удовлетворения исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст.7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочную пенсию по возрасту в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей имеют лица не менее 25 лет осуществлявшие данную деятельность.

Согласно записи в трудовой книжке Калинина Т.А. была принята на должность воспитателя в детский комбинат с 29.05.1987 г. (приказ от 28.05.1987 г.) и работала в нём по 13.06.1993 г. (приказ от 08.06.1993 г.).

Это учреждение являлось детским дошкольным учреждением, осуществляющим воспитание детей дошкольного возраста (яслями-садом, детским садом). Указанное подтверждается решением исполкома Энгельсского горсовета народных депутатов от 18.03.1987 г. , согласно которому «в целях улучшения условий медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях исполком... решил: 1. Объединить детский сад и ясли-сад в единое дошкольное учреждение ясли-сад на 240 мест. 2. Вновь образованному дошкольному учреждению на 240 мест присвоить номер ».

Истец Калинина Т.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о льготном назначении пенсии 22.09.2010 года, считая, что имеет более 25 лет специального педагогического стажа.

Решением ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе от 30.09.2010 г. и протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе от 30.09.2010 г. Калининой Т.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности педагогической работы, при этом в специальный педагогический стаж ответчиком были засчитаны только 23 года 02 мес. 03 дня.

Из специального стажа Калининой Т.А. ответчик исключил период её работы с 29.05.1987 г. по 31.08.1990 г. в должности воспитателя в детском комбинате , т.к. учреждение «детский комбинат» не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, и Списком, утверждённым постановлением от 06.09.1991 г. №463.

Период работы Калининой Т.А. с 29.05.1987 г. по 31.08.1990 г. в должности воспитателя в детском комбинате , необходимо включить в специальный педагогический стаж, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года №781, предусмотрена должность «воспитатель» и «дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований».

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, гарантировано равенство пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений независимо от вида собственности, то есть, работники негосударственных образовательных учреждений, в том числе и педагогические работники учреждений для детей, не относящихся к государственным либо муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных либо муниципальных образовательных учреждений; при переходе на новую систему пенсионного обеспечения работник не может ставиться в неравные условия либо ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе и в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности воспитательного заведения.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, предусмотрена должность: «воспитатель», а также пунктом 1.8. раздела «Наименование учреждений» предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские ясли-сады, детские сады. Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, который действовал в спорный период работы 1987 - 1990 гг., также предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли) и должность «воспитатель». Указанным постановлением было определено, что в стаж засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Следовательно, законодательством, действовавшим в момент возникновения рассматриваемых судом правоотношений, было закреплено право истца на назначение льготной пенсии. Последующему ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» не придано обратной силы.

Период работы Калининой Т.А. с 29.05.1987 г. по 31.08.1990 г. в должности воспитателя в детском комбинате , на основании изложенного, необходимо включить в педагогический стаж.

Требование Калининой Т.А.. о признании за ней права на досрочную пенсию по старости с 22.09.2010 года так же быть удовлетворено, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии при включении в педагогический стаж оспариваемых истцом периодов имеются необходимые 25 лет педагогической деятельности.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова от
30.09.2010 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости
и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова от
30.09.2010 г. незаконными в части отказа в назначении Калининой Т.А. досрочной трудовой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периода её (истца) работы с 29.05.1987 г. по 31.08.1990 г. в должности воспитателя в детском комбинате . Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова включить в специальный педагогический стаж Калининой Т.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы с 29.05.1987 г. по 31.08.1990 г. в должности воспитателя в детском комбинате , и признать право Калининой Т.А. на досрочную трудовую пенсию по старости с 22.09.2010 г..

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Саратова.

Судья: