Дело №2-3510/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 декабря 2010 года г.Саратов Ленинский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Пименова И.И, при секретаре Хвастуновой И.Ю., с участием истца Ивашова А.В. и его представителя Федониной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивашова А.В. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Ивашов А.В обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования (деле МО) «Город Саратов» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, обосновывая требования тем, что с 18.09.1998 г. по настоящее время проживает совместно с родителями - Ивашовым В.С. и Ивашовой З.А. в <адрес>. Заселение произведено на основании обменного ордера №, выданного городским Бюро по обмену жилой площадью. На момент вселения, дом стоял на балансе Саратовской дистанции гражданских сооружений ФГУП. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. №585 ФГУП «Приволжская железная дорога» стала филиалом вновь созданного ОАО «РЖД». Согласно п.7 данного Постановления имущество коммунально-бытового и социального назначения, не подлежащее приватизации в составе имущества железнодорожного транспорта, должно было быть передано в собственность субъектов РФ. Соответствующим распоряжением утвержден перечень передаваемого имущества субъектам РФ, где указан данный дом. 08.12.2006 г. на основании акта приема-передачи, дом был передан на баланс МУ «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г.Саратова». Однако <адрес> данном акте не оказалось. До настоящего времени квартира в муниципальную собственность не передана. Таким образом, в связи с отсутствием собственника указанного жилого помещения, он лишен возможности реализовать свое право на приватизацию жилья. Его родители участвовать в приватизации данного жилого помещения не намерены, дали согласие на приватизацию квартиры истцом. Он в свою очередь выполняет свои обязательства, производит оплату соответствующих коммунальных платежей. Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на вышеуказанное жилое помещение. В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Представители ответчика – Администрации МО «Город Саратов», а также третьих лиц ОАО «Российские железные дороги», Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом на территории Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, возражений не представили. Представитель 3-го лица - Комитета по управлению имуществом администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, возражений не представил, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.ст.2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом. Данные положения закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. На основании ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1, 2 статья 35). В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется свободная защита его прав и свобод. Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Как следует из ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. На основании ст.2 указанного Закона, право на приватизацию имеют граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ; жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В силу ст.6 названного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст.11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда 1 раз. В судебном заседании установлено, что Ивашова А.В. зарегистрирован и проживает совместно с родителями - Ивашовым В.С. и Ивашовой З.А. с 18.09.1998 г. в <адрес> (л.д.8, 10), общей площадью 27,2 кв.м. (л.д.14). Заселение в жилое помещение произведено на основании обменного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного городским Бюро по обмену жилой площадью (л.д.22). Согласно акта приема-передачи жилищного фонда в муниципальную собственность от 08.12.2006 г. вышеуказанный дом был передан Саратовской дистанцией гражданских сооружений прив.ж.д. на баланс МУ «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г.Саратова» (л.д.15-21). При этом <адрес> указанном акте отсутствует. Как следует из письма Комитета по управлению имуществом администрации МО «Город Саратов» от 19.05.2010 г. №12-03/3992 указанная квартира в реестре муниципальной собственности не значится (л.д.24). Также квартира не значится и в реестре государственного имущества Саратовской области (л.д.26). Согласно письма Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом на территории Саратовской области от 21.05.2010 г. за №04-83з спорной квартиры в реестре федерального имущества по Саратовской области не имеется (л.д.25). На балансе ОАО «РЖД» - правоприемника ФГУП «Приволжская железная дорога» спорная квартира также не значится (л.д.23). В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. №1541 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования только один раз. Спорное здание, как объект жилищного фонда подлежало передаче в муниципальную собственность после принятия Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585. Согласно п.7 данного Постановления имущество коммунально-бытового и социального назначения, не подлежащее приватизации в составе имущества железнодорожного транспорта, должно было быть передано в собственность субъектов РФ. Согласно п.2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 г., передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий». До настоящего времени организация, в ведении которой находилось спорное жилое помещение, не выполнило обязанность по передаче его в муниципальную собственность. Суд считает, что не передача спорного жилого помещения в муниципальную собственность не может ограничивать права граждан, поскольку реализация их прав не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующими предприятиями и органами власти. Указанное обстоятельство не может ограничивать права граждан, проживающих в данной квартире по сравнению с правами граждан, проживающих в зданиях или жилых помещениях, переданных в ведение органов местного самоуправление. Согласно п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Истец не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения по указанным выше причинам, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации. То обстоятельство, что право муниципальной собственности на квартиру, занимаемую истцом, не зарегистрировано, не может являться препятствием к ограничению законного права истца на приватизацию. Право на приватизацию жилого помещения предоставлено истцу в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». За пользование жилым помещением истец ежемесячно вносит плату за коммунальные услуги, при этом задолженности по оплате не имеется (л.д.11-13). Как следует из справки от 22.11.2010 г. №12-03/11914, выданной Комитетом по управления имуществом Администрации МО «Город Саратов» истец приватизации жилых помещений участия не принимал (л.д.29). Имеется согласие других жильцов - Ивашова В.С. и Ивашовой З.А. на приватизацию указанной квартиры, от участия в приватизации они отказываются (л.д.30). В связи с этим, суд считает, что неопределенность в собственнике спорного жилого помещения нарушает права истца на приватизацию данного жилого помещения, ставит предусмотренное законом право на приватизацию в зависимость от решений вопроса о передаче жилого помещения в муниципальную собственность. Таким образом, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Ивашовым А.В. право собственности на <адрес> в <адрес> в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова. Судья: