Именем Российской Федерации 09 декабря 2010 года г.Саратов председательствующего судьи Бронниковой Л.В. при секретаре Жидковой Т.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ладис» о признании бездействия незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г.Саратова обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Ладис» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранений нарушений природоохранного законодательства. В обоснование иска Прокурор указал, что была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «Ладис», осуществляющего деятельность по адресу <адрес>. В ходе проверки установлено, что организация осуществляет деятельность, по производству и продаже питьевой бутилированной воды. В ходе деятельности ООО «Ладис» образуются отходы - ртутные лампы, люминсцентные ртутьсодержащие трубки отработанные, отходы средств защиты растений, средств дезинфекции, отходы щелочей, мусор от бытовых помещений, прочие коммунальные отходы. Однако ответчик первичный учет по обращению с отходами ведется не в полном объеме - отсутствуют сведения за 3 квртал 2010г., отсутсвует положение о производственном экологическом контроле, отсутствует паспорт на отходы средств защиты растений, дезинфицирующий раствор отработанный. Данные нарушения в деятельности ООО «Ладис» нарушают права человека на благоприятную окружающую среду, а также не позволяют в полной мере отслеживать степень негативного воздействия на окружающую среду, что влечет нарушение имущественных прав Российской Федерация, субъекта Российской Федерации и города Саратова. Производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия ООО «Ладис», выразившееся в неразработке паспорта на отходы средств защиты растений, средств дезинфекции, положения о производственном экологическом контроле, а также понуждении ответчика разработать и согласовать паспорт на отходы средств защиты растений, средств дезинфекции, положение о производственном экологическом контроле прекращено в связи с отказом от иска. Помощник прокурора Ленинского района г.Саратова Белоногов Я.В. в судебном заседании уточненные требования поддержал, просил признать незаконным бездействие ООО «Ладис» в отношении Российской Федерации и неопределенного круга лиц, выразившееся в не ведении первичного учета по обращению с отходами в 3-м квартале 2010г., обязать ответчика организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, обеспечить ведение журналов первичного учета. Представители «Ладис» Самсонов А.В., Борисенко С.Н. исковые требования не признали, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных расходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Таким образом, указанная норма федерального закона носит отсылочный характер и ее применение обусловлено принятием соответствующего подзаконного акта. Поскольку указанный подзаконный акт федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией до настоящего времени не принят, отсутствие у природопользователя учета отходов не образует состав правонарушения. В свою очередь ООО «Ладис» принят локальный нормативный акт предприятия - приказ № 4-Э от 22 февраля 2007г. «О временном порядке учета в области обращения с отходами». В приказе установлен срок внесения текущих записей в журнал учета образования и удаления отходов - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Данный срок установлен по аналогии с нормой, установленной Приказом Федеральной службы по экологической, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006г. № 557 «Об установлении сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду». Учет отходов на предприятии ведется в соответствии с порядком, установленным приказом. По состоянию на день проверки (18 октября 2010г.) нарушения в области первичного учета по обращению с отходами отсутствовали. Запись в журнал учета образования и удаления отходов за 3-й квартал 2010г. внесена 19 октября 2010г., т.е. за 1 день до истечения срока, установленного приказом. Таким образом, не внесение записи за 3-й квартал 2010г. в журнал учета образования и удаления отходов 18 октября 2010г. - не образует состав правонарушения, и тем более не нарушает права человека на благоприятную окружающую среду и не нарушает имущественный права Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и города Саратова. В соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Таким образом, указанная норма федерального закона носит отсылочный характер и ее применение обусловлено принятием соответствующего подзаконного акта. Поскольку указанный подзаконный акт Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принят, отсутствие у природопользователя паспорта отходов не образует состава правонарушения. Истцом не доказан факт наличия у ответчика отхода средств защиты растений, средств дезинфекции (дезинфицирующего раствора отработанного). Ссылка истца на проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является не корректной, так как в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Истцом не приняты меры по выяснению принадлежности ООО «Ладис» к субъектам малого или среднего предпринимательства. В соответствии с условиями, установленными Федеральным законом РФ от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ООО «Ладис» является субъектом малого предпринимательства. В 2009г. проведена и 05 октября 2009г. утверждена директором ответчика инвентаризация отходов и объектов их размещения. В ходе проведения данной инвентаризации отход средств защиты растений, средств дезинфекции (дезинфицирующий раствор отработанный) не выявлен, соответственно паспорт на него составляться не должен. В Федеральном законе РФ от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральном законе РФ от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральном законе от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержатся требования о разработке и утверждении такого документа, как Положение о производственном экологическом контроле. Данная позиция подтверждена разъяснениями Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области и Комитета охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области. Данные органы являются уполномоченными органами в сфере охраны окружающей среды. Таким образом, отсутствие утвержденного (согласованного) Положения о производственном экологическом контроле не образует состав правонарушения, и тем более не нарушает права человека на благоприятную окружающую среду и не нарушает имущественные права Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и города Саратова. Истцом не представлены доказательства нарушений прав человека на благоприятную окружающую среду, а также нарушений имущественных прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и города Саратова со стороны ООО «Ладис». Ответчик является добросовестным природопользователем, имеющим необходимый объем документации в области охраны окружающей среды, не имеющим задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему. В силу ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основании следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровья граждан; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, платность негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии со ст.3 ФЗ « Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области окружающей среды; запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой, не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями и дополнениями) отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами на основании п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Согласно п. 4 ст.18 Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с п.4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв.Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000г. № 461, индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами (далее именуются - индивидуальные предприниматели и юридические лица), на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства. Статья 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. В судебном заседании установлено, что 18 октября 2010г. прокуратурой Ленинского района г.Саратова проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности ООО «Ладис». В ходе проверки было установлено, что ООО «Ладис» осуществляет деятельность по производству и продаже питьевой бутилированной воды. При осуществлении данной деятельности у ответчика образуются отходы производства и потребления. ООО «Ладис» ведется журнал учета образования и удаления отходов с 31 марта 2007г. В связи с отсутствием подзаконного нормативного акта, регулирующего порядок учета в области обращения с отходами, директором ООО «Ладис» утвержден приказ № 4-э от 22 февраля 2007г. «О временном порядке учета в области обращения с отходами». В данном приказе установлен срок внесения текущих записей в журнал учета не позднее 20-го числа месяца. На момент проверки 18 октября 2010г. срок внесения записей в журнал не истек, необходимые записи в журнал были внесены 19 октября 2010г. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку бездействия ООО «Ладис», выразившееся в неведении первичного учета по обращению с отходами в 3 квартале 2010г., не установлено. Также не могут быть удовлетворены требования о понуждении ответчика организовать учет отходов и обеспечить ведение журналов первичного учета, поскольку такой учет ведется. Доказательств обратного прокурором суду не представлено. Кроме того, судом не установлено, что невнесением записи в журнал учета отходов за 3 квартал 2010г. каким-либо образом нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду либо имущественные права Российской Федерации, поскольку соответствующие платежи за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком вносятся в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Прокурору Ленинского района г.Саратова в удовлетворении искового заявления к обществу с ограниченной ответственностью «Ладис» о признании незаконным бездействия в отношении Российской Федерации и неопределенного круга лиц, выразившееся в неведении первичного учета по обращению с отходами в 3-м квартале 2010г. отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд. Судья с участием прокурора Белоногова Я.В., представителей ответчика Самсонова А.В., Борисенко С.Н.
Представитель Комитета охраны окружающей среды и природопользования по Саратовской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, просил рассмотреть в его отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.